Файл: 12. индивиднотипические свойства личности. Строение тела и особенности психики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88 переход в другую возрастную категорию, вступление в брак) С усложнением социальной к-ры увеличивается возможность перехода из одной замкнутой группы в другую – личность должна отстоять своё Я. Исторически человек проходил через основные пороги лиминальности в социальной группе.
В.А. Ядов Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности Диспозиция – предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения, это психологическое выражение взаимоотношения потребностей и условий деятельности. Иерархическая структура диспозиции иерархия и потребностей, и условий деятельности Критерий для классификации потребностей, как последовательное расширений граней активности личности. По Ядову, источник активности – потребность в достижении двух противоположных целей слияния с социумом и выделение своего Я в качестве автономной единицы. Критерий для установления иерархии условий деятельности длительность времени, при котором ситуацию деятельности может рассматривать как относительно устойчивую. Уровни диспозиций:
1. элементарные фиксированные установки
2. социальные фиксированные установки
3. общая направленность интересов личности
4. системы ценностных ориентаций Уровни поведения личности (в соответствии с уровнями диспозиции
1. простейшие поведенческие акты
2. поступки
3. поведение
4. жизнедеятельность в целом То, какая диспозиция определяет поведение зависит от поставленной передним цели. Ситуационные социальные установки автономны от вышележащих диспозиционных образований (этот тезис Ядова соответствует принципу Берштейна – принципу предельной неуступчивости организма к изменению существенных черт его поведения и уступчивости по отношению к несущественным особенностям поведения. Их вариативность обеспечивает гибкое приспособление к сиюминутно изменяющимся условиям среды, носят реактивный х-р. Сравнительные исследования личности в разных культурах
Гумбольд: изучение строится по характеру языка
Вундт: анализ продуктов культуры Представители кросс-культурного психологического подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность - совокупность личностных черти характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре. Ученые проявляют интерес к индигенным личностным концепциям уже на протяжении многих лети за этот период ими были описаны многие личностные конструкты, по-видимому, характерные только для определенных культур. Африканская модель личности
Берри и его коллеги исследовали три индигенные концепции личности, каждая из которых принципиально отличается от используемых на Западе. Так, например, африканская модель личности рассматривает личность как трехслойную структуру, каждый из слоев которой представляет отдельный личностный аспект. Первый, центральный слой личности и каждого отдельного человека воплощает духовный принцип, второй слой соответствует витальному психологическому принципу, а третий - физиологическому витальному принципу. Тело представляет собой внешний каркас, в котором заключены все три слоя. Кроме того, на различные аспекты личности оказывают влияние кровное родство и внутриплеменные отношения.
89 Японская модель личности Согласно сообщениям Дои, представления о личности в Японии базируются на концепции омае. Корень этого слова означает сладкий, ив свободном переводе это слово означает пассивную, детскую зависимость одного человека от другого. По-видимому, прототипом амае служат отношения материи ребенка. По мнению Дон, любые отношения между людьми в Японии характеризуются наличием амае, которое является основополагающим строительным блоком японской культуры и личности. Эта базовая характеристика взаимоотношений между людьми высокого и низкого статуса выступает в качестве важнейшего компонента не только индивидуальной психологии, но и межличностных отношений, характер которых не поддается адекватному выражению в западной индивидуалистической картине реальности. На протяжении многих лет кросс-культурные исследования были одним из наиболее распространенных и авторитетных методов изучения взаимоотношений между такими феноменами, как культура и личность. Типичная процедура такого исследования включала составление выборки из представителей одной, а также другой сравниваемой культуры, выбор инструмента измерения личности, тестирование представителей обеих групп и сравнение полученных результатов. Обнаруженные количественные различия в результате анализа ответов представителей двух культур по каждой из шкал теста, измеряющей ту или иную личностную характеристику, затем интерпретируются сточки зрения различий, касающихся ценностей, обычаев, образа жизни и особенностей поведения, существующих между двумя изучаемыми культурами. Данный подход, хотя и достаточно примитивный с методологической точки зрения, позволил собрать большое количество интересной и полезной информации, свидетельствующей как о сходстве, таки о различиях, связанных с проявлениями личности в различных культурах. В данном разделе мы рассмотрим некоторые наиболее значимые результаты, полученные входе кросс-культурных исследований. ЛОКУС КОНТРОЛЯ Одним из наиболее подробно изученных входе кросс-культурных исследований личностных концептов стал локус контроля Это понятие было введено Роттером, высказавшим предположение, что люди различаются между собой потому, в какой степени они склонны считать, что их поведение, а также характер взаимодействия с внешней средой и отношений с окружающими находятся в пределах их