Файл: Реферат Тема Философия Сократа Коробейников Игорь Владиславович юнгпоз 1122 (2) Проверил(а).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 3220
Скачиваний: 52
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа
(1 семестра)
Дисциплина: Философия
Реферат
Тема:
Философия Сократа
Выполнил:
Коробейников Игорь Владиславович
ЮНГПоз -1122 (2)
Проверил(а)
_____________________
_____________________
_____________________
Омск 2023
Содержание:
Введение 3
1. Биография Сократа 4
2. Политико-правовые идеи в философии Сократа 7
3. Этические идеи в философии Сократа 9
Заключение 14
Список использованных источников: 16
Введение
Актуальность темы и ее обоснованность. Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения. Сократ уникален среди великих философов тем, что его изображают и помнят как религиозного деятеля. Действительно, почти каждая школа древнегреческой и римской философии, от скептиков до стоиков и киников, желала объявить его своим (только эпикурейцы отвергли его, назвав «афинским шутом»).
Поскольку все, что известно о его философии, основано на трудах других, проблема Сократа или вопрос Сократа – полная реконструкция убеждений философа и исследование любых противоречий в рассказах о них из вторых рук – остается открытым вопросом, стоящим перед учеными сегодня.
Сократ и его последователи расширили цель философии с попытки понять внешний мир до попытки разобрать внутренние ценности человека. Его страсть к определениям и щекотливым вопросам вдохновила развитие формальной логики и систематической этики со времен Аристотеля через Ренессанс и в современную эпоху.
Степень разработанности темы.
Цель работы: изучить жизнь и философию Сократа
Задачи работы:
– рассмотреть биографию Сократа;
– охарактеризовать политико-правовые идеи в философии Сократа;
– охарактеризовать этические идеи в философии Сократа.
1. Биография Сократа
Сократ (469–399 гг. до н. э.) вырос в золотой век Перикловых Афин, отлично служил солдатом, но стал наиболее известен как вопрошатель всего и всех. Его стиль обучения, увековеченный как метод Сократа, заключался не в передаче знаний, а в том, чтобы задавать вопрос за уточняющим вопросом, пока его ученики не пришли к собственному пониманию.
Сократ родился в обычной семье в V веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. В юности он проявлял тягу к обучению. Платон описывает, как он жадно приобретал сочинения ведущего современного ему философа Анаксагора, и говорит, что риторике его научила Аспасия, талантливая любовница великого афинского полководца Перикла.
В 420-х годах Сократ участвовал в нескольких битвах Пелопоннесской войны, но также провел достаточно времени в Афинах, чтобы стать известным и любимым среди молодежи города. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы [10, с. 31, 12, с. 91].
Он был хорошим гражданином, участвовал в Пелопонесской войне. В 25 лет Сократ встретил Протагора и решил посвятить себя философии. Он был беден, считал, что взимание платы за преподавание – акт безнравственный.
В молодые годы Сократ был скульптором и добился в этом искусстве ощутимых успехов. Он приобрел славу храброго воина, совершив на поле битвы особо чтимый древними греками подвиг – спас от врага своего ученика, раненого Алкивиада. В дальнейшем зарекомендовал себя талантливым администратором. Но подлинным призванием Сократа являлась философия.
Согласно Ксенофонту, Сократ критиковал софистов за выборы правящих лиц – нельзя самых разумных людей выбирать из толпы по жребию; править должен знающий, а не толпа. Античный философ резко осуждал демократию и призывал вернуться к аристократии. В апреле / мае 399 г. до н.э. Анит, Мелет, Ликон подали на Сократа донос в суд гелиастов со следующим обвинением: «Он нарушает законы государства, не признавая национальных богов и вводя новые, а также развращает молодое поколение». Успех обвинения был предрешен по нескольким причинам. Во-первых, большинство судей были демократами, во-вторых, многие из них испытывали личную ненависть к Сократу (побеждал их в споре), в-третьих, Сократ не отказывался от преподавания философии, более того, он превратил процесс в изложение своих мыслей
[8].
Мыслитель давал много поводов к недовольству граждан Афин и древнегреческого общества. В то время являлось нормой, чтобы подростки учились у родителей, а непосредственно школ не существовало. Молодые люди были воодушевлены славой этого философа и толпами шли к нему. Взрослые не были довольны этим положением дел, от этого в дальнейшем и появилось главное обвинение «развращение детей».
Граждане считали, что мыслитель подрывает общественные устои, настраивая детей против родителей, развращая их неясные умы плохими мыслями, неугодными греческим богам грешными намерениями. Еще один момент, который стал роковым и привел к смерти философа, связан в предъявлении обвинения в поклонении другим божествам, вместо признанными афинскими жителями. Он утверждал, что о людях тяжело судить лишь по поступкам, так как зло причиняется по незнанию. При этом в душе любого человека находится место доброте, а у любой души существует демон-покровитель. Голос такого демона, которого сейчас называют ангелом-хранителем, постоянно подсказывал философу, как поступить в том или ином случае.
