Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Ознакомление с заданием;
3. Разъяснение действий, которыми будут пользоваться ученики;
4. Фиксирование результатов;
5. Оформление выводов.
Использование метода наблюдения должно удовлетворять определенным условиям:
1. Определить цель наблюдения;
2. Правильно выбрать объект;
3. Организовать познавательную деятельность школьников по выявлению существенных признаков объектов или явлений.
13. Применение методов обучения для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
Из большого числа методов, применяемых при изучении новых знаний, значительная их часть используется для повторения, проверки и закрепления. Например, метод беседы может быть применен не только с целью приобретения учащимися новых знаний, но и для их проверки, закрепления, повторения. Аналогичным образом используется и метод рассказа: рассказ учителя для изучения нового материала, рассказ учащегося для повторения и закрепления.
В процессе обучения курсу биологии для проверки знаний часто применяется метод тестирования, который предполагает выбор учащимися правильного ответа из определенного числа готовых. С помощью тестов удается быстро проверить понимание и усвоение учащимися некоторых вопросов, поэтому они могут использоваться сразу после объяснения нового материала. Тесты применяются и для проверки понимания и усвоения школьниками содержания учебных фильмов и телевизионных передач.
В школьной практике для проверки знаний применяются биологические диктанты. Различают 3 вида биологических диктантов:
– цифровой,
– терминологический,
– графический.
При терминологическом диктанте учитель задает вопрос, а ученик в качестве ответа записывает термин.
Для выполнения графического диктанта ученик на листе бумаги чертит линию, делит ее на равные отрезки и нумерует сверху каждый отрезок. Учитель читает вопрос, а ученик отмечает на листе бумаги ответ соответствующим графическим шифром: прямая линия – «да», треугольник – «нет».
При цифровом диктанте учитель на доске записывает термины, нумеруя их, а затем задает вопросы; ответ ученики записывают в виде цифр: первая цифра соответствует номеру вопроса, а вторая – номеру термина, указанному на доске.
Для повторения, закрепления и проверки знаний школьников целесообразно практиковать заполнение таблиц, составление схем, проводить описание объекта, опыта.
В процессе изучения курса биологии для проверки знаний учащихся широко применяются задания на программированной основе. Использование таких заданий позволяет оперативно обработать полученную информацию и осуществить обработанную связь, что имеет важное значение в управлении учебно-познавательной деятельностью школьников (Установите связь между строением корня и его функциями).
Программа-выбор
(Выберите из предложенных условий те, которые необходимы для прорастания семян.)
Программа-алгоритм
(Укажите последовательность фаз развития пшеницы)
Программа-характеристика
(Составьте характеристику искусственного и естественного отбора на основе перечисленных ниже признаков:
А – искусственный отбор,
В – естественный отбор.)
Программа-доказательство
(Выберите из перечисленных ниже утверждений те, которые помогают доказать, что моховидные – родственники водорослей)
6. Моховидные – организмы, способные к фотосинтезу.
Программа-опровержение
(Выберите из предложенных вам утверждений лишь те, которые помогут обосновать ошибочность утверждения, что корнеплод моркови – это видоизмененный плод)
Для проверки знаний могут быть использованы познавательные задания. Методика составления заданий простая. В научной, научно-популярной, периодической литературе публикуется много материалов, в которых иллюстрируются те или иные биологические явления, влияние деятельности человека на окружающую среду, на живые организмы. Учитель подбирает интересные примеры и формулирует к ним вопросы.
14.Школьная программа по биологии. Вариативность программ по биологии
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации "Об образовании", узаконивший право выбора учебных программ и учебников. После этого создаётся несколько альтернативных вариантов учебных программ по биологии. В середине 90-х гг. стало нормой терпимость к различным точкам зрения, суждениям и подходам к составлению программ, созданию учебников и пособий по биологии, новые учебные книги включались в утверждаемые Минобразованием России Федеральные перечни учебников и пособий.
