Файл: Поволжский экономический район.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Поволжский экономический район

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Цель урока: систематизация знаний о районах России на примере Поволжья.

Задачи урока:

Образовательные: -продолжить формирование умений давать оценку ЭГП экономических районов России

-показать районообразующую роль Волги;

-изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства Поволжья;

Развивающие: создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки делать обобщение и выводы, анализировать; развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы.

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе.

- прививать интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Оборудование: административная карта Р.Ф., атлас, учебник, тетради, раздаточный материал, сообщение учащихся, презентация, компьютер, проектор.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

- частично-поисковый

(на доске план урока)

1.Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Природные ресурсы.
5. Население.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Актуализация знаний .

Играет музыка “Гимн о Волге”.

2. Формулирование темы и цели урока.

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.

Итак, сегодня мы с вами обобщим полученные ранее знания о Поволжском экономическом районе .

- Почему он так называется ?

Название района связано с рекой .Многие художники , писатели и поэты воспели красоту Волги в своих произведениях.

Во все времена Волга была главной артерией земли русской и несомненно она составляет экономический стержень Поволжского района.


1.Состав.

- Перечислить , используя карту , какие субъекты Р.Ф. входят в состав Поволжского экономического района ?

р.Татарстан – г.Казань

обл. Пензенская – г.Пенза

обл. Ульяновская – г.Ульяновск

обл.Самарская – г.Самара /1 ученик у доски /

обл.Саратовская – г.Саратов

обл.Волгоградская – г.Волгоград

обл.Астраханская – г.Астрахань

р.Калмыкия – г.Элиста 

/ работа учащихся по карте /

2.Далее рассмотрим ЭГП района.

- Что такое ЭГП ? / ответы учащихся /

- Какие особенности ЭГП района вы можете отметить? / ответы учащихся /

 презентация

1.Стержень района –р. Волга связующее звено субъектов федерации,

образующий экономический район.

2.Район вытянут с севера на юг (около 1500 км.).

3.Находится между двумя индустриальными регионами: ЦЭР, Европейский ЮГ и

Уралом.

4.Имеет внешние границы с __________ , но граница « прозрачная » - __________ _____________ .

5.Транспортное положение:

а) Волга - река;

б) транзитные газо-трубо проводы, газопроводы.

в) вдоль Волги – Поволжская ж/д.

г) выход к морям: Каспийскому , _____________________ .

Сделайте вывод: ЭГП выгодное

3Природные условия.

Природные условия также влияют на развитие хозяйства района.

/ учащиеся вспоминают физ.географию и называют особенности природных условий и их влияние на развитие хозяйства /

Природные условия

Характеристика природных условий

1. Рельеф

равнинный; в геологическом отношении Поволжье - это осадочный чехол древней Русской платформы.


2. Климат

 умеренно-континентальный, на юге континентальный; на юге - жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи – причин неурожаев.


3. Природные зоны

 умеренно-континентальный, на юге континентальный; на юге - жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи - причина неурожаев.


презентация

Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область

Лесостепи –Ульяновская, Самарская ,Пензенская области;



Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;

Полупустыни- Астраханская область

Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.

4.Природные ресурсы.

- Какими природными ресурсами богат район?

- Каких ресурсов недостаточно в Поволжье? презентация

  • 1. Минеральные ресурсы:

  • а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);

  • б) поваренная соль (оз.Эльтон и Баскунчак);

  • в) строительные материалы.

  • 2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК).

  • 3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.

  • 4. Рыбные ресурсы - это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.



Ресурсы

Отрасль специализации

Центры




























Вывод:

Проблемы Волги. ( Выступление учащихся.)

5.Население.

Национальный состав Поволжья довольно разнообразен. Кроме русских составляющих ¾ его жителей здесь проживает много других народов.

презентация

Сообщение учащихся о населении Поволжья.

Найдите соответствие: народ - религия

русские ислам

татары православие

калмыки буддизм

ФИЗМИНУТКА

Задание: ответьте на вопросы.

1.Назовите коренные народы Поволжья. Эльимира

2.Какие государства существовали на территории Поволжья?басы

3. 4.Преобладающий народ в Поволжье?зухра

5.Когда в Поволжье появились немцы?хадижа

6.Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции? Маша

8.Численность населения Поволжья? Диана

9. …..Уровень урбанизации ………………………


11.Города – миллионеры? Казань, Самара, Волгоград

Экологическая ситуация в Поволжском регионе

В последние годы район сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с быстрым ростом городов, насыщением территории района промышленными предприятиями, загрязняющими воды Волги, ее притоков и атмосферный воздух. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов к ускорению развития эрозионных процессов. Перегрузка пастбищных угодий и бессистемный выпас скота в Нижнем Поволжье (особенно в Калмыкии) приводят к выбиванию травостоя и опустыниванию пастбищных угодий.

Этап 4.Закрепление полученных знаний

( Учащиеся отвечают на вопросы теста)

Этап 5.Рефлексия. 

Сегодня я узнал………………………………………

Было интересно………………………………………

Я понял, что…………………………………………..

Меня удивило………………………………………….

     Мне захотелось ………………………………………

 Этап 6.Выставление оценок и домашнее задание.  

.      

               

Расписание уроков на 18.01.2023




1 класс

4 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1


















2

Математика

Русский язык

Математика




Русский язык




3




Физкультура




Технология




География

4