Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Финансы и банковское дело»
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики: ознакомительной
Студента(ки)____1___ (курса)____209514 (группы)
формы обучения заочной____________________
направления подготовки 38.04.08. Финансы и кредит магистерская программа: Банковское дело__________
Бондаренко О.В.________________________
(фамилия и инициалы)
Руководитель К.э.н. доцент Хорошева Е.И.__________
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы)
Государственная шкала__________________________
Количество баллов ______ Оценка ECTS ___________
Члены комиссии:
____________ __________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
____________ __________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
____________ __________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
г. Донецк – 2023 г.
Задание 1. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность Банка России……………………………………………….. | 3 |
Задание 2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности Банка России……………………………………………………………….. | 7 |
Задание 3 (Индивидуальное). Теоретико-методологические основы формирования и реализации денежно-кредитной политики центрального банка в условиях трансформации экономики ……….…… | 13 |
3.1. Сущность, цели и принципы денежно-кредитной политики центрального банка……………………………………………..…………... | 13 |
3.2. Роль денежно-кредитной политики в структурной трансформации экономики ………………………………………………….……………….. | 15 |
Список источников………………………………………………………….. | 20 |
| |
| |
Задание 1. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность Банка России
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.
Главными целями банковского регулирования являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих подзаконных актов. Главное место среди них занимает Конституция Российской Федерации. Всего в ней 9 глав и 137 статей, из них 8 затрагивают банковскую систему (ст. 8, 10, 15, 17, 18, 71, 75). Конституция определяет экономические права личности, которые помогает реализовать эффективно функционирующая банковская система.
Первостепенное значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона: Федеральный закон 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации» и Федеральный закон 1990 г. «О банках и банковской деятельности». Законом 2002 г. определяются статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России. В законе обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов. Банк России выполняет значительные по объему функции, которые позволяют обоснованно говорить об абсолютной власти Банка России в отношении кредитно-финансовой системы страны. Только ему, судя по тексту федерального закона, принадлежат в полном объеме полномочия по регулированию кредитно-финансовой системы страны, регулированию, управлению и контролю за деятельностью любых организаций, осуществляющих банковские операции. Деятельность коммерческих банков с 1990 г. стала регулироваться Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Закон действует и сейчас в редакции от 23 апреля 2018 г. Он определяет взаимоотношения банка с его клиентами на основе анализа их кредитоспособности, ликвидности кредитных институтов, обеспеченности ссуд.
Специальным законом, регулирующим в России залоговые операции с недвижимостью, стал Федеральный закон 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон содержит правовые положения и нормы, относящиеся к закладной — именной ценной бумаге. В соответствии с законом появилась возможность залога незавершенного для строительства жилого недвижимого имущества, а также наряду с этим и залог принадлежащих залогодателю материалов и оборудования, которые заготовлены для строительства жилого дома. Нормами закона устанавливается порядок и пределы обеспечения ипотекой дополнительных расходов залогодержателя.
Важный Федеральный закон был принят в 2003 г. — закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». С этого времени в нашей стране, как и во многих зарубежных странах, начала работать система обязательного страхования вкладов физических лиц. С принятием закона вкладчики могли быть уверены в том, что их сбережения будут застрахованы и возвращены.
Еще несколько лет назад сложно было себе представить широкое распространение осуществления расчетов с использованием платежных терминалов, мобильных телефонов, интернета, других современных способов, однако в последние годы это стало повседневным явлением. Между тем в российском законодательстве отсутствовала системная правовая база, регулирующая правоотношения в национальной платежной системе. В 2011 г. такой документ появился. Это Федеральный закон «О национальной платежной системе». Закон установил правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС), регулирует порядок оказания платежных услуг (осуществление перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов НПС). Также закон определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в НПС. В законе обозначены все участники НПС, обеспечивающие ее деятельность, установлены их функции и обязанности. Описан порядок оказания платежных услуг: общие правила перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств и перевода электронных денежных средств, порядок исполнения распоряжения клиента, порядок использования электронных средств платежа, в том числе при переводе электронных денежных средств, идентификация клиентов. В документе впервые даны определения таких понятий, как «электронные денежные средства» и «электронное средство платежа».