собственного контроля. С этой точки зрения локус контроля, те. условная точка в пространстве, в которую тому или иному индивиду свойственно помещать источник влияния на собственное поведение и результаты собственных действий, может восприниматься им либо как внутренний, либо как внешний по отношению к себе. Лица, характеризующиеся внутренним локусом контроля, склонны считать, что результаты их действий и складывающиеся отношения между ними и окружающими людьми определяются прежде всего особенностями их собственного поведения. Лица, характеризующиеся внешним локусом контроля, воспринимают происходящие сними события и характер отношений с другими людьми как результат воздействия внешних по отношению к ними неконтролируемых ими факторов. В целом, результаты исследований свидетельствуют о том, что для американцев характерны более высокие показатели внутреннего локуса контроля, а для представителей других культур - внешнего. Полученные результаты нередко интерпретируются как отражающие присущие американской культуре индивидуализм, разобщенность и подчеркивание уникальности каждой отдельной личности, по сравнению с представлениями о гармоническом и взаимозависимом характере отношений между людьми, а также между человеком и природными, и даже сверхъестественными силами, характерными для многих других культур. Хотя такие интерпретации представляются интересными и не лишенными основания, они не позволяют ответить на все возникающие вопросы. В частности, на основании полученных результатов невозможно объяснить такие присущие американцам черты, как склонность к самооправданию, поиску виновных и защитные атрибуции.
90 Было обнаружено, что хотя существуют межнациональные различия, связанные с локусом контроля, еще более заметные различия поэтому показателю связаны с половыми различиями и социальным статусом, и независящие от страны. САМООЦЕНКА Более высокая у евроамериканцев. Полученные результаты позволяют предположить, что самооценка связана с таким феноменом, как индивидуализм.
Тафароди и Свэнн решили проверить эту гипотезу культурного компромисса в своем исследовании с участием китайских и американских студентов. Они предположили, что культуры с высоким уровнем коллективизма способствуют развитию у представителей данного типа культур глобальной самооценки, которая отражается в присущей им тенденции оценивать себя как природное целое, - в соответствии стем, что человек представляет собой по своему характеру, а не потому, чего он сумел достичь в жизни. В тоже время такой тип самооценки не способствует развитию отношения к себе, соответствующего другому типу самооценки, при котором человек оценивает себя не по присущим ему человеческим качествам, а в соответствии со своими личными достижениями. В индивидуалистических же культурах, по предположению авторов, должно иметь место обратное соотношение. Исследования подтвердили выдвинутую авторами гипотезу полученные ими результаты говорят о том, что китайцы более склонны оценивать себя в соответствии с чертами своего характера, а не со своими достижениями, в отличие от американцев. Эти результаты подтверждают мысль о том, что самооценка, вероятно, представляет собой комплексный показатель, развитие отдельных аспектов которого может поощряться, либо напротив, встречать сопротивление в условиях той или иной культурной среды. Использование опросника Айзенка в кросс-культурных исследованиях принесло немало интересных результатов. Так, входе сравнительных исследований, включающих тестирование взрослых и детей, проведенных Айзенком и Чаном в Великобритании и Гонконге, было обнаружено, что среди взрослых жителей Гонконга отмечен более высокий уровень психотизма и социальной адаптации и более низкий уровень экстраверсии, чем среди взрослых жителей Великобритании. Для детей из Гонконга характерен более высокий уровень по шкале социальной адаптации и более низкий - по шкале экстраверсии и нейротизма, чем для британских детей. Айзенк и его коллеги также обнаружили различия по результатам тестирования между взрослыми жителями Великобритании и Румынии, между детьми из Дании и Великобритании, а также Ирана и Великобритании и Египта и Великобритании. Хотя полевые исследования позволяют собрать значительное количество данных, касающихся кросс- культурных различий, они не дают практически никакой информации о том, какие культурные факторы являются источниками этих различий. Большинство средств измерений личности, используемых в кросс-культурных исследованиях, первоначально были разработаны в рамках одной культуры и одного языка. Исследователи совершенствуют методы включили в свое кросс-культурное исследование самооценки предварительную процедуру, подтверждающую эквивалентность используемых ими шкал.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
24. Личность и социальная культура. Общая характеристика понятий социальная роль, социальная группа, социальный статус. Социальная культура В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-приемлемое программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданный ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается
91 исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для homo sapiens. Чем же общество отличается от естественных “псевдосоциальных объединений животных особей Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации их потребностей и стимулов и даже не на дифференциации организмов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии. Категория «социально-исторический образ жизни выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества.
Социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности потому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности. Но всегда есть неопределенность и возможность выбора. Типы культур Культуры, ориентированные на полезность (стремятся к самосохранению) Культуры, ориентированные на достоинство (ориентация на ценность личности) Либеральные культуры культуры достоинства, в них высоко ценятся проявления индивидуальности. Архаичные культуры
- ориентация на нормы предков
- ритуал на страже традиции
- сопротивление всему новому Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется
- названием
- социальным статусом индивида
- выполняемой функцией в системе социальных отношений
- ожиданиями окружающих. Функционально социальная роль - это единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы
«личность-в-группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуальзируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Социальная роль предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужно следовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительную функцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижение задаваемого ролью набора ценностей. Социальную роль следует рассматривать х аспектах
- ролевого ожидания
- ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками
- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности
- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта
- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно
- мотивацией - наличную прибыльна общее благо.
92
Фромм: роль для всех Формируется посредством адаптивного поведения личности. Приспосабливаясь, человек развивает в себе черты, которые заставляют его действовать в соответствии с нормами – таким образом социальный характер направляет действие человека для решения объективных задач. Социальные роли часто опосредуется символикой, например, одеждой. Ролевой фетишизм – социальные роли начинают казаться врожденными. В ролевом обществе изменяется функция коммуникатора вместо человека, группы людей – ролевое наименование, абстрактная социальная роль, институт. Схема коммуникатор – сообщение – реципиент превращается в схему ролевое наименование – текст – реципиент. Текст всегда деиндивидуализирован, безличен, ориентированна представление о нормах, идеалах, которые выступают для личности как только знаемые, а нереально действующие мотивы. Социальная группа - совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. Люди живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы. Различают
- постоянные, временные и случайные группы
- свободные и обязательные группы
- формальные и неформальные рабочие группы. Феномен конформности группа давит наличность, а она либо послушно подчиняется мнению группы конформист, либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению и тогда ее характеризуют как нонконформиста. Социальный статус - положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доходи др. Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти. Человек может иметь несколько социальных статусов. Различают предписанные и приобретенные, а также естественные и профессионально-должностные статусы личности. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, речи, таки во внутренней позиции (в установках , ценностях , ориентациях. Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель. Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины поло-возрастные). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.
93
25. Положение об общественных функциях - ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется выполняемой человеком функцией в системе социальных отношений. Социальная роль предопределяет набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужно следовать в своем поведении. Эти ценности и идеалы выполняют в поведении личности побудительную функцию, функцию «мотивов-стимулов», вызывающих акты поведения, направленные на достижение задаваемого ролью набора ценностей. Функционально социальная роль - это единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптацию личности в обществе. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуальзируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Ролевые теории личности Ролевые теории личности объединяет понимание личности как функции от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.
Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения Ролевая теория личности описываете социальное поведение 2-мя основными понятиями ' социальный статус ' и ' социальная роль ' (см. вопрос 24) Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками
- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности
- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта
- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно
- мотивацией - наличную прибыльна общее благо. Дж. Мид – Символический интеркционизм Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, входе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять роль другого. Такое взаимодействие осуществляется с помощью символов, которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестами символам. Важнейшим из символов, по Дж. Миду, является язык. Язык как форма общения обладает значительными преимуществами в словах формируются общие понятия, оказывающие одинаковое воздействие на различных индивидов.