В итоге Сократ был признан виновным (Сократ был признан виновным по второму пункту (280 голосов против 220); далее требовалось определить вид наказания, обвинитель Мелет предложил смертную казнь, подсудимому надо было просить изгнание, но Сократ, не считая себя виновным, заявил, что требует «содержание за общественный счет на всю жизнь». Он сказал: «По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее». Был приговорен к смертной казни; на процессе Сократ заявил: «Итак, час разлуки настал: мы расходимся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить; но что лучше – знает один лишь Бог». Тридцать дней Сократ томился в оковах; Критон предложил ему бежать (в Фессалию), Сократ отказался. Он принял чашу цикуты из рук тюремщика [14, с. 70].
Таким образом, Сократ не столько стремился выявить определенное содержание знания, сколько приглашал к размышлению, к проверке всего, что принимается за знание. В еще большей степени, чем софисты он отходил от философии природы и обращался к человеку, к его мышлению и воле. В противоположность софистам он искал общеобязательную истину. В стремлении к истине, истинного знания заключается суть его философии. Согласно его взглядам, истинное благо состоит в самопознании. Отсюда – «Познай самого себя». Цель и основа всякой научной работы, согласно Сократу, есть понятие. Не обосновывая в качестве самостоятельной науку логики (сделал Аристотель), он предложил научный метод – индукцию (исходит из обыденного и несомненного). На признании этой заслуги Сократа сходятся Ксенофонт, Платон, Аристотель.
2. Политико-правовые идеи в философии Сократа
В Древней Греции политика и понимание самого правового государства зачастую соотносились с конъюнктурой в полисе. Солон – афинский правитель и один из семи почитаемых мудрецов – провел ряд протоправовых реформ, направленных на либерализацию Афинского полиса. «Афинская полития» Аристотеля описывает Солона так: «Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой, издал законы и произвёл отмену долгов...» [1, с. 14].
Дальнейшими теоретиками идеального государства являлись Сократ, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и Цицерон. Первый выделил понятие «политическая добродетель». Этот основной принцип сократовской этики стал решающим образом сказываться и на его политико-правовых взглядах [15, с. 179].
Политико-правовое учение Сократа непосредственно или опосредованно оказало значительное воздействие на все последующее развитие античной, а затем и европейской мысли в сфере политики, государства и права. Великий древнегреческий философ полагал, что государство воспитывает людей: нравственное государство воспитывает хороших, противоположное – плохих. Сократ указывает на зависимость государственных порядков и нравственности граждан.
И в настоящее время каждое государство должно стремиться к воспитанию граждан с необходимыми нравственными качествами и создавать для этого специальные структуры, помогающие в развитии этой политики. С воззрениями Сократа о государстве трудно не согласится. Он отделял демократию к неправильным формам правления. Ведь как Сократ уже подчеркнул, людьми могут быть избраны должностные лица, которые вообще не имеют представлений как управлять делами в государстве. Также он писал, что, если люди, добровольно взявшие на себя обязанность граждан какого-либо государства, должны не уклонно исполнять законы данного государства.
Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Истинное знание нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания, полагал Сократ. Мнение Сократа о том, что «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Аналогичный политический идеал правления знающих полностью расходился с принципами как демократии, так и аристократии, олигархии и тирании. Особенно Сократ резко критиковал тиранию.
В основе его позиции по отношению к различным формам государства присутствовал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, демократию правильную и неправильную. Первая из форм правления в каждой паре – правильная, а вторая – неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала традиционной. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами и знающими, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары.
Негативно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты в Пелопонесской войне и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Сократ не верил в успешность демократии, результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге народа к стяжательству и в безграмотности демократического органа правления.
3. Этические идеи в философии Сократа
Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.
Когда Сократ предупреждал, что «человек познает самого себя», большинство античных философов склонялись к тому, что интерпретировать это не стоит, так как это банально с их точки зрения. Другие видели в его призыве к познанию себя основу для истинного понимания себя, возможного овладения собой, развития себя и общества на общее благо себе и другим. Это, возможно, изменило цель познания в целом, оставив главное место рождения, которое вращается вокруг познания самого себя, в качестве трамплина для познания внешних объектов. «Сократ всегда отстаивал и защищал идеал объективной, абсолютной, универсальной истины. Но единственный универсум, который он признавал и который исследовал – это универсум человека» [3].
Выбор человека мотивируется стремлением к счастью, но правильный выбор для достижения счастья может быть сделан только тогда, когда человек действительно знает себя. В контексте рациональности Сократ ставит проблему отношения человека к себе, суть ее в знании, поэтому важной частью построения софросины (греч. ζωθροζύνη – «благоразумие, рассудительность, здравый смысл») является рациональное знание [2, с. 338].
Анализ рациональности и особенно выявление ее философской природы обусловили, что Сократ стоял перед проблемой познания на нескольких уровнях. Узловые точки философско-этических размышлений Сократа о добродетелях рациональности можно считать наиболее важными. Этими узловыми точками являются: