Файл: Формы и методы занятия физической культурой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему: Формы и методы занятия физической культурой

Содержание:

  1. Введение

  2. Методы физического воспитания

  3. Формы занятий

  4. Проблемы формирования здорового образа жизни

  5. Физическая культура в социальной защите населения

  6. Заключение

  7. Список литературы



Введение

В работе более подробно рассматриваются проблемы сохранения и укрепления здоровья людей и жилища на понятие физическая культура, чтобы увидеть, какую роль физическое воспитание играет в формировании здорового образа жизни.

Работа состоит из введения, основной части, включающей 3 вопроса и выводы. Введение обосновывает актуальность темы. Первый вопрос основной части раскрывает понятие здоровый образ жизни, рассматривает условия и факторы, способствующие гармоничному развитию и укреплению здоровья людей. Второй вопрос более подробно раскрывает огромное значение физической культуры в формировании здорового образа жизни.   

Считаю, что в наше время, время научно-технической революции, условия труда существенно изменились: режимы передвижения механизированы, физическая нагрузка снижена, умственная активность становится одной из основных. Все эти ограничения привели к упадку сил. А именно массовая физическая культура стала основным средством преодоления несоответствия потребности в мышечной активности условиям жизни.  

Я выбрал эту тему именно для того, чтобы понять важность физической культуры для здоровья человека. Чтобы сделать это было проще, необходимо раскрыть такие понятия, как здоровый образ жизни и физическая культура, углубиться в историю развития физической культуры, рассмотреть существующие виды и функции физической культуры. 

В настоящее время большинство людей бездействуют. Они идут от автостоянки или автобусной остановки до своего заведения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодые люди не балуют себя физической активностью. А отсутствие движения плохо сказывается на состоянии здоровья и на возможностях человека во всех сферах жизни.   

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжих ловкими, медлительных - быстрыми, слабых - сильными, постоянно жалующихся на усталость - выносливыми, болезненных - здоровыми. Хорошая физическая подготовка позволяет быстро осваивать новые сложные производственные профессии; он также стал одним из решающих факторов в обучении летчиков, космонавтов и военных.   


Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо развитые физически юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятия из-за простудных заболеваний. 

Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания используются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной активности:

  • метод регламентированных упражнений,

  • игровой метод,

  • соревновательный метод,

  • словесные и сенсорные методы.

Методика регламентированного упражнения предусматривает:

  • четко прописанная программа движений (заранее заданный состав движений, порядок повторений);

  • максимально точное дозирование нагрузки и контроль ее динамики при выполнении упражнений, четкое нормирование места и продолжительности интервалов отдыха;

  • создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями вовлеченных лиц (использование вспомогательного оборудования, тренажеров, срочный контроль воздействия нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов, имеющих общую, единую, целевую цель: обеспечение оптимальных условий для овладения новыми двигательными навыками или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Игровой метод может применяться на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми - футболом, волейболом и т. д.

К особенностям игрового метода можно отнести, в частности, сюжетную организацию игры: деятельность организована по концепции, предусматривающей достижение конкретной цели. Сюжет игры обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, труда, быта). Но сюжет игры может быть создан специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или иного занятия, или как условная схема взаимодействия игроков (современные спортивные игры).  

Игровой метод применяется для комплексного совершенствования двигательной активности в сложных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно использовать для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других моральных умственных качеств. 



Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации участников к выполнению отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельной форме в виде контрольно-тестовых или официальных спортивных соревнований. Главная особенность соревновательного метода - это сравнение сильных сторон тех, кто ведет упорядоченную борьбу за превосходство или высокие достижения.  

Соревновательный метод используется для решения множества педагогических задач. Это, прежде всего, повышение умений, навыков в сложных условиях для воспитания физических, нравственных и волевых качеств. Фактор соперничества в процессе соревнований создает особый эмоционально-физиологический фон, который значительно усиливает эффект от физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Этот метод необходимо применять после специальной предварительной подготовки.   

Вербальные и сенсорные методы включают широкое использование слов и сенсорной информации.

Благодаря слову вы можете передать необходимые знания, активировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать к нему отношение студентов, вы можете направлять процесс выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, а также корректировать поведение учеников. 

