ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 766
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заб..раемся в камыш..вые зар..сли и распол..гаемся там с удоч..ками.
Солнце начинает пр..пекать, но оно не обжигает уже успевшие заг..реть за лето лицо и плечи. Все вокруг пр..ображается под его лучами. Ярко забл..стела река. Ле..кий ветерок к..снулся пр..брежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
Задание 94: Списать, выполняя следующие задания:
1)Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы.
2)Фонетический разбор прилагательного.
Июль — макушка лета.
(Не)настье — ре..кое явление этой чудес..ной летн.. поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется (не)долгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебря..ые капли на листьях и сразу просохнут. Последние (не)большие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается (не)объятная синева величественного небосвода. Только ярче бл..стит листва, жарче воздух.
Июльское солнце на вершине своего престола. В безветре..ый день не ступишь босой ногой на песча..ый берег реч..нки. В тени высоких деревьев прячутся (не)подвижные камыш..вые зар..сли. Не слышишь птич..их голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчели..ое жужжание.
В лесу из-под (нежно)зеленой травы смотрят на вас черные грибы, в хвойной тени желтеют лисички.
Тема 3. ГЛАГОЛ.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Задание 95: Списать и вставить пропущенные буквы, объяснить, используя ЗРЯ.
-
1)Вода течет вниз, а человек стремит..ся вверх. 2) Храбрым считат..ся — никого не боят..ся. 3) Обленит..ся — хлеба лишит..ся. 4) Называт..ся человеком легко, быть человеком труднее. 5) Не трудит..ся — так и хлеб не родит..ся. 6) Вместе сходит..ся — рекой становит..ся, врозь расходит..ся — ручейками стать. 7) В умной беседе — ума набрат..ся, в глупой — себя потерять. 8) Легко подружит..ся — тяжело разлучит..ся. -
1) Вдруг в тишине раздает..ся крик птицы. 2) Стало смеркат..ся. 3) Можно было отправлят..ся на рыбалку. 4) Все из рук валит..ся. 5) Удаст..ся ли муравьям проникнуть в улей? (В. Арсеньев) 6) Мгла спускает..ся с гор и ложит..ся на лес, на речку. 7) Возят..ся под снегом лесные мыши. (И. Соколов-Микитов) 8) Снег искрит..ся, сверкает на солнце. 9) Только смельчаки не боят..ся ходить в одиночку на медведя. (В. Арсеньев) 10) Этот крик заставил людей еще раз встряхнут..ся. (В. Арсеньев) -
1) В прозрачном зеркале воды отражают..ся звезды. 2) Всю зиму кормят..ся глухари жесткой хвоей. 3) Все выше поднимает..ся солнце. 4) Зимой налимы охотят..ся на задремавших рыбок. 5) Жители больших городов редко любуют..ся восходом солнца. 6) Все вокруг внезапно меняет..ся. 7) Рождает..ся новый день. 8) Радостно наполняет..ся сердце. 9) В природе все пробуждает..ся. 10) Взвивают..ся с полей в небо звонкие жаворонки. 11) Друзья мои, очень советую вам полюбоват..ся восходом солнца. Вы почувствуете, как свежей радостью наполнит..ся ваше сердце.
Задание 96: Списать и вставить пропущенные буквы, объяснить, используя ЗРЯ.
Вечереет. По снегу проносит..ся тень. Она движет..ся к сосне. Это сова. Охотники знают, как охотит..ся она на зайцев. Усядет..ся на ветвях или на пне и поджидает добычу.
Блестящая лента дороги изгибает..ся на каменистых склонах, которые заросли кедром и седой облепихой. Она скатывает..ся в долины, вьет..ся по берегам рек.
В сумерках крадет..ся по лесной опушке рыжий зверь. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на свежие следы зайца и несет..ся за ним. А косой делает круги, путает след и мчит..ся к чащобе. Здесь спасение.
Написание ь после ч в неопределенной форме.
Задание 97: Вставить, где нужно мягкий знак. Подобрать свои примеры.
Стереч.. дом; помоч.. другу; испеч.. пироги; сжеч.. сушняк; достич.. цели; разжеч.. костер; убереч..ся от огня; сбереч.. время.
Буквы е — и в корнях с чередованием.
Задание 98: Списать слова и вставить е или и. Объяснить выбор, используя ЗРЯ.