94
Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, "обобщенного Другого" - этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих - "I" и "me". "I" - элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, "е" - интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Социальная жизнь, по мнению авторов теории, есть непрерывный процесс, приспособления, взаимной подгонки участниками своего поведения к поведению других. Будучи сторонником бихевиоризма, Мид рассматривает взаимодействия людей через призму стимулов, однако по Миду, стимул – лишь возможность действия, а не автоматический бездумный ответ. Важную роль играет сознание и прошлый опыт. Единица анализа – социальное действие. Откладывание реакции
– интеллектуализация социального действия. Символы могут быть значимыми и незначимыми. Значимые символы присущи только человеку. Люди обретают человеческую природу благодаря осмысленной коммуникации. В процессе принятия роль люди развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов собственной мысли. Самость = внутренний стержень личности + совокупность усвоенных человеком социальных установок. Механизм развития самости
1ая стадия – play stage – ребенок в процессе игры примеряет на себя чужие роли
2ая стадия – game stage – соревновательная стадия умение оценивать себя глазами других
Чарлз Кули – концепция зеркального я (looking-glass self) В теории решающая роль в социализации индивида отводится так называемым первичным группам семье, детским коллективам,соседской общине и др, которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениями представлениям окружающих его лиц в первичных коллективах - родителей, друзей, соседей. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я, которое американский социолог называет зеркальным, подчеркивая специфику его образования. Другие люди - зеркала, в которые смотрится индивид,в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное Я, как некая сумма зеркальных, те. человеческое, доказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически зеркальное Я становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. Стечением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится все более устойчивыми фиксируемым под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он все в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы. Looking-glass self включает три элемента как меня воспринимают другие как они реагируют на то, что видят как я отвечаю на реакцию других людей.
Герберт Блумер В соответствии с установками прагматизма он исходит из того, что значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении. Объект, по Блумеру,- это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей которого делает их привычными, те. превращает в социальные институты. Следуя Миду, Блумер выделяет два уровня
95 взаимодействия символический (свойственный только человеку) и несимволический (свойственный всему живому. Теория социального обмена Авторы теории социального обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть нечто иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т. д, таки нематериальными (уважение, дружба и т. д. Люди взаимодействуют только исходя из определенной) интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет. Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения. Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим. Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими. Теория Морено Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории соматические (или психосоматические, определяемые физиологическими потребностями и эмоциями психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек трансцендентные (или интегративные, в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир. Таблица Примеры первичных ролевых категорий Соматические Психические Социальные Трансцендентные Принимающий пищу Наслаждающийся Потребитель
Коммуницирующий
(коммуникант) Смотрящий Воспринимающий Видящий Созерцающий Совокупляющийся Влюбленный Супруг Любящий Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениями ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению.
Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации несвязанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной
96 дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток. На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, те. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу. Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов. Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я, подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека. Эмбриональная стадия На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, те. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство органическая плацента. Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (фактор. Нормальные (спонтанные) роды - это бестравматический переход от внутриутробных к внеутробным условиям существования. Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента, переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриком Эриксоном базовому доверию к миру. Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева. Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или, во всяком случае, не дифференцируются от самих предметов. Вторая психическая вселенная Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить ив реальности, ив представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб др. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности, это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний. Третья психическая вселенная Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание необязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, аи благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания. В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, асоциальных- к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может
