Файл: 12. индивиднотипические свойства личности. Строение тела и особенности психики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе
Зигмунда Фрейда. Развитие взглядов 3. Фрейда на периодизацию развития Э. Эриксоном.
Зигмунд Фрейд
В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека. Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двухосновных влечений человека — к удовольствию и жизни Эрос, с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются впервые лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка.
I. Оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе – его рот сосание, кусание и т.д.) (от 0 до 1.5 лет.
II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет.
III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекса девочка к отцу (комплекс Электры») (от 3 до 5 лет.
IV. Латентная фаза (4-7). Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. Фрейд считал, что на той фазе сексуальность дремлет, уступая время формированию сознательного Я и предметных интересов ребенка.
V. Генитальная (7-12) фаза, вовремя этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если вовремя прохождения этих стадий
какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Эрик Эриксон
79 Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода к развитию. Однако он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий, периодизацию психосоциального развития, в крой приходящиеся на раннее детство стадии практически полностью идентичны стадиям Фрейда. Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, атак же поддерживать как надлежащий темп, таки правильную последовательность развития. В книге "Детство и общество" (г) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности
I. Младенчество (рождение до 1.5 лет) - кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям.
II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
III. Игровая стадия – ребенок руководствуется своим видением, что хорошо, а что плохо.
IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет. Появляется понятие системы, развиваются способности дедукции. Происходит борьба между трудолюбием и чувством неполноценности.
V. Подростковый период (с 11 до 18) – развивается стереотипное поведение.
VI. Ранняя взрослость (с 18 до среднего возраста дихотомия интимность или самоизоляция.
VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): производительность или застой.
VIII. Поздняя взрослость (старше 60): целостность или отчаяние. Развитие личности по Эриксону - это борьба крайностей. Освоение жизненного опыта происходит через телесное познание. Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остров этом нуждается. Таким образом, сточки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз. Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0 - 1 год младенчество
o доверие к людям, к окружающему миру.
o недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной
80 социальное качество
- надежда
o взаимная любовь, связь ребенок
- родитель
o удовлетворение потребности в общении с родителями изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года ранний возраст ранний возраст) социальное качество - воля
o самостоятельность
o уверенность в себе
o сомнения в себе
o гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет возраст игры социальное качество
- целеустремленность
o инициативность
o активность, живое воображение
o подражание взрослому
o признаки
полоролевого поведения
o чувство вины
o пассивность
o отсутствие инициативы
o отсутствие признаков
полоролевого поведения
6-11 лет школьный возраст социальное качество- компетентность
o стремление к достижению
o трудолюбие
o развитие познавательных и коммуникативных навыков
o чувство собственной неполноценности
o избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
o слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
o конформность
11-18 лет половая зрелость подростковый возраст социальное качество- верность
o эгоидентичность (собственная уникальность)
o жизненное самоопределение
o поиск себя
o формирование мировоззрения
o половая поляризация в формах поведения
o диффузия идентичности не может найти себя, не знает чего хочет)
o путаница ролей
o смещение временных перспектив
o смешение форм
полоролевого поведения
18 – до начала среднего возраста ранняя взрослость социальное качество
- любовь
o интимность
o стремление к контактам с людьми
o желание и способность посвятить себя другим людям
o рождение и воспитание детей
o изоляция
o избегание других людей первичные симптомы в изменении психики человека
- трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество
- забота
o творчество (особенно в труде)
o продуктивная и творческая работа над собой и другими
o застой (особенно в труде)
o эгоизм, эгоцентризм
o непродуктивность в работе
o ранняя инвалидность Старше 60 Поздняя взрослость социальное качество
o целостность
o отчаяние, безысходность
16. Периодизация развития в детском возрасте ДБ. Эльконина Периодизацию Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984) относят к периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины и движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, то есть источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. В рамках ведущей деятельности происходит
81 формирование центральных возрастных новообразований (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Существуют, следовательно, две системы отношений "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Здесь необходимо остановиться на рассмотрении понятия, введенного Выготским и получившего в психологии название "зона ближайшего развития. Это понятие предназначалось для характеристики связи обучения и психического развития. она ближайшего развития определяется содержанием задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. она ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это "общественный" взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем "ребенок-вещь" и "ребенок- взрослый" в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Всеведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек-человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек-вещь". Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей. Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Младенчество
0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по
Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст
3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст
6(7)-
10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально- познавательной деятельности. Средний школьный возраст, подросток
10(11)
-
14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости, возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник ранняя юность
14(15)
-
16(17) учебно- профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
82
17. Задатки и способности. Характеристика общих и специальных способностей. Задатки и способности относятся к инструментальным проявлениям индивидуальности Способности, как отмечают отечественные психологи Леонтьев, Рубинштейн, Теплов определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения способностей стали в XIX в, когда работами Ф.
Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в тоже время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностях. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
1. темперамент (в физиологическом смысле, те. динамические характеристики)
2. анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный) Значение Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе стем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Общие способности Связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности. Общую способность часто обозначают термином "одаренность в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом. Поздняя юность или ранняя зрелость
18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Освоение профессионально- трудовых умений Зрелость после
25 20-50 лет - зрелость,
50-75
- поздняя зрелость,
75- .. - старость
83 Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека отлична от одаренности другого. Показатели одаренности - темп и легкость усвоения материала широта переноса время проявления соотношение результатов с условиями. Специальные способности Определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. В процессе развития происходит специализация одаренности. Чем более высокого порядка таили иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.
19. Творческие способности. Талант. Гениальность. Творческие способности – способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым личностью создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Талант (от греч. talanton — первоначально вес, мера) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Талант - это способность к достижению высшего порядка. Подходы к определению понятия
1) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях (синоним - одаренность 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. Талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики Т. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется, как правило, в раннем возрасте. Литературные, научные, организаторские
Т.обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Выделяются 6-7 летние периоды изменения творческой продуктивности. Существуют определенные возрастные максимумы творческой продуктивности в науке -35-40 лет, в поэзии и т.д. Гениальность (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих интеллектуальных, таки специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
- осознание способности
- включенность способности в характер. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.
20. Половой диморфизм, хромосомный, гонадный и пол человека, феномен транссексуализма.
84 Половой диморфизм - разделение мужского и женского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида. Пол индивида – это предпосылка развития психологического пола личности. (А.Г. Асмолов) Основные направления в исследовании полового диморфизма
- биологическую (развертывание генетической программы в онтогенезе)
- социологическую (роль культуры в процессе дифференциации половых ролей)
- персоногенетическую (я-образ и т.п.). Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма В любой эволюционирующей системе есть 2 подсистемы операционная и консервативная. Женские особи – консервативная подсистема в системе разных биологических видов, обеспечивают входе отбора устойчивость генетического ядра популяции, она более устойчива, лучше решает типовые задачи. Мужчины – являются оперативной подсистемой, воплощают изменчивость операционная подсистема более гибко приспосабливается к переменам, но более ломкая. Хромосомный пол
ХХ-хромосома — женский пол хромосома мужской пол.
