Файл: Воспитание ответственности у младших школьников на уроках.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Понятие ответственности в воспитательном процессе
1.3 Особенности воспитания ответственности учеников младшей школы
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка уровня воспитания ответственности младших школьников
2.2 Из опыта педагогов-практиков по воспитанию ответственности у младших школьников на уроках
Познавательные интересы, как и цель деятельности учащихся, развиваются и формируются в деятельности, а главное, в образовании. Основные каналы формирования познавательного интереса:
а) само содержание учебных предметов обладает таким потенциалом;
Б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Удивление - это сильный стимул к познанию. Ученики начальной школы были поражены бесконечным разнообразием чисел и разрядов, их характеристиками и взаимосвязями. Это удивление усиливается позже, когда учащиеся не только изучают числа, чтобы измерять, сравнивать и вычислять определенные объекты, но и научатся рисовать, конструировать, писать, играть, делать выводы и подытоживать. Педогогу обязательно нужно постоянно поддерживать познавательный интерес только с помощью новых ярких фактов. Чтобы зародить желание учиться, это развивает потребность участвовать в познавательной деятельности учащихся, что означает, что в самом процессе это приводит студентов к приобретению привлекательных аспектов этой деятельности, так что сам процесс обучения предполагает организацию с учетом особых интересов. путь желания.
Чтобы научить учащихся работать самостоятельно, в своей работе учитель может организовать и использовать подготовительные упражнения, карточки с индивидуальными заданиями, продумывание последовательности заданий, переходов и визуализации.
Для самостоятельной работы учитель предоставляет ученикам три варианта заданий различной сложности: первый вариант - самый сложный, второй – средней сложности , а третий - самый простой.
При проблемном обучении не понятная тема предлагается для общего обсуждения.
Средством создания любой проблемной ситуации в образовательном процессе является учебная проблема.Каждая образовательная проблема связана с противоречием между когнитивными и практическими функциями, предлагаемыми в учебной программе, доступным уровнем знаний, навыков и умений учащихся и уровнем их интеллектуального развития как движущей силы обучения.
Таким образом , одним из средств создания познавательного интереса является развлечение. Ожегов интерпретировал слово "занимательный" как "способный занимать внимание и воображение".
Ушинский рекомендует добавлять развлекательные элементы и игровые моменты в учебную работу студентов, чтобы сделать процесс обучения более продуктивным.
Вывод состоит в том, что в процессе игры на уроке математики дети смутно выполняют различные упражнения. Они должны сравнивать наборы, выполнять математические действия, тренировать устный счет и решать задачи. [17] Эта игра ставит учащихся в исследовательскую ситуацию и пробуждает интерес к победе. Поэтому они стремятся быть быстрыми, собирать ресурсы и т.д. Если ученик делает что-то, что для него посильно, он будет работать с интересом.
Таким образом, различные технологии помогают генерировать и развивать интерес к ответственностина уроках математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Однако для того, чтобы это желание быстро не исчезло, нужно сделать все возможное, чтобы дать им возможность проявить свои способности.
Стабильность интереса является залогом позитивного отношения ребенка к школьному обучению, что является основой для полноценного усвоения знаний.
Наконец, можно сказать, что благодаря такой творческой деятельности детям нравятся уроки, и они с нетерпением ждут их. Для них каждый урок - это новое открытие, и они еще не знают об этом. Опытный учитель старается создать в своей работе условия, обеспечивающие успех детей в учебной деятельности, счастье на пути от невежества к знаниям, от некомпетентности к способностям.
Таким образом, игровая технология, технология совместной работы, проектная методология, информационно-коммуникационные технологии, следует считать наиболее эффективными с точки зрения формирования познавательного интереса. Опыт учителей-практиков показывает, что использование развлекательных материалов, групповых и коллективных форм работы, проектной деятельности может способствовать повышению познавательного интереса младших школьников.
Заключение
Процесс обучения - это социальный процесс, который происходит с возникновением общества и усиливается в соответствии с социальным развитием[4, с. 24] в начале 70-х годов А. Патарни дал полное определение данному процессу : "урок - это обучающая модель системы, в которой учитель в точно определенное время и в специально определенном пространстве руководит совместной познавательной деятельностью ученика, принимая во внимание конкретные характеристики индивидуальность, использование различных методов гарантирует, что все учащиеся овладеют базовой специализацией по изучаемому объекту непосредственно в процессе обучения, создает условия для роста и развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников"[6, с. 238]
Личностно-ориентированное обучение приводит к нетрадиционному подходу к организации образовательной деятельности в современных школах. Содержание образования зависит от структуры образовательного процесса , характера творческой деятельности, качества, идеологии и личностного поведения, которое формируется в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов, и усилия преподавателей и учащихся должны направляться индивидуально.
Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни.
Ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.
Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг - все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека - тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.
При любом настрое чувство ответственности - это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Когда говорят о чувстве ответственности младшего школьника, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности - рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.
Ответственная позиция школьника - более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Развитое чувство ответственности - признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать - признак человека-ребенка.
Список использованной литературы
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018. -
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1978. № 4; 2019. №2,4. -
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2019. -
Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 2016. № 1. -
Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению. Сообщ. 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 2015. № 2. -
Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 2018. -
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 2016. -
Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М.: Учпедгиз, 2020 -
Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. - Волгоград, 2023. -
Мир детства: Младший школьник. М., 2019. -
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,2021. -
Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом "София", 2016. - 416 с. -
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,2015. -
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2021. -
Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 2014. -
Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 2019. № 4. -
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 2020. №4.