97 проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамо-терапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте. Критика ролевых теорий Из работы АН. Леонтьева Деятельность, сознание, личность По широко распространенному определению, "роль" – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность и представляет собой нечто иное, как систему усвоенных (интернализированных) "ролей. В социальной группе, которая образует семью, это "роль" сына, отца и т.д.; на работе – "роль, скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях "роль" тоже возникает, только в этом случаев "роли" гораздо больше проявляются черты архетипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные (например, профессиональные) функции ив этом смысле – "роли. Однако идея прямого сведения личности к совокупности "ролей, которые исполняет человек, является – несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи – одной из самых чудовищных. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, ион слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери Столь же нелепо говорить, например, о "роли" полярного исследователя, "акцептированной" Нансеном: для него это не "роль, а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него только "ролью, независимо оттого, насколько она интернализирована. "Роль" – не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается. Если воспользоваться терминологией П.Жане, понятие роли соотносительно не понятию личности (personnalite), а понятию персонажа (personnage). Важнейшими возражениями против "ролевых" теорий являются не те, которые идут по линии критики того или иного понимания места, отводимого ролям в структуре личности, а те, которые направлены против самой идеи, связывающей личность с запрограммированным поведение (Гандерсон), даже если программа поведения предусматривает ее самоизменение и создание новых программ и подпрограмм. Чтобы высказали, спрашивает цитируемый автор, если бы узнали, что "она" лишь искусно играла перед вами роль Судьба концепции ролей та же, что и других "социологических, культур-антропологических концепций, остающихся в плену теории двух факторов чтобы спасти психологическое в личности, она вынуждена апеллировать к темпераменту и способностям, заложенным в генотипе индивида, и мы снова возвращаемся к ложному вопросу о том, что является главным – генотипические особенности человека или воздействия социальной среды. Более того, нас предупреждают об опасности любой односторонности. Лучше всего, говорят нам, сохранять в решении этой проблемы "разумное равновесие. идея прямого сведения личности к совокупности ролей, которые исполняет человек, является … одной из самых чудовищных. … "Роль" - не личность, а скорее изображение, за которым она скрывается. В современном понимании для определения существа личности главное значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним, принятие полноты ответственности за их результаты. Указывают также, что личность в психологии обозначает особый образ существования человека - существование как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, способах поведения и средствах действия. Итак, по общему определению, личность - "целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими личность - субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории. Горностай
98 В психологии ролей преобладают социологические подходы, а психологическое направление представлено в основном прикладными аспектами, где не всегда находится место психологической теории Здесь происходит определенная подмена понятия Я понятием роли, что не всегда правомерно личность как многомерная биосоциальная система всегда намного сложнее ее ролевых составляющих
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
26. Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский) Социализация чаще всего понимается как внешний фактор, социальный контроль за поведением человека. Истоки такого понимания идут от Р.Декарта, от его оппозиции внешнее - внутреннее. Еще для сведения. Р. Харре сказал, что пространство психологии личности со след. осями
«индивидуальное-коллективное», «личностное-социальное», «публичное-личное». (Ане просто
внешнее-внутреннее Термин "социализация" многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности
Выготский: развитие ребенка в обществе, преобразование индивидуального в социальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Феномен психологического симбиоза мать и младенец сначала образуют диаду. По мере развития этой симбиотической диады ребенок берет на себя все больше психологических функций. Содействие матери с ребенком предполагает, что мать имитирует поведение ребенка, побуждая его к акту содействия. Мать решает совместно с ребенком задачи различного уровня сложности. Акт содействия определяет зону ближайшего развития ребенка, в которую отбираются культурно предпочитаемые стратегии решения задач. От содействия к самоконтролю поведения личности Содействие нейтральные мотивы для ребенка – запаздывающие эмоции (похвала/порицание). Самоконтроль смысло-образующие мотивы действий – предвосходящие эмоции. Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображении различные варианты действия и прочувствовать их последствия.
1 этап ребёнок воспринимает групповое требование как чужое
2 этап ребенок через эмоции различает смысл события после того, как оно завершено
3 этап нормы преобразуются для ребенка в личностный смысл. Ребенок начинает выполнять свои маленькие трудовые обязанности не ради похвалы, а ради достижения общественно значимого результата. Три грани социализации личности Механизм интериоризации /экстериоризации. Три грани интериоризации:
1. индивидуализация Закон культурного развития (Выготский): от интерпсихического (коллективная социальная деятельноть ребенка) к интрапсихическому (индивидуальному. Пример исследование гуманных отношений детей к другим. Интериоризация общественных отношений.
2. интимизация (Кон) Переход от Мы к Я. Пример дети сначала зовут себя в м лице, а потом – только я. Во внешней речи выражаются мотивы человека. Во внутренней речи нет необходимости договаривать слова – преобладание смысла над значением = >
3. производство внутреннего плана сознания личностный выбор
99
Л.С. Выготский: Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий "социальной ситуацией развития. Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей.
Л.С. Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие психические функции" (ВПФ).
НПФ есть и у животных, и у человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только
НПФ.
Л.С. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак - это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции - это речь, словесно- логическое мышление, произвольное внимание и др.