На тренировках и соревнованиях это слово может использоваться и выражаться в форме:

  • поучительный рассказ, беседа, дискуссия;

  • инструкции (объяснение задачи, правила их выполнения);

  • сопроводительное объяснение (краткие комментарии и примечания);

  • инструкции и команды (обычно в повелительном настроении);

  • оценки (метод текущей коррекции действий или их результатов);

  • устный отчет и взаимное объяснение;

  • самовоспроизведение, самопорядок, основанный на внутренней речи (например, сильнее, держись, плавно).

Визуализация обеспечивается сенсорными методами, что очень широко понимается в физическом воспитании. Это не только зрительное восприятие, но и слуховые и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут быть реализованы в виде:  

  • показ самих упражнений;

  • демонстрация наглядных пособий;

  • демонстрация предметной модели и модели (с использованием макетов человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурами игроков);

  • демонстрация фильмов и видеозаписей (просмотр кинолент, специальных учебных фильмов; видеозаписи упражнений);

  • выборочно-сенсорная демонстрация для воссоздания индивидуальных параметров движений с помощью аппаратных средств (метроном, магнитофон, система сигнальных лампочек).


В общий список сенсорных методов могут входить:

  • метод направленного ощупывания движений, при котором внимание обращается на мышечные ощущения при различных вариантах двигательной задачи;

  • метод ориентации, т.е. ознакомление с заданиями по предметной ориентации (флажки, мишени, специальная разметка зала); 

  • методы ведущего и актуального сенсорного программирования,

  • в которых часто используется специальное электронное оборудование, часто с обратной связью (видео- и звуковые лидеры, указывающие, например, на несоответствие заявленной и фактической производительности).

Формы занятий

Каждое отдельное, относительно полное физическое упражнение является звеном в процессе физического воспитания. В целом занятия разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спорт, плавание, походы, уроки физкультуры и т. д. Однако все они основаны на некоторых общих законах. Знание этих закономерностей позволяет учителю в каждом конкретном случае рационально и с максимальной эффективностью решать учебные и воспитательные задачи.  

С педагогической точки зрения очень важно четко понимать диалектический характер взаимосвязи содержания и формы физических упражнений. Конкретное содержание здесь - это, прежде всего, активная практическая деятельность, направленная на физическое совершенствование. Он состоит из ряда относительно независимых элементов: самих физических упражнений, подготовки к их выполнению, активного отдыха и т. д. Относительно стабильным способом объединения элементов содержания является форма физических упражнений.  

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию урока, что является основополагающим условием его качественного проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи с ним единым целым, он обеспечивает оптимизацию деятельности всех участников. Постоянное использование одних и тех же стандартных форм обучения задерживает улучшение физической подготовки обучаемых.  

Разумное изменение форм, внедрение новых вместо устаревших позволяет успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы обучения на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к нему. Поэтому в теории физического воспитания вопросам организации физических упражнений всегда придавалось большое значение. 

На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов студентов) определяют формы физического воспитания. В настоящее время используются как обязательные, так и внеурочные формы занятий. 


Тренировочные занятия - основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (дисциплина Физическая культура) на всех факультетах. Тренировочные занятия могут быть:  

  • Теоретический, практический, контрольный;

  • Факультативные практические занятия (по желанию) и по желанию;

  • Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

  • Самостоятельные задания по заданию и под руководством преподавателя.

Взаимосвязь различных форм учебной и внеучебной деятельности создает условия, обеспечивающие использование студентами научно обоснованного объема физических нагрузок (не менее 5 часов в неделю), необходимого для нормального функционирования организма юного школьника. возраст.

Проблемы формирования здорового образа жизни

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их количество и разнообразие настолько велико, что порой они затмевают главную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников часто складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных, то есть обеспечение минимального или большего домашнего комфорта, удовлетворительного питания и предоставления достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является защита здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда могут правильно организовать свою работу. Они должны четко понимать, что потребности здоровья должны быть в основе любой социальной программы, т.е. рекомендации по гигиене - медицинская наука о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их неполноценности и снижению их эффективности.        

Каждый аспект социальной работы направлен на сохранение здоровья. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезирование, доставка еды, отопление, устранение вредных привычек, улучшение окружающей среды, качества жизни, установка телефона, восстановление разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т. д. - все это прямо или косвенно зависит от физического или психического здоровья человека, от его настроения и воли к жизни.