Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право (Наименование дисциплины) Товарный знак как интеллектуальная собственность (Наименование темы) Ф. И. О студента Пустовалов Максим Алексеевич Направлениеспециальность 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра гражданского и предпринимательского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Гражданское право
(Наименование дисциплины)
Товарный знак как интеллектуальная собственность
(Наименование темы)
Ф.И.О студента: Пустовалов Максим Алексеевич
Направление/специальность: 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность/специализация: Уголовно-правовая защита экономики
Номер группы: ЮУ91в
Номер зачетной книжки: 142632
Дата регистрации курсовой работы кафедрой «____» _______________ 2023
Проверил_________________________________________________________
Новосибирск 2023

2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра гражданского и предпринимательского права
ЗАДАНИЕ на курсовую работу (проект)
Тема Товарный знак как интеллектуальная собственность
ФИО студента Пустовалов Максим Алексеевич
Группа ЮУ91в
Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график
№ п/п
Наименование вопросов, подлежащих разработке (этапы работы)
Срок выполнения
1
Сбор и изучение научной литературы и нормативных источников, анализ статистических данный и судебной практики
2
Написание первой главы
3
Написание второй главы
4
Написание третьей главы
5
Подготовка выводов и предложений
6
Защита курсовой работы
Дата выдачи задания «___» ____________ 20 ___ года
Срок сдачи работы «___» ____________ 20 ___ года
Преподаватель ______________________
_____________
(фамилия и инициалы преподавателя)
(подпись)
Задание получил студент Пустовалов М.А. _____________
(фамилия и инициалы студента) (подпись)

3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра гражданского и предпринимательского права
ЗАЯВЛЕНИЕ о самостоятельном характере выполненной работы
Я, Пустовалов Максим Алексеевич, студент группы ЮУ91в, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» направленности (профиля) Уголовно- правовая защита экономики заявляю, что в моей курсовой работе (проекте) на тему «Товарный знак как интеллектуальная собственность» не содержится элементов плагиата.
Все заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищенных ранее письменных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.
«____» ___________ 2023 г. М.А. Пустовалов
Результаты проверки в системе «Антиплагиат»
Доля авторского текста (оригинальности) в результате автоматизированной проверки составила _____ %.
Руководитель курсовой работы __________________________________
(уч. степень, должность, Фамилия И.О.)
«____» ___________ 2023 г. ___________
(подпись)


4
Содержание
Введение ................................................................................................................... 5 1 Социально-экономическая обусловленность правовой охраны средств индивидуализации и условия ее предоставления товарному знаку…...............8 1.1 Товарный знак как средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг……………………………………………………………..8 1.2 Требования и порядок регистрации товарного знака……………………13 2 Правовое регулирование в сфере использования товарных знаков …………20 2.1 Содержание исключительного права на товарный знак………………...20 2.2 Ответственность за незаконное использование товарного знака……….22 3 Особенности правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и проблемы ее обеспечения……………………………………………………………………...27
Заключение ............................................................................................................. 30
Список использованных источников и литературы ............................................. 31

5
ВВЕДЕНИЕ
В России 2021 год официально был объявлен Годом науки и технологий.
В стране изобретательства и творчества, где за многие годы сформировался колоссальный пласт научных изобретений, интеллектуальная собственность - центральный элемент в процессе создания новых продуктов и их коммерциализации. Подтверждением сказанному служит то, что на протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост числа заявок в Роспатент на регистрацию товарных знаков. Так, в 2019 году подано 87 509 заявок на товарные знаки (из них 58 616 российские заявители), в 2020 году 93 926 заявок
(67 396 российские заявители), в 2021 году - 107 030 заявок (78 988 - заявки отечественных заявителей)
1
. Вместе с тем наряду с положительной тенденцией наблюдаются и усиление некоторых негативных процессов. Так, в 2019 году поступило 117 дел о защите прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий (сумма заявленных исковых требований – 24 193 320 рублей), в 2020 году 81 дело на сумму 12 753 175 рублей, в 2021 году уже 183 дела на сумму 51 691 485 рублей
2
Как видно из представленных данных увеличение посягательств на интеллектуальную собственность сопровождается многократным ростом причиненного ущерба. Представляется, что в условиях жесткой санкционной политики и обострения межгосударственных противоречий обе тенденции будут только усиливаться, что свидетельствует, как об укреплении позиций отечественных производителей, так и росте активности недобросовестных участников рынка, сопряженной с использованием чужих средств индивидуализации для незаконного обогащения.
Широкое распространение практики использования чужих средств индивидуализации, как правило, узнаваемых и пользующихся лояльностью потребителей, позволяющей недобросовестным участникам рынка без затрат
1
Роспатент в цифрах и фактах // https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2021-short-version.pdf
2
Данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации // http://www.cdep.ru/?id=79