27. Концепция Э. Фромма о социальном характере. Социолог Э. Фромм родился 23 марта 1900 года. Образование получил в ведущих университетах Германии психологию и социологию изучал во Франкфурте-наМайне, к психоанализу приобщился в Берлинском институте. С позиций акцентирования роли культурного фактора Э. Фромм критически переосмыслил фрейдовский натурализм, его естественнонаучные схемы природы человека и, творчески развивая общую методологию социального психоанализа, метод глубокой герменевтики предложил теорию гуманистического психоанализа, которая исходит из необходимости приспособления общества к социальным потребностям человека. Стержнем этой теории является концепция социального характера как совокупности социокультурных установок и норм для подражания, существующих в конкретном обществе, которые, как правило, не осознаются индивидами, но тем не менее детерминируют их поведение в социальной жизни.
Фромм отверг представление, будто сексуальное влечение является источником энергии характера и полагал, что его основу составляют процессы взаимоотношения людей другом с другом и их отношением к вещам. Характер - это продукт межличностного взаимодействия, он также детерминирован социокультурной структурой общества Социальный характер - Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный культурой. В своей работесоциолога интересует не абстрактные качества абстрактных людей, не единичные добродетели или пороки, атипичные черты, которые соотносят человека с собственно человеческими природным миром. Под понятием социальный характер Фромм подразумевает то общее для большинства представителей одной и той же культуры, что образует относительно стабильную систему не инстинктивных стремлений, ориентаций, установок, которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в данный исторический момент.
Теория Фромма опирается на фрейдовскую характерологию в следующих пунктах черты характера конституируют силы, которые личность может не осознавать признается, что сущность характера строится не на единичном его свойстве, а является целостной структурой, из которой вытекает некое множество единичных. свойств. Назначение социального характера состоит в организации энергии членов общества таким образом,
100 чтобы их поведение определялось несознательным решением следовать социально заданному образцу, а желанием поступить так, как они должны, испытывая при этом удовлетворение от действий, соответствующих требованиям культуры. Формируя и направляя человеческую энергию, социальный характер обеспечивает непрерывную деятельность конкретного общества. Так, например, социальный характер современного общества направляет энергию людей на весьма организованный труд, который предполагает дисциплинированность, пунктуальность и т.д. Если бы каждый человек, занятый трудовой деятельностью, ежедневно сознательно принимал решения, что он хочет работать, исполнять все предписанные при этом требования, то подобное сознательное обдумывание деятельности привело бык значительному числу исключений, чем это допустимо для функционирования предприятия и общества в целом. Для большинства представителей современной культуры необходимость быть на уровне требований высокоорганизованного труда превращена во внутреннее, неосознанное стремление к такому поведению. Социальный характер как ядро индивидуальных характеров множества индивидов формируется в процессе приобщения индивидов к материальными духовным ценностям. На него оказывают влияние особенности производственной деятельности, религиозные и политические идеи. Через социальный характер новому поколению от предыдущего передаются разум и любовь, равно как враждебность и беспокойство. Пока объективные условия образа жизни и жизненная практика остаются относительно неизменными, социальный характер играет главным образом стабилизирующую роль в обществе. Однако, как подчеркивает Фромм, если изменяются экономические или идеологические условия, если они перестают соответствовать традиционному социальному характеру, то он превращается в дезинтегрирующий общество элемент. Типизация социальных характеров Опираясь на проделанный анализ, Фромм предлагает разграничивать социальные характеры плодотворной и неплодтворной ориентации. Разумеется, ведя речь об их "идеальных типах" - характер конкретной личности может сочетать несколько ориентаций при доминировании одной из них. Под характером плодотворной ориентации социолог имеет ввиду способность человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим от кого-то, кто контролирует его силы. Говоря о характере неплодотворной ориентации,
Фромм выделяет следующие его подвиды рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать рыночная ориентация, ныне доминирующая. "Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ник себе, ник другим, у них нет "самых близких, они не дорожат даже собой. ДОПОЛНЕНИЕ Социальный характер западного общества Говоря о современном западном обществе, Фромм отмечает, что на его социальный характер особое влияние оказывает рынок как основа структуры человеческих отношений. Рынок внес такие положительные ориентации в социальный характер, как практичность, бережливость, старательность, сдержанность, осмотрительность, упорство, хладнокровие, приверженность порядку и др. Вместе стем, сточки зрения социолога, рыночные отношения внесли и значительный негатив в социальный характер, что выражается прежде всего в закреплении установок и норм латентной несвободы индивида. Современный рынок не предполагает наличие внешней силы, заставляющей людей заключать те или иные контракты. Однако большинство людей вынуждено соглашаться на условия рынка, иначе они не могут существовать. Поэтому "свобода" индивида в значительной степени иллюзорна.