В настоящее время все большее распространение среди технологий банковских услуг кредитных организаций России получают разнообразные способы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Банковская нормативная база достаточно обширная. Одни вопросы урегулированы детально (например, кредитование), другие только поверхностно (например, ДБО).
В 2008 г. Банком России была предпринята попытка урегулировать деятельность кредитных организаций по ДБО. Центральный банк подготовил редакцию положения № 2-П от 3 октября 2002 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Изменения касались ввода понятий «электронного средства платежа» и «удаленного банковского обслуживания». В разработанной редакции положения были установлены единые стандарты документооборота, правила расчета, требования к банкам по разработке систем управления рисками, а также рассмотрены вопросы по использованию инновационных методов платежей.
В целях обеспечения надежности банковской деятельности и защиты интересов клиентов кредитных организаций было разработано Письмо Банка России от 7 декабря 2007 г. № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании» Этот документ посвящен именно специфическим особенностям ДБО, которые могут использоваться в противоправных целях.
Встречаются нормативные акты общего характера, охватывающие несколько сфер деятельности человека. В них регулирование банковской сферы рассмотрено фрагментарно. Специальные нормативные акты детально прописывают ее регулирование. При изучении этого вопроса важно обращаться и к тем и другим источникам, так как они дополняют друг друга и в совокупности формируют достоверную картину современной действительности.
Задание 2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности Банка России
Цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора, включая принятие решения о целесообразности проведения инспекционных проверок банков и определении их тематики, а также характера применяемых к банкам мер надзорного реагирования. Для проведения анализа финансово-экономических показателей деятельности Банка России есть «Методика анализа финансового состояния банка» утвержденная 04.09.2000 года, Заместителем Председателя Банка России, Горюновым В.Н.
В рамках анализа решается задача получения достоверной картины текущего финансового положения банка, существующих тенденций его изменения и прогноза на перспективу до 1 года, в том числе при возможном неблагоприятном изменении внешних условий. Проведение эффективного анализа финансового состояния банка предполагает выполнение ряда условий. Ключевыми условиями являются достоверность и точность информации, используемой при анализе, а также его своевременность и завершенность. Отсутствие достоверных данных ведет к недооценке проблем банков, что может иметь опасные последствия для развития ситуации. Достоверность представляемых банками отчетов, а также адекватность оценки принимаемых ими на себя рисков должна проверяться как в процессе документарного надзора, так и в ходе инспекционных проверок, а результаты должны использоваться как важный источник информации при проведении анализа.
Анализ проводится с использованием программного комплекса «Анализ финансового состояния банка» и основан на :
- использовании системы показателей, характеризующих деятельность банка и виды принимаемых рисков с выявлением взаимосвязи между показателями;
- изучении факторов изменения этих показателей и величин принимаемых рисков;
- сравнении полученных показателей со средними показателями по группе однородных банков.
Система показателей, используемых в рамках данной методики, сгруппирована в аналитические пакеты по следующим направлениям анализа:
- структурный анализ балансового отчета;
- структурный анализ отчета о прибылях и убытках;
- коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций;
- анализ достаточности капитала;
- анализ кредитного риска;
- анализ рыночного риска;
- анализ риска ликвидности.
Каждый аналитический пакет содержит таблицы аналитических показателей, позволяющих выявить тенденции и сделать выводы по соответствующему направлению анализа, а также графики, характеризующие динамику показателей, и диаграммы, отражающие структурные характеристики. Анализ банка предполагает также определение соответствия работы конкретного банка установленным нормам, а также тенденциям однородной группы банков (особенно при оценке рентабельности работы, структуры балансового отчета и достаточности капитала).