Гонадный пол идентифицируется по гистологическому строению половой железы - основному показателю половой принадлежности. Морфологический пол строение органов
- внешний
- внутренний. Психологический пол Ни генетический, ни гормональный ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли и от отношения самой личности как, к своим индивидным свойствам связанным с полом, таки социальным половым. ролям. Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива. Этапы формирования половой идентичности у ребенка
1) к 1,5 годам – знание первичной половой идентичности на х основаниях
- соматические признаки ребенка
- нормы поведения
2) 3-4 г. – ясно различают пол людей
3) 6-7 – дифференциация половых ролей
Транссексуализм - как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли. На основании осуществленного АИ. Белкиным наблюдения за формированием полового самосознания улиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть выделены механизмы формирования психологического пола а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому б) эмпатия (эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)
85 г) сигнификация (знаковое опосредствование совместной деятельности) Этапы формирования половой идентичности улиц перенесших операцию
1. выбор идеала мужественности или женственности
2. имитация
3. закрепеление половой роли, закрепление нового псих. пола личности
22. Личность в истории культуры. Культура и программы поведения. Личность в истории культуры Анализ развития личности происходит на пересечении х осей координат – исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути. Черты категории «социально-исторический образ жизни
1. неотъемлемость развития личности от системы общества
2. задает пространство выбора для индивида
3. имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества Личность культурно обусловлена и формируется под влиянием сил, функционирующих в специфической культурной среде. Личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмов, функционирующих в культуре благодаря участию индивида в типичных для данной культуры практиках. Сначала века было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых эти взаимоотношения стали предметом научного исследования, были предприняты этнографами, которые основывали свои теоретические построения в основном на материалах полевых исследований. Именно они разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культурного сравнительного исследования личности, а также направление, известное в наши дни как культурная психология. В отличие от этнографического, кросс-культурный подход трактует личность как универсальную этическую категорию, феномен, которому должен придаваться равный масштаб и значение в любой рассматриваемой культуре. Личность - это выражение универсальных и проявляющихся независимо от культуры черт. Причина различия культур видится в биологических различиях индивидов ив требовании различных механизмов адаптации. Помимо поисков универсальных аспектов человеческой личности, кросс-культурные исследования направлены на выявление культурно-специфических личностных черт, характеристики паттернов. Представители кросс-культурного психологического подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность - совокупность личностных черти характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре. Хотя исследования, проводимые в рамках данного подхода, и являются психологическими по своей природе, на них в значительной степени отразилось влияние этнографического взгляда наличность и методов ее изучения.
Кросс-культурный подход, подчеркиваюет, что все наблюдаемые нами различия являются лишь поверхностными, а в сущности всех людей и все культуры объединяет единая природа. Другой подход к пониманию характера взаимоотношений между культурой и личностью, получивший распространение в последние годы, известен под названием культурная психология Для данного
86 подхода характерно рассматривать культуру и личность не как отдельные друг от друга феномены, а как единую систему, элементы которой взаимно обусловливают и развивают друг друга. В тоже время данный подход предполагает, что совокупность личностей, действующих согласованно, формирует культуру. Концепции культуры Одни исследователи — историки словесности, искусства, духовной жизни, разрабатывающие семиотику и структурный подход (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, А.Я. Гуревич) — выдвинули семиотическую концепцию культуры. Они определяют культуру как знаковую систему ив этом близки западным трактовкам Э. Кассирера и Лесли Уайта. Другие исследователи (историки культуры ЭВ. Соколов,
Л.М. Баткин) развили функциональную концепцию культуры, выдвигая на первое место ее стабилизирующие функции. Культура выступает у них прежде всего как система норм. Этому близок
