ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа здоровьесбережения
«Здоровая школа»
на 2022-2026 гг
п. Высокий
2022 год
Пояснительная записка
Образование - основной, один из важнейших элементов социально культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Для решения данной задачи Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей.
Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования, президентской национальной инициативы «Наша новая школа». Анализ программ и концепций развития образования федерального и регионального уровней позволяет выделить задачи по управлению качеством образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса, которые возможно решить на уровне образовательного учреждения. К таким задачам относятся модернизация образовательного процесса (содержания, структуры, методов и отношений, уклада школьной жизни), подготовка педагогов к решению новых задач.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день весьма актуальными является создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного, высоконравственного, творческого человека, но прежде всего - здорового.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся и педагогов нашей школы, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Для разработки новой программы по здоровьесбережению на 2022-2026 годы был проведён мониторинг заболеваний учащихся за последние три года, исследованы проблемы социального и нравственного характера. Данные исследований свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается.
Наиболее важная задача и для ребёнка, и для школы - это формирование здорового образа жизни. Педагогический коллектив нашей школы поставил цель: активное формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Работа в школе идёт по двум направлениям:
1. Создание оптимальных условий, рациональная организация труда и отдыха школьников (школьная гигиена).
2. Воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья.
На заседании педагогического совета было решено разработать комплексно-целевую программу «Здоровая школа».
Программа начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях обучения. Каждая ступень формирует более глубокое понимание мер по охране здоровья.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Для ее реализации не требуется дополнительных часов в учебном плане школы, она войдёт в образовательные области, базирующиеся на предметах естественнонаучного, гуманитарного, эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия.
Программа «Здоровая школа» призвана послужить моделью, которую школа и учителя смогут использовать при разработке учебных планов, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.
Основной задачей нашей школы мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.
В фокусе данной программы обучения детей и подростков находится формирование умения вести здоровый образ жизни. Обучение здоровью касается знаний, отношений, навыков и поддержки, в которой дети и подростки нуждаются для того, чтобы действовать в соответствии со здоровыми канонами, строить здоровые отношения, пользоваться необходимыми услугами и создавать здоровую среду обитания.
Коллектив школы, ставя перед собой задачу создания здоровьесберегающей среды, исходит из того, что мы должны сделать все, от нас возможное для того, чтобы наши дети были здоровы.
Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности школы является последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников. Реализация школы здоровьесберегающего проекта при воплощении данной модели в образовательном пространстве обеспечит переход образовательного учреждения к статусу «Здоровьесберегающее образовательное учреждение».
Предлагаемая программа включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время виды здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования. Система мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения МКОУ Высоковской СОШ отвечает основным положениям, оформленным в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28 декабря 2010 года).
Нормативно-правовая база
Программа «Здоровая школа» составлена на основании следующих нормативных документов:
-
Конвенцию ООН о правах ребенка; -
Конституцию Российской Федерации; -
Закон Российской Федерации «Об образовании»; -
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»; -
Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» -
Национальную доктрину образования Российской Федерации; -
ФГОС общего образования второго и третьего поколения;
-
«Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан».
-
Федеральный закон «О санитарно-эпидеологическом благополучии населения» -
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» -
Федеральный закон «Об ограничении курения табака» -
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» -
Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
-
Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи»; -
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» -
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
Основной стратегической целью программы школы на 2022 - 2026 годы является содействие всем участникам образовательного процесса в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
-
Коллектив школы ставит перед собой задачи для создания здоровьесберегающей среды: совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы; -
организация методической поддержки педагогам в реализации цели программы; -
разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствования здоровье сберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей; -
обеспечение формирования у учащихся мотивации к стремлению заботиться о своем здоровье и умению вести ЗОЖ; -
у педагогов - мотивации к валеологизации учебно-воспитательного процесса, освоению валеологических технологий в учебном процессе, к деятельности по сохранению собственного здоровья; -
у родителей - мотивации совместной деятельности по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительской работы; -
установление эффективных путей взаимодействия с родителями, различными специалистами в области здоровье обеспечения; -
мониторинг состояния здоровья детей.
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
Информационная карта
Информационная карта.
1.Полное название программы | «Здоровая школа» |
2. Цель программы | Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный образ жизни. |
3. Направление деятельности | Учебно - развивающее |
4. Авторы программы | Методический совет, инновационная группа учителей-предметников, социально- психологическая служба |
5. Муниципальное образовательное учреждение, разработавшее программу | МКОУ Высоковская СОШ |
6. Адрес, телефон | п. Высокий, ул. Гагарина, 23А 8(47352)66-1-10 |
7.Место реализации | МКОУ Высоковская СОШ |
8.Количество учащихся | 162 |
9. Возраст учащихся | От 6,5 до 18 |
10. Сроки проведения | 2019-2024 годы |
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья учащихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Основные разработчики программы: МС школы, инновационная группа учителей-предметников, психологическая служба
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-
привитие навыков ЗОЖ -
отработать систему выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; -
создать информационный банк показателей здоровья и образа жизни обучающихся; -
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками; -
формировать у учащихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность; -
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья учащихся;