Согласно «Методике анализа финансового состояния банка» номера форм отчетности кредитных организаций приведены в соответствии с Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Анализ базируется на данных следующих форм отчетности:
- оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (ф.101);
- отчет о прибылях и убытках кредитной организации (ф.102);
- расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации (ф.110);
- информация о качестве активов кредитной организации (ф.115);
- сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией (ф.116);
- данные о крупных ссудах (ф.117);
- данные о концентрации кредитного риска (ф.118);
- сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (ф.125);
- расчет собственных средств (капитала) (ф.134);
- информация об обязательных нормативах (ф.135);
- сводный отчет о величине рыночного риска (ф.153);
- сведения о размещенных и привлеченных средствах (ф.302);
- сведения о межбанковских кредитах и депозитах (ф.501);
-сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них (ф.603);
- отчет об открытых валютных позициях (ф.634);
а также данных инспекционных и аудиторских проверок банков.
Я предлагаю рассмотреть динамику основных показателей российской банковской системы из статьи в научном журнале «Вестник экспертного совета» №2 (25) 2021, согласно данных приведенных в таблице 1.
Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что до начала 2020 года чистая прибыль банковской системы возрастала, однако, в 2020 году ввиду пандемии и изменения условий кредитования чистая прибыль сократилась. Соответственно, произошло сокращение чистой процентной маржи до уровня ниже 2018 года. Несмотря на то, что банковская система восстанавливает ликвидность, прогнозные значения демонстрируют дальнейшее снижение чистой прибыли и маржи.
Таблица 1
Динамика основных показателей российской банковской системы
в 2017–2020 годах: прогнозные значения на 2021 и 2022 годы
Показатели | Единицы измерения | Факт | Прогноз | ||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | | |||
Балансовые показатели | | ||||||||
Активы | % | 6,4 | 10,4 | 2,7 | 14,6 | 10,2 | 10,5 | | |
Портфель ценных бумаг | % | 7,5 | 6,4 | 3,5 | 16,7 | 14,1 | 10,3 | | |
Кредиты и прочие ссуды, всего | % | 4,5 | 12,0 | 3,0 | 13,4 | 10,5 | 10,0 | | |
Корпоративные | % | 0,2 | 10,5 | 1,2 | 14,0 | 9,3 | 8,8 | | |
Розничные | % | 12,7 | 22,4 | 18,5 | 12,5 | 16,8 | 15,4 | | |
В т.ч. ипотека | % | 12,7 | 24,9 | 18,5 | 18,7 | 17,8 | 16,8 | | |
Предоставленные МБК | % | 7,8 | –4,8 | –4,0 | 8,4 | 5,0 | 4,0 | | |
Привлеченные МБК | % | 6,9 | 0,3 | –12,1 | 15,2 | 6,7 | 5,6 | | |
Средства клиентов, всего | % | 7,4 | 14,2 | 4,5 | 15,6 | 11,6 | 11,0 | | |
Юридических лиц | % | 7,4 | 18,7 | 2,1 | 23,3 | 15,3 | 13,7 | | |
Физических лиц | % | 7,4 | 9,5 | 7,3 | 8,0 | 7,2 | 7,5 | | |
Капитал | % | 4,1 | 3,8 | 7,6 | 10,6 | 5,0 | 10,4 | | |
Качество активов | | ||||||||
Просрочка | % | 5,2 | 4,7 | 5,4 | 5,7 | 6,5 | 6,1 | | |
Стоимость риска | % | 2,5 | 2,0 | 1,7 | 2,5 | 2,8 | 1,5 | | |
Финансовые коэффициенты | | ||||||||
Чистая процентная маржа | % | 3,8 | 4,1 | 3,7 | 3,7 | 3,5 | 3,4 | | |
ROA | % | 0,6 | 1,1 | 1,8 | 1,4 | 0,6 | 1,2 | | |
ROE | % | 6,1 | 10,7 | 17,5 | 13,4 | 6,5 | 13,2 | | |
C/I | % | 39,5 | 39,8 | 39,6 | 38,4 | 43,8 | 45,1 | | |
Чистая прибыль | млрд руб. | 535 | 974 | 1685 | 1410 | 735 | 1613 | | |
Достаточность капитала | % | 8,5 | 8,9 | 9,2 | 10,7 | 10,2 | 10,3 | |
Данные таблицы демонстрируют существенный рост кредитов и прочих ссуд кроме розничных. Рост кредитования был вызван падением производства из-за режима самоизоляции и как следствие снижением ликвидности коммерческих предприятий отвечать по собственным обязательствам. В свою очередь рост ипотечного кредитования обусловлен проводимой политикой по льготному ипотечному кредитованию. Благодаря принятым мерам в 2020 году, направленным на сохранение стабильности банковского сектора, по ряду показателей на конец 2020 года отмечается прирост.