А.В. Гулыга, видящий в ней систему запретов. Такое представление о культуре разными своими сторонами очень напоминает концепции западных ученых от эволюционистов и романтиков до функционалистов. Третья группа исследователей (АИ. Арнольдов, Э.А. Баллер и другие) подчеркивает творческий компонент в культуре, отстаивая ее динамическую концепцию, ив этом они сходятся с западными неоэволюционистами. Еще одна концепция, широко распространившаяся среди философов и этнографов-генерализаторов (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, МС. Каган), определяет культуру как специфический для человека способ деятельности. Это, так сказать, антропологическая концепция, имеющая немало общего с концепцией М. Шелера и А. Гелена. Итак далее. Культура и программы поведения Типовые программы данной культуры выражаются посредством социотипического поведения, нейтрализуя тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности вместе стем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях. В немецкой классической философии первой половины XIX века, в частности у Канта, средоточием культуры оказывается личность. Интерес в культуре привлекло то, чем определяется поведение каждого человека (культурные нормы, культурные ценности) — культура стала осмысливаться, в сущности, как программа поведения. Хотя представления о культурных нормах и соответствующих им стереотипахповедения и типах творений человека отчетливо сложились только у эволюционистов во второй половине XIX века ив антропогеографии Ратцеля, а понятие о культурных ценностях — у немецких неокантианцев ив американской антропологии ХХ века, общая линия рассмотрения культуры как программы поведения складывалась раньше — зачатки идеи можно видеть уже у Просветителей. К. Гирц - один из основателей современной культурологи культуру лучше рассматривать не как комплексы конкретных паттернов поведения – обычаев, традиций, кластеров, привычек, – как это было принято до сих пор делать, а как набор контрольных механизмов – планов, рецептов, правил, инструкций (того, что компьютерщики называют программами, – управляющих поведением. Человек в этой трактовке – это животное, в своем поведении самым драматическим образом зависящее от таких экстрагенетических контрольных механизмов, от культурных программ Один из основателей символического интеракционизма Дж.Г.Мид в свою очередь пишет, что мышление состоит не из того, что пришло в голову, а из постоянного движения того, что Мид и другие назвали означающими символами. Конкретный индивид воспринимает такие символы как данность. Они существовали, когда он родился, их движение продолжается с некоторыми прибавлениями и убавлениями, частичными изменениями, к которым он мог приложить, а мог и не приложить руку. Оно
– это движение означающих символов – происходит и после его смерти. Пока он живет, он их использует, иногда преднамеренно и сознанием дела, иногда импульсивно
87 Эти символические источники света, по выражению К.Гирца, необходимы человеку, чтобы ориентироваться в мире, потому что несимволические, заложенные природой, дают слишком рассеянный свет. Не руководствуясь паттернами культуры – упорядоченными системами означающих символов, человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Культура, по мнению Гирца, – это накопленная сумма таких паттернов. Однако другие исследователи полагают, что нельзя ограничиться объявлением культуры основой, программой поведения человека. Необходимо ответить на вопрос, что лежит в основе этой программы, почему в данном обществе существуют именно такие, а не иные нормы, культурные ценности. Иными словами, нужно найти объективную основу той части культуры, той части общественного сознания, которая определяет человеческое поведение, выступает как его программа.
23. Проблема социально-типического в личности. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Проблема социально-типического в личности
Социогенез – происхождение и развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и формациях (Асмолов)
Выготский о социотипическом поведении Субъект выражает усвоенные в культуре личностные образцы поведения и познания, надсознательные надиндивидуальные явления, в основе которых лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система различных значений, определенных в культуре в виде различных схем поведения, социальных норм и т.п.
- национальный характер
- социальный характер
- профессиональный характер Социальные и этнические стереотипы Выражают индивидуальность социума – специфические способы решения проблемы. Выступают для личности как ее социальная характеристика, функционально-ролевые качества.
Социотипы и конфликты возникают при взаимодействии культур (в селе меньше правонарушений, чем в городе, но большинство правонарушений в городе совершается теми, кто приехал из села. Функции социотипического поведения
1) нейтрализуют тенденцию к индивидуализации поведения и росту его вариативности
2) личность освобождается тот принятия индивидуальных решений в типовых ситуациях НО Всем культурам присущи отклонения от нормативного поведения.
Неадаптивное поведение – источник развития, сыграло важную роль формировании рода homo. Специализация деятельности – развитие индивидуальных способностей. Человек стоит перед выбором различных средств достижения цели.
Лотман: сама социокультурная система содержит в себе активные механизмы по выработке неопределенности, обрекающие члена общества на выбор. Современный мир кризис идентичности – ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.
Лиминальность – момент, когда старая общественная позиция человека уже устарела, а новая еще не родилась (Тернер)
Зигмунда Фрейда. Развитие взглядов 3. Фрейда на периодизацию развития Э. Эриксоном.