-
Соб..раться; бл..стеть; соб..рать; заб..рать; зам..реть; зам..рать; расст..лать; расст..лить; выж..гать; бл..стящий; заж..гательный; ст..реть; бл..стать; прот..реть; выт..рать. -
Выб..рать; заст..лить; зам..рло; зам..рало; ум..реть; ум..рать; раст..рать; забл..стать; выст..рали; выд..раю; заб..раю; прот..реть; соб..рающий; выч..сть; выч..тать. -
Зап..реть; зап..рать; приб..рать; изб..ратели; соч..тать; соч..тание; бл..стательный; бл..снет; приб..рет; оп..реться;
разб..ру; зам..рать; разд..рает; зат..реть; соб..ру. -
Изб..рать; заб..рет; раст..рать; зап..рать; проб..раться; доб..раться; расст..лить; бл..стать; забл..стел; расст..латься; соб..раться; заст..лать; перет..рать; перет..реть; забл..стать; уп..раться; зам..рло; разд..ру; бл..стательный.
Задание 99: Списать слова и вставить е или и. Объяснить выбор, используя ЗРЯ.
-
Расст..латься по лугу; зам..реть от страха; выб..рать дорогу; забл..стать на солнце; бл..снул луч; подб..рать цитаты; выб..рать маршрут; пост..лить скатерть; проб..раться сквозь зар..сли; отп..рать дверь; соб..решь рюкзак. -
Выб..рать делегацию; соб..раться в дорогу; бл..стать чистотой; выт..р ноги; отб..рать журналы; изб..рать депутата; ум..раешь со скуки; бл..стеть серебром; прид..раться к мелочам; зап..раешь на ключ..; расст..лается ковром; взб..раешься на дерево.
Задание 100: Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор по ЗРЯ.
1)Полезное занятие — соб..рать книги. 2) Долголетние скитания по тайге приучили меня разб..раться в следах. (В. Арсеньев) 3) Туманы скатертями ра..ст..лались по лугам. 4) Беспомощ..но озирает..ся белоч..ка, и дро..ды ра..летают..ся в разные стороны. 5) Сосны зам..рли под глубоким небом. 6) Под снежной шубой наб..рает силу з..мля. 7) Зам..рает в макушках деревьев предрассветный ветер.
Впереди проглянула небесная синева. Она все ш..ре и ш..ре прост..ралась над головами. И вот уже открылись поля, и за ближним холмом бл..снула река (В,в)оря.
Окончания глаголов
настоящего и будущего времени.
Задание 101: Списать, выполняя следующие задания:
1). В скобках записать вид, н.ф., спряжение.
2). Вставить пропущенные буквы.
3). Выделить окончание глаголов.
4). Составить распространённое предложение.
-
Ты дыш..ш..; подыш..ш..; увид..ш..; распил..ш..; слыш..ш..; скач..ш..; гре..ш..; слуша..ш..; се..ш..; та..ш..; ка..ш..ся; чу..ш..; реша..ш..; стро..ш..; нос..ш..; стел..ш..; кле..ш..; кол..ш..; руб..ш..; дремл..ш..; хвал..ш.. . -
Он (она, оно) полощ..т; ре..т; слуша..т; гоня..тся; упуст..т; пове..т; раскле..т; бор..тся; леле..т; отвеча..т; вступа..т; заправ..т; исправ..т; бре..т; леч..т; гон..тся; завис..т; зате..т; пропол..т. -
Стро..м; гон..те; бор..тся; реша..м; вид..те; раска..мся; почу..т; завис..те; раста..те; кле..т; стел..тся; выправ..т; ропщ..т; выдержива..т; выдерж..т. -
Дыш..м; стел..те; ве..т; управля..те; ед..те; управ..тесь; похвал..т; расправ..т; постро..те; постел..те; пляш..т; смотр..т; дыш..т; леч..т; дремл..те. -
Разве..те; дремл..т; плач..т; ла..те; клокоч..т; колебл..тся; пол..т; трепещ..те; жал..т; знач..т; кле..т; гон..т; вид..те; вид..м; пил..т; колебл..тся. -
Стро..м дом; кле..т игрушки; ве..т холодом; гоня..м мяч..; ветер гон..т; (не)слыш..ш.. ш..рохов; (не)слуша..ш.. радиопередач; встрет..ш.. отца; встреча..ш.. гостей; снег (не)та..т; кол..т в боку; бор..т..ся с вредителями; ре..т флаг; ед..м полем; бормоч..т ручьи. -
(Не)отыщ..ш.. в траве; грохоч..т в небе; увид..ш.. с круч; постел..ш.. постел..; дыш..ш.. ароматом; ищ..т собачку; не посмотр..ш.. фильм; выскоч..т из дома; унос..м из леса; попрос..ш.. отца; закле..т конверт; ре..т на ветру; бор..тся со сном; паш..т в поле; бормоч..т во сне. -
Вы терп..те боль; (не)стон..те от боли; кос..ш.. траву; осы жал..т; смотр..м в небо; застила..т солнце; завис..т от (не)погоды; уход..м в поход; се..т рож..; (не)навид..м лож..; волны плещ..т..ся; поток пен..т..ся; собака (не)ла..т; наслажда..мся красотой гор; увлека..тся теннисом. -
Пр..ближа..ш..ся к станц..и; об..единя..т..ся в группы; напрасно тревож..т..ся; чу..т опасност..; ищ..т и наход..т в зар..слях; ра..полага..мся на аллее; ре..т на здании; прос..ш.. о помощи; направля..мся к опушк..; окаж..ш..ся в оранжерее. -
Спуст..ш..ся на параш..те; побыва..те в (Г,г)реции, в (Т,т)урции; уча..ству..т в демонстрац..и; полеж..ш.. в постел..; отыщ..те в предложен..; увид..м восход; располож..ш..ся вдоль дороги; выскаж..ш.. предпол..жение; рассчитыва..шь на друга.
