Файл: 1 понятие, предмет, метод и источники предпринимательского права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объекты незавершенного строительства учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Эти объекты могут быть зарегистрированы как объекты недвижимости и отчуждены другим лицам.
Права предпринимателя по распоряжению своим имуществом.
Право собственности включает в себя триаду правомочий:
1) владение - основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им;
2) пользование - основанную на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие пользования, как правило, непосредственно связано с правомочием владения, поскольку пользоваться имуществом можно лишь владея им. В то же время право пользования может являться самостоятельным правомочием, например, содержанием договора аренды является предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ);
3) распоряжение - возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику.
Однако некоторые возможности распоряжения имуществом могут быть предоставлены по договору и несобственнику. Правом распоряжения наделены субъекты права хозяйственного ведения, ограниченные права по распоряжению предоставляются арендатору (сдавать имущество в субаренду, вносить в него изменения - ремонтировать, перестраивать, улучшать иным образом).
Таким образом, право собственности заключается не только в наличии у собственника перечисленных выше трех правомочий, но и в том, что собственник, используя имущество "своей властью и в своем интересе", имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т.е. действует по своему усмотрению. Все остальные лица - несобственники, которые владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои правомочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.
Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника.
Конституция РФ закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия:
- принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
- определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
- дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций;
- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;
- назначает на должность руководителя унитарного предприятия;
- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия;
- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия,- на совершение иных сделок;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия;
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
- дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
- принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия.
Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями.
Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он:
- определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
- дает согласие на распоряжение движимым имуществом;
- вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
- доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
ТЕМА № 4: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Средства и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:
- охрана окружающей среды;
- выравнивание экономического цикла;
- обеспечение нормального уровня занятости населения;
- защита жизни и здоровья граждан;
- поддержка конкуренции на рынке;
- поддержка и развитие малого предпринимательства;
- специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.
1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
- государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- налогообложение;
- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
- выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.
2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- предоставление налоговых льгот;
- льготное кредитование;
- государственный (муниципальный) заказ и др.
Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.
Конкуренция, являясь неотъемлемым механизмом рынка, противостоит монополизму в экономике, поскольку ограничивает возможности каждого участника рыночных отношений монопольно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ничем не ограниченная монополистическая деятельность снижает конкуренцию и приводит к подавлению свободы предпринимательской деятельности.