Зигмунд Фрейд
В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека. Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двухосновных влечений человека — к удовольствию и жизни Эрос, с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются впервые лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка.
I. Оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе – его рот сосание, кусание и т.д.) (от 0 до 1.5 лет.
II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет.
III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекса девочка к отцу (комплекс Электры») (от 3 до 5 лет.
IV. Латентная фаза (4-7). Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. Фрейд считал, что на той фазе сексуальность дремлет, уступая время формированию сознательного Я и предметных интересов ребенка.
V. Генитальная (7-12) фаза, вовремя этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если вовремя прохождения этих стадий
какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Эрик Эриксон
79 Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода к развитию. Однако он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий, периодизацию психосоциального развития, в крой приходящиеся на раннее детство стадии практически полностью идентичны стадиям Фрейда. Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, атак же поддерживать как надлежащий темп, таки правильную последовательность развития. В книге "Детство и общество" (г) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности
I. Младенчество (рождение до 1.5 лет) - кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям.
II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
III. Игровая стадия – ребенок руководствуется своим видением, что хорошо, а что плохо.
IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет. Появляется понятие системы, развиваются способности дедукции. Происходит борьба между трудолюбием и чувством неполноценности.
V. Подростковый период (с 11 до 18) – развивается стереотипное поведение.
VI. Ранняя взрослость (с 18 до среднего возраста дихотомия интимность или самоизоляция.
VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): производительность или застой.
VIII. Поздняя взрослость (старше 60): целостность или отчаяние. Развитие личности по Эриксону - это борьба крайностей. Освоение жизненного опыта происходит через телесное познание. Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остров этом нуждается. Таким образом, сточки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз. Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0 - 1 год младенчество
o доверие к людям, к окружающему миру.
o недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной
80 социальное качество
- надежда
o взаимная любовь, связь ребенок
- родитель
o удовлетворение потребности в общении с родителями изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года ранний возраст ранний возраст) социальное качество - воля
o самостоятельность
o уверенность в себе
o сомнения в себе
o гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет возраст игры социальное качество
- целеустремленность
o инициативность
o активность, живое воображение
o подражание взрослому
o признаки
полоролевого поведения
o чувство вины
o пассивность
o отсутствие инициативы
o отсутствие признаков
полоролевого поведения
6-11 лет школьный возраст социальное качество- компетентность
o стремление к достижению
o трудолюбие
o развитие познавательных и коммуникативных навыков
o чувство собственной неполноценности
o избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
o слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
o конформность
11-18 лет половая зрелость подростковый возраст социальное качество- верность
o эгоидентичность (собственная уникальность)
o жизненное самоопределение
o поиск себя
o формирование мировоззрения
o половая поляризация в формах поведения
o диффузия идентичности не может найти себя, не знает чего хочет)
o путаница ролей
o смещение временных перспектив
o смешение форм
полоролевого поведения
18 – до начала среднего возраста ранняя взрослость социальное качество
- любовь
o интимность
o стремление к контактам с людьми
o желание и способность посвятить себя другим людям
o рождение и воспитание детей
o изоляция
o избегание других людей первичные симптомы в изменении психики человека
- трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество
- забота
o творчество (особенно в труде)
o продуктивная и творческая работа над собой и другими
o застой (особенно в труде)
o эгоизм, эгоцентризм
o непродуктивность в работе
o ранняя инвалидность Старше 60 Поздняя взрослость социальное качество
o целостность
o отчаяние, безысходность
16. Периодизация развития в детском возрасте ДБ. Эльконина Периодизацию Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984) относят к периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины и движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, то есть источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. В рамках ведущей деятельности происходит
81 формирование центральных возрастных новообразований (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Существуют, следовательно, две системы отношений "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Здесь необходимо остановиться на рассмотрении понятия, введенного Выготским и получившего в психологии название "зона ближайшего развития. Это понятие предназначалось для характеристики связи обучения и психического развития. она ближайшего развития определяется содержанием задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. она ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это "общественный" взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем "ребенок-вещь" и "ребенок- взрослый" в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем "ребенок-вещь" и "ребенок-взрослый". Всеведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. К каждому очередному этапу своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек-человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек-вещь". Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей. Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Младенчество
0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по
Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами Дошкольный возраст
3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст
6(7)-
10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интеллектуально- познавательной деятельности. Средний школьный возраст, подросток
10(11)
-
14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости, возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник ранняя юность
14(15)
-
16(17) учебно- профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
82
17. Задатки и способности. Характеристика общих и специальных способностей. Задатки и способности относятся к инструментальным проявлениям индивидуальности Способности, как отмечают отечественные психологи Леонтьев, Рубинштейн, Теплов определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения способностей стали в XIX в, когда работами Ф.
Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий людей. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в тоже время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностях. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
1. темперамент (в физиологическом смысле, те. динамические характеристики)
2. анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный) Значение Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе стем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Общие способности Связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности. Общую способность часто обозначают термином "одаренность в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом. Поздняя юность или ранняя зрелость
18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Освоение профессионально- трудовых умений Зрелость после
25 20-50 лет - зрелость,
50-75
- поздняя зрелость,
75- .. - старость
83 Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека отлична от одаренности другого. Показатели одаренности - темп и легкость усвоения материала широта переноса время проявления соотношение результатов с условиями. Специальные способности Определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. В процессе развития происходит специализация одаренности. Чем более высокого порядка таили иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.
19. Творческие способности. Талант. Гениальность. Творческие способности – способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым личностью создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Талант (от греч. talanton — первоначально вес, мера) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Талант - это способность к достижению высшего порядка. Подходы к определению понятия
1) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях (синоним - одаренность 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. Талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики Т. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется, как правило, в раннем возрасте. Литературные, научные, организаторские
Т.обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Выделяются 6-7 летние периоды изменения творческой продуктивности. Существуют определенные возрастные максимумы творческой продуктивности в науке -35-40 лет, в поэзии и т.д. Гениальность (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих интеллектуальных, таки специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
- осознание способности
- включенность способности в характер. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
20. Половой диморфизм, хромосомный, гонадный и пол человека, феномен транссексуализма.
84 Половой диморфизм - разделение мужского и женского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида. Пол индивида – это предпосылка развития психологического пола личности. (А.Г. Асмолов) Основные направления в исследовании полового диморфизма
- биологическую (развертывание генетической программы в онтогенезе)
- социологическую (роль культуры в процессе дифференциации половых ролей)
- персоногенетическую (я-образ и т.п.). Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма В любой эволюционирующей системе есть 2 подсистемы операционная и консервативная. Женские особи – консервативная подсистема в системе разных биологических видов, обеспечивают входе отбора устойчивость генетического ядра популяции, она более устойчива, лучше решает типовые задачи. Мужчины – являются оперативной подсистемой, воплощают изменчивость операционная подсистема более гибко приспосабливается к переменам, но более ломкая. Хромосомный пол
ХХ-хромосома — женский пол хромосома мужской пол.
