Файл: Биосоциальная сущность человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темы для составления планов.
  1. Биосоциальная сущность человека


  2. Социальная стратификация общества (Социальная стратификация)
  3. Семья как малая группа


  4. Социальный контроль (Механизмы социального контроля, Роль социального контроля в развитии общества)

  5. Познавательная деятельность (Многообразие форм познания)

  6. Научное познание (Наука)
  7. Образование как социальный институт

  8. Религия

  9. Глобализация современного общества


  10. Предпринимательская деятельность (Предпринимательство)
  11. Объекты микроэкономики

  12. Выборы как форма политического участия граждан
  13. Форма государства


  14. Институт президентства в Российской Федерации

  15. Право как социальный институт (Право в системе социальных норм)
  16. Политические режимы

  17. Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина России



Биосоциальная сущность человека


  1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

  2. Проявление биологической природы человека

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.)

в) генотип человека и механизмы наследственности и т.д.

  1. Проявления социальной природы человека а) социальные потребности

б) интересы;

в) самосознание;

г) мировоззрение и т.д.

  1. Единство биологического и социального в человеке


а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм;

в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.

Познавательная деятельность (Многообразиеформпознания)

  1. Познание как процесс получения знаний о мире.

  2. Этапы (ступени) познания:

а) чувственное (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

  1. Основные виды ненаучного познания мира:

а) мифологическое познание;

б) обыденное познание;

в) искусство;

г) паранаука и др.

  1. Научное познание мира и его особенности:

а) эмпирический и теоретический уровни;

б) стремление к объективности;

в) доказательность; г) системность и др.

  1. Особенности социального познания:

а) совпадение субъекта и объекта познания;

б) уникальность и неповторимость социальных явлений;

в) высокая доля субъективизма

Социальная стратификация общества (Социальнаястратификация)

  1. Основания социальной стратификации

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

  1. Исторические типы стратификации

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) классовая система;

  1. Социальная стратификация современного общества

а) высший класс;

б) средний класс;

в) низший класс.


  1. Средний класс как основа современного общества.

  2. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

(НаосновепланаизсборникавариантовКотовойиЛисковой)

Семья как малая группа


  1. Признаки семьи как малой группы

а) немногочисленный состав членов группы;

б) устойчивый состав;

в) наличие эмоциональных отношений между членами группы;

г) наличие конкретных личных взаимодействий и т.д.

  1. Другие особенности семьи

а) соединяется кровным родством или брачными узами;

б) общий быт;

в) является первой социальной группой в жизни человека;

г) стремление к рождению и воспитанию детей и т.д.

  1. Функции семьи

а) репродуктивная; б) воспитательная;

в) хозяйственно-бытовая (экономическая);

г) функция первичного социального контроля;

д) социально-статусная;

е) досуговая и т.д.

  1. Виды семей

а) по составу (нуклеарная, расширенная);

б) по характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская);

в) по количеству супругов (полная, неполная) и т.д.

Социальный контроль (Механизмы социального контроля, Роль социальногоконтроляв развитииобщества)

  1. Элементы социального контроля

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

  1. Формы социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль);

б) внешний (формальный и неформальный).

  1. Функции социального контроля

а) регулирование общественных отношений;

б) социализация индивидов;

в) обеспечение стабильности общества;


г) интегративная (обеспечение единства и сплоченности общества) и т.д.

  1. Виды социальных норм:

а) нормы морали;

б) нормы права;

в) обычаи;

г) традиции и др.

  1. Виды социальных санкций

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

  1. Девиантное поведение.

Научное познание (Наука)

  1. Особенности научного познания

а) стремление к объективности;

б) рациональная обоснованность;

в) проверяемость;

г) системность и т.д.

  1. Функции науки

а) познавательная;

б) мировоззренческая; в)производственная;

г) прогностическая и т.д.

  1. Виды наук по объекту исследования

а) естественные;

б) социальные;

в) гуманитарные;

г) точные.

  1. Уровни научного познания

а) эмпирический;

б) теоретический;

  1. Методы научного познания

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент; д) выдвижение гипотез;

е) научное моделирование и т.д.

Образование как социальный институт


  1. Виды (уровни) образования в Российской Федерации

  2. а) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование;

г) профессиональное обучение.

  1. Функции образования

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства; г) интегративная (обеспечение единства общества)

д) функция социального лифта и т.д.

  1. Тенденции развития современного образования а) гуманизация;


б) информатизация;

в) интернационализация; г) гуманитаризация;

д) демократизация; е) непрерывность;

Религия


  1. Понятие религии как социального института.

  2. Структура религии:

а) религиозное сознание;

б) религиозный культ;

в) религиозные организации.

  1. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) психологическая и т.д.

  1. Типы религий:

а) национальные религии;

б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам);

в) ранние формы религии (анимизм, шаманизм и т.д.)

  1. Характерные черты мировых религий:

а) большое число верующих;

б) эгалитаризм;

в) наднациональный уровень.

Глобализация современного общества


  1. Причины глобализации

а) развитие транспорта;

б) развитие средств связи;

в) углубление международного разделения труда и т.д.

  1. Основные направления глобализации

а) деятельность транснациональных корпораций;

б) развитие мирового рынка;

в) глобализация миграции;

г) мгновенное перемещение информации по всей Земле и т.д.

  1. Положительные последствия глобализации

а) доступность информации;

б) удешевление товаров и услуг за счёт мирового разделения труда;

в) повышение разнообразия товаров и услуг;

г) благоприятные условия для туризма; д) ускорение развития науки и т.д.

  1. Негативные последствия глобализации

а) развитие глобальной культуры в ущерб национальным культурам;

б) распространение международного терроризма;

в) распространение