101 В целом социолог отмечает следующие отрицательные стороны социального характера, имея ввиду его "идеальный тип отсутствие воображения, скупость, подозрительность, холодность, обеспокоенность, упрямство, леность, одержимость, собственничество. Особо Фромм рассматривает установку в социальном характере на эксплуатацию, на использование человека человеком. Базисное понятие "использование" выражает то "фундаментальное обстоятельство, что один человек служит другому не ради собственных целей, а ради целей работодателя. человек, живое человеческое существо, перестает быть целью сам по себе и становится средством для обеспечения экономической выгоды другого или своей собственной, или безликого гиганта -экономического механизма. Из этой установки вытекает ориентация на то, что вещи ценятся выше человека. В этой связи Фромм полемизирует с Марксом Противоречие между капиталом и трудом - нечто гораздо большее, чем противоречие между двумя классами, чем их борьба за большую долю в общественном продукте. Это конфликт двух ценностных принципов между миром вещей и их накоплением, с одной стороны, и миром жизни и её продуктивностью - с другой. Противоборство этих ценностных ориентаций привело, как считает Фромм, к весьма существенным переменам в западном обществе, что сказалось и на его социальном характере и, соответственно, на социальном поведении индивидов. Практически исчезла экономическая эксплуатация масс. С ликвидацией экономических тягот коренным образом изменилось человеческое и политическое положение трудящихся, которые становятся социальными партнерами администраторов и представителей власти. Произошла сексуальная революция, входе которой рухнула прежде существовавшая система запретов и вытеснения сексуальных влечений. Вместе стем, несмотря на материальное процветание, политическую и сексуальную свободу, многие индивиды лишились позитивных черт, относящихся к достоинству человека у них нет ни собственных убеждений, почти нет индивидуальности, нет самостоятельности. Социальный характер 10 Там же. - С. 351 11 Там же. - С. 352 187 западного общество обрел следующие качества Вместо соперничества мы находим усиливающуюся тенденцию к совместной работе вместо стремления к непрерывному росту прибыли - желание иметь постоянный и надежный доход вместо эксплуатации - тенденцию поделиться богатством с другими и манипулировать ими и самим собой вместо рациональной или иррациональной, но явной власти мы обнаруживаем власть анонимную - власть общественного мнения и рынка вместо собственной совести - потребность приспосабливаться и получать одобрение со стороны вместо чувства собственного достоинства и чувства хозяина - постоянно усиливающееся, хотя большей частью неосознаваемое, чувство бессилия. Главная тенденция изменений в социальном характере - это, по мнению Фромма, отчуждение. Под отчуждением социолог понимает такой способ восприятия мира, при котором человек становится как бы отстраненным от самого себя. Он не ощущает себя движителем своих собственных действий. Более того, он вступает в мир несвободы хотя индивид питает иллюзию, будто делает то, что он хочет, в действительности им движут иррациональные силы, отделенные от его сознательного "Я. Отчужденный человек, находящийся во власти иррациональных сил, создает себе идолов в виде вождя, коллектива, клана, власти, денег, вещей и т.д., почитая которые он надеятся вновь обрести свои силы. Нона самом деле он утрачивает самость, ибо созданные им идолы возвышаются и главенствуют над ним. Человек перестает быть творцом, превращаясь в слугу, сделанных его руками идолов. Фромм, в частности, отмечал "Человек, движимый главным образом жаждой власти, уже не воспринимает себя во всем богатстве и во всей безграничности человеческого существования он становится рабом своего частичного, проецируемого на внешние цели стремления, которым он "одержим. Человек, предающийся исключительно страсти к деньгам, охвачен этим своим стремлением деньги - идол, которому он поклоняется. Отчуждение в сфере потребления означает, что акт потребления перестает быть конкретным человеческим актом, в котором участвуют физические потребности и эстетический вкус. Акт потребления должен быть значимым, творческим человеческим переживанием. В социальном характере западного общества это присутствует в малой степени. Потребление превращается в
