Файл: Реферат Тема Философия Сократа Коробейников Игорь Владиславович юнгпоз 1122 (2) Проверил(а).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 3221

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– стремление к автономному творчеству человека;

– познание человека, которое ведет к практической деятельности, в поведении которой и наполняется стремление к добру [4, с. 26].

Сократ считал, что философия должна достигать практических результатов для большего благосостояния общества. Он попытался установить этическую систему, основанную на человеческом разуме, а не на теологической доктрине. Добродетель достигается через человеческие отношения, такие как семья и друзья, любовь и счастье. Он также пришел к выводу, что, чтобы быть хорошим, этичным гражданином, необходимо общаться с другими, а не уединенно размышлять. «Мы должны действительно очутиться с человеком лицом к лицу, чтобы понять его».

Этот метод ведения долгих содержательных бесед с другими считается диалектикой. Это лучший способ находить и расширять знания, а также он лег в основу современной философии и этики. Сократ усматривал добродетель в человеческом стремлении, развивать отношения с семьей и друзьями, а также взращивать любовь внутри себя. Люди найдут принципы и добродетели через эти длительные отношения, которые затем будут направлять их при принятии хороших или плохих решений. Рациональное отражение морали возможно при обращении человека к собственному самопознанию.

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях: иронии и майевтике. Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод [5, с. 55].

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы. Перечислим достоинства сократического метода:


1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.

2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.

3. Участники спора находят истину.

В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме [13, с. 109].

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог. Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла. Вопросы воспитания занимали существенное место в этико-философской системе Сократа, названного Мишелем Монтенем «величайшим примером всех добродетелей», человеком «до безумия влюбленным во все прекрасное» [9, с. 1071].

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом [7, с. 71].

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог - источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Высшим идеалом нравственности философ считал добродетель, которую он отождествлял со знанием. Человек становится добродетельным, утверждал Сократ, благодаря усвоению понятий о доблести и благе и проникновению в сущность своего характера. Нарушение установленных правил и дурные поступки Сократ объяснял этической неграмотностью или моральными заблуждениями. «Зло совершается по незнанию, – утверждал философ, ибо нет такого человека, который, имея четкие понятия о добродетельных действиях, стал бы умышленно поступать хуже»

[11, с. 48].

Одним из главных источников нравственных поступков Сократ считал самопознание и часто повторял в беседах с учениками изречение, написанное на Дельфийском храме: «Познай самого себя». Путем самопознания, утверждал ученый, человек анализирует свой характер и свои поступки, освобождается от дурных наклонностей. В историю мировой педагогии прочно вошло понятие «сократовский характер» [6].

Будучи талантливым учителем начинающих философов, Сократ славился неотразимостью в споре. Путем вопросов он заставлял своего оппонента или ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности исходного положения, после чего направлял собеседника на правильный путь и подводил к необходимым выводам. Этот способ педагогического общения и добывания истины, получивший название «сократического», вошел в золотой фонд мировой дидактики. Его использование позволяет посредством диалога выработать умение правильно высказывать и логически обосновывать свою точку зрения на окружающие предметы и явления. Наряду со стремлением к истине и развитием мыслительных способностей сократический метод формирует умение слушать и слышать другого человека, реализуя потребность в общении, в процессе которого человек познает не только мир, но и самого себя.

Таким образом, этическая и политическая сторона оставались для него неразрывными. Делами политическими (полисными) обязаны заниматься только те, кто обладает политической добродетелью. Полисная (политическая) добродетель, по его мнению, не искусство или талант, какой имеет, например, музыкант, а величественное искусство управления делами государства. И обладает данным искусством незначительно число людей. В связи с этим, правителями должны быть знающие. Знающий то, в чем находится благо полиса, не будет являться корыстным, не будет применять власть как средство получения удовольствий.

Заключение



Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.


Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного. Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли.

Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Сократ – один из немногих людей, о которых можно сказать, что он так повлиял на культурное и интеллектуальное развитие мира, что без него история была бы совершенно иной. До Сократа философия в основном сосредотачивалась на вопросах происхождения и функции космоса. Именно при Сократе философия обрела характер обращенности мысли к человеку и начала исследовать вопросы человеческого существования и благополучия. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности.

Сократ считал, что его миссия – искать мудрость. Он умер, будучи верным этой миссии. Он пытался найти незыблемую и достоверную истину и мудрость, которые послужили бы руководством в жизни. Он пытался привести других к истинному пониманию. Он хотел убедить других заглянуть в себя, искать мудрости и добродетели и прежде всего заботиться о своем самом благородном достоянии, своей душе, используя диалектический метод. Он использовал диалектический процесс, чтобы прийти к универсальным определениям.

Жизнь и творчество Сократа были предметом исследования Платона («Апология Сократа», «Парменид», «Критон», «Федон»), Ксенофонта Афинского, Диогена Лаэрцкого, Плутарха, Либания. Сократ учился у лучших философов своего времени (Парменид, Демокрит, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл). Однако, как он утверждал, в условиях подъема национального духа Эллады их личное влияние на его судьбу было небольшим, его воспитала сама жизнь.

Сократ – один из немногих людей, о которых можно сказать, что он так повлиял на культурное и интеллектуальное развитие мира, что без него история была бы совершенно иной. До Сократа философия в основном сосредотачивалась на вопросах происхождения и функции космоса. Именно при Сократе философия обрела характер обращенности мысли к человеку и начала исследовать вопросы человеческого существования и благополучия. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности.

Список использованных источников:





  1. Аристотель. Афинская полития / пер. и примеч. С.И. Радцига. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 255 c.

  2. Аристотель. Никомахова этика. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2022. – 448 с.

  3. Беженарь, М.С. Многоаспектность проблемы человека в античной философии в свете учения Сократа // Культура и цивилизация. – 2022. – № 1 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoaspektnost-problemy-cheloveka-v-antichnoy-filosofii-v-svete-ucheniya-sokrata (дата обращения: 30.01.2023).

  4. Болотова, У. В. История философии: учебное пособие / У. В. Болотова. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2019. – 199 с.

  5. Букина, Т. Г. Риторика: теория и практика публичного выступления: Т. Г. Букина; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Кафедра иностранных языков: учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2020. – 143 с.

  6. Головнева, Е.В., Головнева, Н.А., Синдикова, Г.М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. – 2020. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-obrazovaniya-vospitaniya-i-pedagogicheskoy-mysli-v-antichnuyu-epohu (дата обращения: 30.01.2023).

  7. Горелов, А. А. Основы философии: учебник / А. А. Горелов. – 20-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 314 с.

  8. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе / Ксенофонт; [перевод с латыни С. И. Соболевского]. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – 469 с.

  9. Монтень, М. Опыты. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2022. – 1312 с.

  10. Платон, Диалоги / Платон; [перевод с древнегреческого А. Егунова, В. Карпова]. – СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, печ. 2021. – 795.

  11. Соборнов, П. Е. История политических и правовых учений: курс лекций / П. Е. Соборнов; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Нижегородская академия. – 2-е изд., доп. и перераб. – Нижний Новгород: НА МВД России, 2021. – 272 с.

  12. Сократ. Платон. Аристотель. Дэвид Юм. Шопенгауэр: биографические очерки: составление, общая редакция и вступительная статья Н. Ф. Болдырева. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 350 с.

  13. Толстиков, В. А. Проблемы взаимодействия рационального и иррационального в философском дискурсе. – Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2021. – 314 с.

  14. Туркулец, А. В. Социальные девиации: философско-правовые, социологические и криминологические аспекты: монография / А. В. Туркулец, С. Е. Туркулец, А. А. Кособокова; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения». – Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2020. – 139 с.

  15. Фатихов, Р.Ф. Формирование идеи правового государства в античной политической мысли // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 5-1. – C. 179–182.