Задание 102: Списать, выполняя следующие задания:
1). В скобках записать вид, н.ф., спряжение.
2). Вставить пропущенные буквы.
3). Выделить окончание глаголов.
4). Разобрать по членам предложения.
-
1)Колыш..тся над водой тонкие камышинки. 2) Пахн..т дубовой листвой, цветами. 3) В густой траве пряч..тся нежные душистые цветы. 4) Если постав..шь на стол большой букет фиалок, непременно в полночь просн..шься. 5) Зимним днем выйд..шь в лес на лыжах, дыш..шь и не надыш..шься. 6) Та..т зимний снег. 7) На болотах во..т голодные волки. 8) Тихо плещ..тся легкие волны. 9) Над всей землей слыш..тся весенние голоса птиц. 10) Кача..тся на ветру лиловый колокольчик. -
1) Пахн..т влажной прелью старых листьев, мокрой корой осин. 2) Под высокими елями вид..шь белые цветы кислицы. 3) Зимой меч..т икру налимы. 4) Долго колыш..тся зеленая ветка. 5) Иногда слыш..тся в ночном лесу звуки и голоса. 6) Настоящая весна приход..т в середине марта. 7) Слыш..тся хрустальный звон. 8) На реках, озерах отдыха..т и корм..тся дикие утки. 9) Внимательный охотник услыш..т весной в лесу разнообразные звуки и голоса.
Правописание глаголов прошедшего времени.
Задание 103:Списать, выполняя следующие задания: определить гласную перед суффиксом прошедшего времени: в скобках записать начальную форму, выделить суффиксы.
I. Та..ли сосульки; чу..ли опасность; се..лись дожди; наде..лся на удачу; ве..ли ветры; леле..л мечту; собаки ла..ли; совсем отча..лись; ре..ли знамена; искренне ка..лся.
II. Слыш..л новости; вид..л цыгана; стро..л здание вокзала; та..ли на солнце; выкач..л воду; обид..л малыша; закле..л книгу; езд..л в Москву; заполн..л сосуд; ужал..л щенка; ненавид..л ложь; зате..л возню; чист..л клюв; разве..л тучи; завис..л от расписания.
Глаголы повелительного наклонения.
Задание 104: Списать, вставить пропущенные буквы. Образовать форму ед.ч. повелительного наклонения. Образец: увеличьте – увеличь.
Увелич..те число оборотов; спряч..тесь от дождя; исправ..те ошибки; никогда (не)плач..те; утеш..те малыша; отправ..тесь утром; достан..те билет; умнож..те пятнадцать на одиннадцать; приготов..тесь к ответу; состав..те план ответа; не остав..те ребенка без присмотра; буд..те здоровы; избав..те от хлопот; реж..те аккуратно; не тревож..тесь из-за пустяков.
Задание 105: Списать, вставить пропущенные буквы. Определитьспряжение и наклонение глаголов.
1) Выйд..те из дому пораньше! — Если вы выйд..те пораньше, мы успеем на поезд. 2) Выскаж..те свое мнение! — Все, что вы скаж..те об этом, пригодится позднее. 3) Крикн..те громче! — Если вы крикн..те громче, я вас услышу. 4) Прыгн..те с трамплина! — Когда вы прыгн..те с вышки, почувству..те наслаждение. 5) Выбер..те эпиграф к сочинению! — Когда его выбер..те, составьте план. 6) Вынес..те из комнаты все лишнее! — Когда вынес..те, в доме станет просторнее. 7) Вымет..те мусор! — Когда вымет..те, в комнате станет чисто. 8) Проветр..те помещение! — Когда проветр..те, голова перестанет болеть. 9) Выруч..те меня и на этот раз! — Если выруч..те, я буду вам весьма признателен. 10) Дополн..те ответ товарища! — Когда наполн..те пузырек, закройте его крышкой.