Так как в таблице данные за 2021 и 2022 годы являются прогнозными, то на сегодняшний день мы уже можем рассмотреть новые данные.
В декабре 2022 года Банк России выпустил доклад с результатами работы банковского сектора. Согласно этому докладу российские банки получили по итогам года прибыль в 200 млрд. рублей. Это кратно меньше, чем в 2021 году - 2,4 трлн.руб; и в 2020 - 1,6 трлн.руб. но выше прогнозов регулятора, который ожидал увидеть убыток. Негатив первого полугодия удалось компенсировать во втором. Помогли денежные вливания в экономику государства и меры поддержки от Банка России.
Кредитование выросло за счет госсубсидий. Рост кредитования стал основным драйвером роста доходов банков. Кредитный портфель корпоративного кредитования вырос за год на 14,3% - это выше, чем в 2021 году, когда рост составил 11,7%. В основном позитивную динамику обеспечили займы крупным компаниям. Кредитный портфель — это совокупная задолженность по действующим кредитам.
Весомую поддержку оказали государственные субсидии, которые выделили на поддержку системообразующих предприятий, пострадавших от санкций. Они смогли получать кредиты под 10—11% объемом до 10 млрд. рублей или до 30 млрд. для холдинговых структур. В итоге за 2022 год банки выдали по этой программе свыше 1,5 трлн. рублей.
Также корпоративный сегмент поддержал рост проектного финансирования застройщиков. Это целевые кредиты, которые выделяются строительным компаниям под невысокие ставки, в среднем 4-5% годовых, обеспеченные деньгами покупателей жилья на счетах эскроу. Портфель таких займов за год вырос на 2,2 трлн рублей, что поддержало и отрасль строительства, и доходность банков. Всего по итогам года совокупный корпоративный кредитный портфель российских банков составил 59,1 трлн. рублей.
Ипотека тоже выросла не без помощи государства. Программы поддержки ипотечных заемщиков, включая главную из них — кредитование под 7% на покупку жилья в новостройках, дали банкам основной объем в этом сегменте. Пик спроса пришелся на декабрь — люди взяли почти 400 млрд. рублей ипотек по льготным ставкам - это вдвое больше, чем в ноябре. Сказались опасения о будущем госпрограммы и ее условий: сначала все ждали, что она завершится, а потом узнали, что ставка вырастет до 8% с 2023 года.
В целом за год ипотечный портфель российских банков вырос на 20,4%. Это сильно ниже показателей 2021 года, когда динамика составила +31%. Но в условиях кризиса и резкого роста ставок весной результат в ЦБ признали высоким.
Показатели в сегменте потребительского кредитования оказались ожидаемо низкими. В докладе Банка России их охарактеризовали как стагнацию. Кредитный портфель вырос всего на 3%. После роста на 20% годом ранее такой результат можно считать провальным. Причиной стал не только рост ставок, которые весной превышали 20% годовых, но и ужесточение кредитной политики банков. В условиях неопределенности они стали более избирательны в одобрении кредитных заявок. Кредитная активность самих заемщиков тоже упала. На фоне происходящих событий россияне опасаются обрастать новыми долгами. К концу 2022 года портфель по необеспеченным кредитам составил 12 трлн. рублей.
К концу года на банковских счетах россиян скопилось 36,6 трлн. рублей. Для понимания: это больше, чем годовой бюджет страны. Около 2,5 трлн. прибавилось только в декабре, когда россияне получили авансом зарплаты, пенсии и пособия, которые обычно платятся в начале следующего месяца. Вклады выросли благодаря росту ставок и соцвыплат.
В 2022 году сбережения граждан в больших объемах перетекали с текущих счетов на вклады и обратно. Когда весной после роста ключевой ставки положить деньги на краткосрочный вклад можно было под 20%, люди массово пользовались этой возможностью. Но после снижения ставок многие отказались продлевать депозиты. В целом за год рост объема вкладов составил 6,9%.