Гонадный пол идентифицируется по гистологическому строению половой железы - основному показателю половой принадлежности. Морфологический пол строение органов
- внешний
- внутренний. Психологический пол Ни генетический, ни гормональный ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли и от отношения самой личности как, к своим индивидным свойствам связанным с полом, таки социальным половым. ролям. Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива. Этапы формирования половой идентичности у ребенка
1) к 1,5 годам – знание первичной половой идентичности на х основаниях
- соматические признаки ребенка
- нормы поведения
2) 3-4 г. – ясно различают пол людей
3) 6-7 – дифференциация половых ролей
Транссексуализм - как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли. На основании осуществленного АИ. Белкиным наблюдения за формированием полового самосознания улиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть выделены механизмы формирования психологического пола а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому б) эмпатия (эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)
85 г) сигнификация (знаковое опосредствование совместной деятельности) Этапы формирования половой идентичности улиц перенесших операцию
1. выбор идеала мужественности или женственности
2. имитация
3. закрепеление половой роли, закрепление нового псих. пола личности
22. Личность в истории культуры. Культура и программы поведения. Личность в истории культуры Анализ развития личности происходит на пересечении х осей координат – исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути. Черты категории «социально-исторический образ жизни
1. неотъемлемость развития личности от системы общества
2. задает пространство выбора для индивида
3. имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества Личность культурно обусловлена и формируется под влиянием сил, функционирующих в специфической культурной среде. Личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмов, функционирующих в культуре благодаря участию индивида в типичных для данной культуры практиках. Сначала века было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых эти взаимоотношения стали предметом научного исследования, были предприняты этнографами, которые основывали свои теоретические построения в основном на материалах полевых исследований. Именно они разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культурного сравнительного исследования личности, а также направление, известное в наши дни как культурная психология. В отличие от этнографического, кросс-культурный подход трактует личность как универсальную этическую категорию, феномен, которому должен придаваться равный масштаб и значение в любой рассматриваемой культуре. Личность - это выражение универсальных и проявляющихся независимо от культуры черт. Причина различия культур видится в биологических различиях индивидов ив требовании различных механизмов адаптации. Помимо поисков универсальных аспектов человеческой личности, кросс-культурные исследования направлены на выявление культурно-специфических личностных черт, характеристики паттернов. Представители кросс-культурного психологического подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность - совокупность личностных черти характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре. Хотя исследования, проводимые в рамках данного подхода, и являются психологическими по своей природе, на них в значительной степени отразилось влияние этнографического взгляда наличность и методов ее изучения.
Кросс-культурный подход, подчеркиваюет, что все наблюдаемые нами различия являются лишь поверхностными, а в сущности всех людей и все культуры объединяет единая природа. Другой подход к пониманию характера взаимоотношений между культурой и личностью, получивший распространение в последние годы, известен под названием культурная психология Для данного
86 подхода характерно рассматривать культуру и личность не как отдельные друг от друга феномены, а как единую систему, элементы которой взаимно обусловливают и развивают друг друга. В тоже время данный подход предполагает, что совокупность личностей, действующих согласованно, формирует культуру. Концепции культуры Одни исследователи — историки словесности, искусства, духовной жизни, разрабатывающие семиотику и структурный подход (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, А.Я. Гуревич) — выдвинули семиотическую концепцию культуры. Они определяют культуру как знаковую систему ив этом близки западным трактовкам Э. Кассирера и Лесли Уайта. Другие исследователи (историки культуры ЭВ. Соколов,
Л.М. Баткин) развили функциональную концепцию культуры, выдвигая на первое место ее стабилизирующие функции. Культура выступает у них прежде всего как система норм. Этому близок