К началу 1997 г. издаётся огромное количество учебной литературы по биологии - разного содержания, разного оформления, разного качества. В 1998/1999 учебном году учителя могли использовать переработанный вариант основной (типовой) программы, составленный научными сотрудниками лаборатории биологического образования Института общего среднего образования РАО. Кроме этого, вниманию учителей предлагалось семь вариантов авторских программ для основной школы и семь вариантов авторских программ для средней (полной) школы.
Таким образом, к концу XX в. в стране были созданы условия для цивилизованного перехода к вариативности общего образования. Ориентируясь на базисный учебный план и обязательные минимумы содержания по биологии, авторы получили возможность разрабатывать учебники и пособия, а государство в лице рецензентов Федерального экспертного совета - их оценивать. На это ушло семь лет: в 1992 г. принят Закон Российской Федерации "Об образовании", узаконивший вариативность, а вот механизм её реализации был отработан лишь в 1999 г. В конце XX в. на основе авторских учебных программ стали издаваться учебники и пособия по биологии, в которых предлагались различные методические концепции.
С одной стороны, наличие вариативных учебников - положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников - одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.
С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МО РФ от 07.12.2005 г. №302 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/07 учебный год» утвержден Федеральный перечень.
Издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н.И. Сонина:
– 5-й класс: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»; – 6-й класс: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»; – 7-й класс: Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов»; – 8-й класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»; – 9-й класс: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б.«Биология. Общие закономерности».
Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6–9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10–11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.
Вторая линия издательства «Дрофа» включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:
– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»; – 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»; – 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»; – 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»; – 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.«Введение в общую биологию и экологию».
Данная линия учебников так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.
Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:
– 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»; – 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»; – 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»; – 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.«Биология. Человек»; – 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».
Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.
Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры:
Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», Бабенко В.Г. и др. «Экология животных», Федорова М.З. и др. «Экология человека. Культура здоровья», Швец И.М. и др. «Биосфера и человечество».
15. Методические приемы, их применение на уроках биологии
Наряду с понятием» метод обучения» в методике обучения биологии используется понятие «методический прием обучения». Согласно определению В. А. Тетюрева, предложенному в книге «Методы обучения биологии в средней школе», приемы обучения – это отдельные действия учителя и учащихся, применяемые в разных методах обучения с целью усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Например, учитель на уроке ведет рассказ о строении листа и при этом впервые для учащихся употребляет термин «хлорофилл». Учитывая, что это сложный и труднозапоминаемый термин, один учитель, обращая на него особое внимание, поясняет, что зеленое вещество листа – это хлорофилл. При этом он отчетливо произносит последнее слово. Другой учитель не ограничивается этим и пишет слово «хлорофилл» на классной доске, обращая внимание на правильность его написания. Третий учитель, раскрывает происхождение термина «хлорофилл» и пр. Рассмотренные отдельные действия учителей при использовании метода рассказа, – это и есть приемы обучения. Различными приемами обучения пользуются и учащиеся при работе с учебником (книгой). Одни из них, чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывают изучаемый материал, другие – делают те или иные записи в тетрадь, третьи после чтения текста учебника с целью самопроверки дают ответы на приведенные в конце параграфа вопросы, четвертые отвечают на вопросы к параграфу по ходу работы с текстом и пр.
К приемам обучения, по А. В. Тетюреву, В. Ф. Шалаеву, Б. В. Всесвятскому, относятся демонстрации натуральных объектов, муляжей, моделей, таблиц, учебных опытов, изображения учителем на классной доске схем, диаграмм и т. п. К приемам обучения Н. М. Верзилин относит постановку проблемы, выявление признаков рассматриваемых объектов, выводы, обобщения, запись учителем на доске новых терминов, плана ответа по изученному материалу, ответ учащихся у доски или с места и пр. Все методические приемы Н. М. Верзилин делит на логические (постановка проблемы, сравнение, выводы, обобщения), организационные (запись на доске плана ответа, ответ по предложенному плану) и технические (вопросы на доске или на таблице, порядок расположения рисунков и схем на доске, демонстрация опытов или объектов на каком-либо фоне или без него и пр.).