Финансовые результаты банков хоть и оказались неоднородными, но в целом после убытка в 1,5 трлн. рублей в первом полугодии большинство игроков закончило год в плюсе. В основном прибыль обеспечил рост кредитования после снижения ставок и запуска господдержки. Чистые процентные доходы по итогам года показали рост даже относительно благополучного 2021 года — на 2,9%. Комиссионные доходы выросли еще значительнее — на 5,7%.
Прибыль банковского сектора по итогам года можно считать символической: она составила 203 млрд. рублей. Это в 12 раз меньше, чем в 2021 году. При этом финансовые результаты 18% российских кредитных организаций оказались отрицательными – в 2021 таких было лишь 2%.
На финансовых результатах компаний сказались послабления, которые на фоне кризиса ввел для банков регулятор, в том числе снизив нормативы обязательных резервов. Без этой поддержки сектор бы закончил год с небольшим убытком.
Задание 3 (Индивидуальное). Теоретико-методологические основы формирования и реализации денежно-кредитной политики центрального банка в условиях трансформации экономики
3.1. Сущность, цели и принципы денежно-кредитной политики центрального банка
Денежно-кредитная политика(ДКП) – это комплекс государственных мер по управлению денежными потоками в стране. Она позволяет контролировать состояние кредитного рынка, регулировать деятельность коммерческих банков, влиять на деловую активность и общий спрос. По-другому ДКП еще называют монетарной политикой.
Основная цель ДКП – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции. Чем ниже уровень инфляции, тем более благоприятны условия для жизни и ведения бизнеса. Поддержание ценовой стабильности помогает решать несколько актуальных государственных проблем:
- защитить сбережения граждан в национальной валюте от обесценивания;
- повысить доступность кредитного финансирования для юридических лиц;
- упростить стратегическое планирование для бизнеса;
- увеличить доверие к национальной валюте;
- защитить граждан с низким уровнем дохода.
За реализацию денежно-кредитной политики государства отвечают специальные финансовые организации – их называют регуляторами. В России это Центральный банк, в США – Федеральная резервная система, в Евросоюзе Европейский центральный банк. Они обладают определенной самостоятельностью и независимостью, потому что защищены от давления госструктур и политических институтов.
ДКП проводится в русле экономической стратегии государства и не противоречит ей. Ежегодно регуляторные финансовые организации совместно с государственным правительством утверждают основные направления ДКП публикуют в свободном доступе. ДКП затрагивает всех субъектов финансовых отношений: банковский сектор, бизнес - структуры, простых граждан. Денежно-кредитная политика Банка России является составной частью экономической политики государства. Она представляет собой систему мер для достижения основных экономических целей: экономический рост, низкий уровень безработицы, стабильность цен, стабильность процентной ставки и курса национальной валюты. Промежуточные цели - это то, что Банк России может контролировать, чтобы добиться основных целей, а именно: денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс.
Критерии выбора промежуточных целей:
- быстрота измерения и доступность информации о параметре;
- возможность контроля и управления с помощью инструментов ЦБ;
-согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.
Операционные цели - это набор инструментов, на которые Банк России может воздействовать прямо, т.е. банковские резервы. Денежная база, ставки межбанковского рынка и т.д. В настоящее время концепция ценовой
стабильности, как основной цели денежно-кредитной политики, получила большое распространение, потому что:
- стабильность общего уровня цен и отсутствие инфляции и дефляции позволяет соблюдать относительные цены, т.е. рынок более эффективно распределят ресурсы;
- формирование интереса к инвестированию (т.к. меньше риск);
- меньше ресурсов отвлекается от производительного использования для хеджирования (страхования) инфляционного риска;
- устранения инфляционных издержек, связанных с воздействием налоговой системы на экономическое регулирование;
- препятствует произвольному перераспределению доходов.
3.2. Роль денежно-кредитной политики в структурной трансформации экономики
Структурная трансформация (СТ) экономики– это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. СТ имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики. Она связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства, и ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики. Механизм СТ заключается во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными), разработки региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований, средне- и долгосрочного прогнозирования для обеспечения усиления связи науки и производства.