6
на разработку собственного бренда и его раскрутку, получать стабильный доход от реализации поддельной продукции помимо прямых финансовых потерь несет рост притязаний к владельцу бренда со стороны неосведомленных о характере товара потребителей ввиду его несоответствия запросам к качеству и безопасности. Удар по деловой репутации компании в перспективе может спровоцировать отток клиентов и финансовый крах. В масштабах страны недобросовестная конкуренция, критическая зависимость от импорта, высокая доля теневого сектора, отсутствие реальных механизмов защиты потребителей и предпринимателей – ощутимая угроза экономической безопасности. Сказанное обуславливает необходимость охраны товарного знака и осуществление противодействия его незаконному использованию, что подтверждает актуальность темы работы.
Объект - гражданско-правовое регулирование товарного знака как объекта интеллектуальной собственности и общественные отношения по поводу его незаконного использования.
Предмет - действующие нормы гражданского права и других отраслей отечественного законодательства, регулирующие отношения, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности.
Целью работы – анализ положений гражданского законодательства
Российской Федерации, обеспечивающих охрану товарного знака, и проблем их реализации в практической деятельности.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
 анализ нормативно-правовых актов, регулирующих правовую охрану товарного знака и устанавливающих ответственность за его незаконное использование;
 изучение характеристики товарного знака как интеллектуальной собственности, его видов, требований и порядка регистрации;
- изучение норм об ответственности за незаконное использование товарного знака и проблем их реализации.

7
В процессе исследования использовались методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, формально-логический метод.
Нормативную базу составили Конституция РФ, Гражданский кодекс
РФ, а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы, рассматриваемые в курсовой работе.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные публикации таких авторов, как Я.К. Егоров, Н.Г. Кириллов, А.А. Козлов,
Р.А. Кураев, И.Э. Мамиофа, С.В. Матвеев, С.В. Михайлов, В.Я. Мотылева,
В.Н. Наврузалиева, Л.А. Новоселова, Т,Ю. Погребинская, А.И. Прокопьев,
Е.А. Романова, В.С. Тайнишева, В.В. Тирских, Г.И. Тыцкая, А.А. Тюлькин и др. Часть исследователей повествует о природе товарных знаков, их месте в системе интеллектуальной собственности как в России, так и за рубежом, часть рассматривает процедурные вопросы регистрации, часть - проблемы незаконного использования товарных знаков и привлечения виновных лиц к ответственности. Несмотря на большое количество работ в основном они изданы достаточно давно и не учитывают динамичность общественных отношений и норм, направленных на их урегулирование.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


8 1 Социально-экономическая обусловленность правовой охраны средств индивидуализации и условия ее предоставления товарному знаку
1.1
Товарный знак как средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг
В условиях рыночной экономики и свободы частной собственности предложение на рынке товаров и услуг формируется огромным количеством производителей, специализирующихся на производстве продукции одного назначения. Однако не всегда аналогичная продукция обладает одинаковым качеством, сроком годности
/ службы, условиями постпродажного обслуживания и т.д. Мотивация у производителей тоже может быть разная – кто-то нацелен на получение разовой сиюминутной прибыли, а кто-то выстраивает производственный процесс десятилетиями, создавая конкурентные преимущества своего предприятия не за счет манипулирования ценами, а путем апробации более сложных технологических процессов, позволяющих получать более совершенные результаты, использования надежных и экологичных материалов, эксклюзивных решений. Ярким примером может служить южнокорейская корпорации Samsung, основанная 1 марта 1938 года и специализирующаяся на производстве интегральных микросхем, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видеоустройств и т.д.
Сегодня ее продукция получила широкое распространение по всему миру благодаря оригинальным технологическим решениям и качеству (в 2 квартале 2021 году доля на общемировом рынке смартфонов составила 18 %, что соответствует первой позиции в рейтинге продаж)
3
. Мало кто знает, что история компании связана с производством рисовой муки. Получив популярность в 1950-х годах, после окончания
Корейской войны, она ограничивалась деятельностью по реализации сахара, лапши и шерсти
4
. И только в 70-х годах был основан бренд Samsung Electronics
3
Рейтинг производителей смартфонов 2021 // http://topmira.com/tehnika/item/666-proizvoditeli-smartfonov-2021 4
Логотип Самсунг – история появления и эволюция // https://dzen.ru/a/XgXoPTY55gCx9dbo