А.В. Гулыга, видящий в ней систему запретов. Такое представление о культуре разными своими сторонами очень напоминает концепции западных ученых от эволюционистов и романтиков до функционалистов. Третья группа исследователей (АИ. Арнольдов, Э.А. Баллер и другие) подчеркивает творческий компонент в культуре, отстаивая ее динамическую концепцию, ив этом они сходятся с западными неоэволюционистами. Еще одна концепция, широко распространившаяся среди философов и этнографов-генерализаторов (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, МС. Каган), определяет культуру как специфический для человека способ деятельности. Это, так сказать, антропологическая концепция, имеющая немало общего с концепцией М. Шелера и А. Гелена. Итак далее. Культура и программы поведения Типовые программы данной культуры выражаются посредством социотипического поведения, нейтрализуя тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности вместе стем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях. В немецкой классической философии первой половины XIX века, в частности у Канта, средоточием культуры оказывается личность. Интерес в культуре привлекло то, чем определяется поведение каждого человека (культурные нормы, культурные ценности) — культура стала осмысливаться, в сущности, как программа поведения. Хотя представления о культурных нормах и соответствующих им стереотипахповедения и типах творений человека отчетливо сложились только у эволюционистов во второй половине XIX века ив антропогеографии Ратцеля, а понятие о культурных ценностях — у немецких неокантианцев ив американской антропологии ХХ века, общая линия рассмотрения культуры как программы поведения складывалась раньше — зачатки идеи можно видеть уже у Просветителей. К. Гирц - один из основателей современной культурологи культуру лучше рассматривать не как комплексы конкретных паттернов поведения – обычаев, традиций, кластеров, привычек, – как это было принято до сих пор делать, а как набор контрольных механизмов – планов, рецептов, правил, инструкций (того, что компьютерщики называют программами, – управляющих поведением. Человек в этой трактовке – это животное, в своем поведении самым драматическим образом зависящее от таких экстрагенетических контрольных механизмов, от культурных программ Один из основателей символического интеракционизма Дж.Г.Мид в свою очередь пишет, что мышление состоит не из того, что пришло в голову, а из постоянного движения того, что Мид и другие назвали означающими символами. Конкретный индивид воспринимает такие символы как данность. Они существовали, когда он родился, их движение продолжается с некоторыми прибавлениями и убавлениями, частичными изменениями, к которым он мог приложить, а мог и не приложить руку. Оно
– это движение означающих символов – происходит и после его смерти. Пока он живет, он их использует, иногда преднамеренно и сознанием дела, иногда импульсивно
87 Эти символические источники света, по выражению К.Гирца, необходимы человеку, чтобы ориентироваться в мире, потому что несимволические, заложенные природой, дают слишком рассеянный свет. Не руководствуясь паттернами культуры – упорядоченными системами означающих символов, человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Культура, по мнению Гирца, – это накопленная сумма таких паттернов. Однако другие исследователи полагают, что нельзя ограничиться объявлением культуры основой, программой поведения человека. Необходимо ответить на вопрос, что лежит в основе этой программы, почему в данном обществе существуют именно такие, а не иные нормы, культурные ценности. Иными словами, нужно найти объективную основу той части культуры, той части общественного сознания, которая определяет человеческое поведение, выступает как его программа.
23. Проблема социально-типического в личности. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Проблема социально-типического в личности
Социогенез – происхождение и развитие высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и формациях (Асмолов)
Выготский о социотипическом поведении Субъект выражает усвоенные в культуре личностные образцы поведения и познания, надсознательные надиндивидуальные явления, в основе которых лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система различных значений, определенных в культуре в виде различных схем поведения, социальных норм и т.п.
- национальный характер
- социальный характер
- профессиональный характер Социальные и этнические стереотипы Выражают индивидуальность социума – специфические способы решения проблемы. Выступают для личности как ее социальная характеристика, функционально-ролевые качества.
Социотипы и конфликты возникают при взаимодействии культур (в селе меньше правонарушений, чем в городе, но большинство правонарушений в городе совершается теми, кто приехал из села. Функции социотипического поведения
1) нейтрализуют тенденцию к индивидуализации поведения и росту его вариативности
2) личность освобождается тот принятия индивидуальных решений в типовых ситуациях НО Всем культурам присущи отклонения от нормативного поведения.
Неадаптивное поведение – источник развития, сыграло важную роль формировании рода homo. Специализация деятельности – развитие индивидуальных способностей. Человек стоит перед выбором различных средств достижения цели.
Лотман: сама социокультурная система содержит в себе активные механизмы по выработке неопределенности, обрекающие члена общества на выбор. Современный мир кризис идентичности – ценность быть личностью входит в конфликт с социотипическими проявлениями личности.
Лиминальность – момент, когда старая общественная позиция человека уже устарела, а новая еще не родилась (Тернер)