Главная задача СТ состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой трансформации являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. Смысл СТ в странах с переходной экономикой состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности.
Денежно-кредитная политика (ДКП) государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
1) проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
2) проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
Банк России перешел к политике стабилизации цен, объявив конечной целью уменьшение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Количественные характеристики ценовой стабильности - это общий индекс потребительских цен, показатель базовой инфляции (из набора для расчета индекса потребительских цен исключаются товары и услуги, цены которых регулирует государство, и товары и услуги, зависимые от сезонных колебаний цен). Базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, на которую Банк России может оказывать прямое влияние. Достижение определенной цели базовой инфляции может служить оценкой результата денежно-кредитной политики. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики - это процесс воздействия политических решений на экономику государства в целом и на уровень цен в частности.
Стратегии проведении денежно-кредитной политики:
- денежное таргетирование (ЦБ поддерживает заданные параметры изменения денежной массы);
- прямое таргетирование инфляции (реакция ЦБ на отклонения прогнозных значений инфляции от заданных значений на определенном временном участке);
- таргетирование валютного курса (фиксирование на заданном уровне, путем корректировки процентных ставок и денежной массы).
Финансовая система должна обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование платежно-расчетных систем. Невыполнение этих требований может препятствовать реализации мер денежно-кредитной политики и искажать их воздействие на экономику. Несмотря на рекомендации влиятельных ученых-экономистов, представителей бизнеса, Банк России продолжает реализацию денежно-кредитной политики, которая не соответствует интересам российской экономики. Крайне высокая стоимость кредитных ресурсов (18-25% для малого и среднего бизнеса) обеспечивается за счёт искусственного поддержания дефицита денег в экономике, ограничения эмиссии рубля приростом валютных резервов и категорического отказа руководства Центрального Банка России от запуска системы полноценного рефинансирования отечественной экономики и банковской системы. Центральный Банк России будет придавать большое значение разъяснению участникам финансового рынка действующей операционной процедуры, а также особенностей применения инструментов ДКП.
Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике, а также снижение неопределенности относительно действий Центрального Банка России будет способствовать формированию стабильных ожиданий относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улучшению переноса изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма ДКП. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация на внешних рынках, какие решения будет принимать Банк России по валютной и процентной политике, какое соотношение будет складываться между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации, будут определяться основные решения по денежной программе. Следовательно, показатели программы не будут жестко задаваться, и в результате изменения экономической конъюнктуры и отклонения фактических значений от исходных условий сценариев развития экономики можно корректировать состояние денежного обращения и кредита.
Список источников
-
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/9:0 -
Федеральный закон (ред. от 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12127405/ -
Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П) (ред. от 19.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2002 N 4068). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10105960/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ -
Аганбегян А., Ершов М. О связи денежно-кредитной и промышленной политики в деятельности банковской системы России//Деньги и кредит. 2019 № 6. С. 3-11. -
Боженко Е.С., Варданян А.А. Анализ и оценка современного состояния банковской системы/ научный журнал «Вестник экспертного совета» №2 (25) 2021г. Северо - Кавказский институт-филиал РАНХиГС, 2021 -
Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие/А. М. Годин, И. В. Подпорина. -М.: Дашков и Ко, 2019. -480 с. -
Кондратов Д.И. Денежно - кредитная политика Центрального банка России// Современная Европа. 2018. — 309 с. -
Мишина Н.А. Нормативно-правовое регулирование отечественной банковской системы на современном этапе / Н. А. Мишина // Изд-во Уральского университета, 2018. — С. 104-109.
-
Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ -
Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации / Доклад о денежно-кредитной политике [Электронный ресурс] / Центральный Банк России. – 21 февраля 2022 года. - Режим доступа: https://www.cbr.ru. -
Структурная трансформация экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7310688/page:56/ -
Что такое денежно-кредитная политика простыми словами? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/chto-takoe-denezhno-kreditnaya-politika-prostimi-slovami? -
Центральный Банк России раскрыл итоги 2022 года для банковского сектора. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/bank-results-2022/