9
Co. Ltd, специализирующийся на продаже электроники. Ввиду постоянного изменения бизнеса в процессе его развития эволюционировал и логотип компании – поскольку название Samsung переводится как «три звезды» первоначально на эмблему бренда были нанесены звезды, фон в виде лапши был выбран, исходя из концепции компании. Но данный вариант логотипа достаточно быстро стал неактуален из-за расширения ассортимента товаров и освоения новых направлений деятельности – реализация страховок, продажа недвижимости, экспорт цветных телевизоров, производство первых компьютеров, стиральных машин и телевизоров. Это предопределило обновление логотипа в 1960 – х гг. и 1980 – х гг. В 1993 году Samsung становится глобальной корпорацией, из-за чего возникает потребность в кардинальных изменениях эмблемы бренда. С этого года логотип Самсунг больше не содержит изображение трех звезд. Их заменило наименование компании, помещенное в центр эллипса. Фигура окрашена в синий цвет, который одновременно символизирует небо и воду. А буквы названия, касающиеся границ эллипса, олицетворяют связь бренда со всем миром. Этот дизайн логотипа существовал вплоть до 2015 года и был широко узнаваем среди аудитории разных стран
5
. В последние годы компания использует новый фирменный знак, включающий лишь наименование, выполненное синим цветом, но, по-прежнему, повсеместно узнаваемый. Последние два из упомянутых выше товарных знака включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
6
Для отождествления производителя и его продукции в общей массе субъектов рынка используются различные средства индивидуализации - нематериальные объекты, которые приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности
7
К таковым относят:
«фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, право на географическое
5
Логотип Самсунг – история появления и эволюция // https://dzen.ru/a/XgXoPTY55gCx9dbo
6
Письмо ФТС России от 05.05.2017 № 14-40/23621 «О товарных знаках компании «Samsung Electronics Co.,
Ltd» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_255989/
7
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака.
Москва
Стандартинформ 2020


10
указание и указание места происхождения товара, право на коммерческое обозначение»
8
. Рассмотрим каждое из средств более подробно, обратившись к государственному стандарту
ГОСТ
Р
58800-2020
Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака: «Фирменное наименование – охраняемое средство индивидуализации юридического лица без обязательной подачи заявки или регистрации, содержащее указание на его организационно- правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации»
9
Например, ПАО «Аэрофлот». В наименовании может быть указание на характер деятельности либо принадлежность РФ - Банк ВТБ (ПАО).
Географическое указание - обозначение, которому предоставляется правовая охрана. Оно идентифицирует происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутацию или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. Предполагается присутствие в товаре особых свойств, обусловленных природными условиями или человеческими факторами
10
Наименование места происхождения товара - охраняемое обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным
8
Гражданский кодекс Российской Федерации // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
9
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака.
Москва
Стандартинформ 2020 10
Исключительные права на средства индивидуализации
// https://www.consultant.ru/edu/center/training/ip/theme4/

11
образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами
11
. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. Связь качества с регионом производства – краеугольный камень (Тульский пряник).
Знак обслуживания - «охраняемое обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, включая идентификацию некоторых услуг, оказанных определенным лицом, предприятием или группой лиц, позволяя потребителю отличить их от прочих услуг»
12
. Например, МТС
- российская компания, предоставляющая телекоммуникационные услуги, цифровые и медийные сервисы
13
Коммерческое обозначение

«охраняемое обозначение для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, в том числе, указываемое на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, но при этом не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр»
14
Товарный знак

«охраняемое обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в
11
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака. Москва
Стандартинформ 2020.
12
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака. Москва
Стандартинформ 2020.
13
Романова Е.А. Сущность товарного знака как средства индивидуализации // Наука и образование: новое время. 2017. № 345. С. 42-43.
14
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака.
Москва
Стандартинформ 2020