102 удовлетворение искусственно подогреваемой игры воображения. Люди, замечает Фромм, "пьют" ярлыки, рекламное изображение напитков аналогично потребляют "здоровое" мыло или "здоровую" зубную пасту. При утверждении таких нормативных ориентаций человек начинает ощущать себя вещью. У вещей нет своего "Я, и люди, ставшие вещами, не могут иметь чувства "Я. Помыслы и действия отчужденного человека направлены на то, чтобы выгодно продать себя на рынке. "Его самооценка зависит оттого, насколько он преуспеет может ли он удачно продать себя, может ли он получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он. Его тело, ум и душа составляют его капитала его жизненная задача - выгодно поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя. Человеческие качества, такие, как дружелюбие, обходительность, доброта, превращаются в товары, в ценные атрибуты "личностного набора, способствующие получению более высокой цены на рынке личностей. Если человеку не удается выгодно 12 Там же. - С. 355-356 13 Там же. - С. 375 188 "инвестировать" себя, он испытывает такое чувство, словно он сама неудача если он в этом преуспевает, то он сам успех. В социальный характер ныне вошло истолкование всей жизни как коммерческого предприятия. По мнению Фромма, эта черта ныне становится дополнительной причиной самоубийств, на которую не обратил внимание Э. Дюркгейм. Отчужденный человек с "балансовым" подходом оценивает свою жизнь, по существу, проводя аналогии с коммерческим предприятием, деятельность которого может закончиться крахом. Причиной многих случаев самоубийств, считает социолог, было осознание того, что "жизнь не удалась, что не получилось выгодно "инвестировать" себя, и теперь жизнь "не стоит того, чтобы жить дальше. Человек совершает самоубийство подобно, тому как бизнесмен объявляет себя банкротом, когда убытки превышают доходы. Исследование личности в этнопсихологии. Национальный характер. Этнопсихология от греч. ethnos — племя, народ) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Создание специальной дисциплины, — психологии народов было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х.
Штейнталем, которые трактовали народный дух как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно каких самосознание содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. Вначале в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в психологии народов В. Вундта. В дальнейшем в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой базовой, или модальной, личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений
1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д, которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии
2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п
3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д
4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии. Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения.
103 В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах. Национальный характер Широкое распространение в социологии Запада получило географическое направление, суть которого заключается в признании климатических и других природных условий в качестве главного, определяющего фактора. Из наиболее видных представителей географической школы глубже других к рассмотрению проблемы национальной психологии подходил выдающийся французский просветитель Х века Монтескье. Он высказал ряд интересных и оригинальных для того времени мыслей о сущности общего духа нации, национального характера. Народная психология была названа Монтескье общим духом. Общий дух нации представляет собой сочетание различных нравственных качеств и обычаев, неустановленных законом, а возникших естественным путем. Нравы и обычаи отличаются друг от друга тем, что первые регулируют его психику, а вторые — внешние его поступки. Связь и соединение разнородных нравственных черт в общем духе нации происходят, по мнению Монтескье, не хаотично одно душевное качество, более характерное для данного конкретного народа, порождает другое. Общий дух нации, или национальный характер, рассматривается Монтескье как нечто непостоянное, которое в результате общения народов друг с другом и взаимного влияния подвергается серьезным изменениям. Чем более народы общаются друг с другом, — пишет он, — тем легче они изменяют свои обычаи, так как они чаще видят друг друга и лучше замечают особенности отдельных лиц. Народный дух стал главным стержневым понятием этнопсихологии с самого начала ее возникновения, поскольку методологическая основа этой дисциплины корнями уходит в немецкую классическую философию. Национальный характер по мнению Гегеля, содержит в себе зародыш, из которого развивается история. Этот характер, — пишет Гегель, — обнаруживается именно в том, каким образом народы выступают во всемирной истории и какое место они в ней занимают. Природу национальной души
Гегель связывает с неизменностью климата, рассматриваемого и как основной фактор, который определяет характер и состояние национальной психологии. Начало специальным исследованиям «
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18