Файл: Формы и методы занятия физической культурой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные работники должны иметь четкое представление о феномене здоровья и здорового образа жизни. Без таких убеждений социальная работа неполна. 

Понятие образ жизни трактуется как вид деятельности человека, обусловленный особенностями социально-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются работа (учеба для подрастающего поколения), повседневная жизнь, социальная, политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о ведении здорового образа жизни, который можно рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой. Согласно философскому определению Маркса, болезнь - это жизнь, ограниченная своей свободой, а здоровый образ жизни, направленный на предотвращение возникновения какой-либо болезни, обеспечивает полное развитие и реализацию возможностей личности, способствует формированию активной жизнедеятельности. жизненная позиция (в медико-генетическом аспекте) и является необходимым условием воспитания гармонично развитой личности.   

В понятие здорового образа жизни входят рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, соблюдение правил и требований психогигиены, рациональное питание и личная гигиена, активный двигательный режим и систематическая физическая культура, эффективное закаливание, продуманная организация досуга, отказ от вредных привычек.

Здоровый образ жизни - единственный образ жизни, способный восстановить, сохранить и улучшить здоровье населения. Поэтому формирование этого образа жизни среди населения является важнейшей социальной технологией общегосударственного значения и масштаба. 

Роль движения для физического и умственного развития ребенка обсуждается практически во всех книгах по воспитанию детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря уже о школьниках. Неслучайно в последнее время одной из главных тем самых популярных книг и статей биомедицинского характера стало обсуждение негативного влияния на здоровье физических нагрузок, резко снизившихся в ХХ веке. По этой причине в медицинской литературе используется обобщенный термин гипокинезия (от греч. Hypo - редуцированный и kinesis - движение), который включает в себя весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, ухудшается самочувствие, нарушается сон и т. д.    


То, что движения эффективно влияют на все без исключения психические функции, известно давно. В исследованиях выдающихся советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано, что существует прямая связь между характером двигательной активности и проявления восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению человеком определенных социальных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни может увеличить его продолжительность на 10 лет и более.   

Здоровый образ жизни - единственное средство от всех болезней сразу. Он направлен на профилактику не каждого заболевания в отдельности, а всего в совокупности. Поэтому это особенно рационально, экономично и желательно.  

Рациональный режим, включающий разумное распределение времени, отведенного на прием пищи и сон, и правильное чередование физических, психических и эмоциональных проявлений в жизни детей создают условия для оптимального ритма процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и всестороннему развитию. гармоничное развитие здорового ребенка.

Физическая культура в социальной защите населения

Физическое воспитание играет решающую роль в пропаганде здорового образа жизни.

Под понятием физическая культура обычно понимается комплекс мероприятий по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств человека посредством двигательных упражнений в сочетании с рациональным использованием природных факторов природы и проведением гигиенических мероприятий. Физическая культура приобретает действенное оздоровительное значение, когда включает в себя сочетание различных двигательных нагрузок, систематически выполняемых детьми и подростками в свободное время, а не только в процессе физического воспитания в организованных группах (группы детских садов, школьные классы).. 

Физическая культура - это совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.



Физическая культура является частью общей культуры, поэтому уровень ее развития зависит от уровня социально-экономического развития общества.

Физическое воспитание выполняет множество функций. Вы должны знать о таких функциях, как: 

  • нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;

  • информационная, отражающая способность накапливать культурную информацию, быть средством ее распространения и передачи из поколения в поколение;

  • коммуникативная, характеризующая свойство способствовать общению, установлению межличностных контактов;

  • эстетический, связанный с удовлетворением эстетических потребностей личности;

  • биологические, связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечением необходимого уровня работоспособности в повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.

Эти функции лежат в основе классификации видов физической культуры, которые могут быть представлены как базовая физическая культура, спортивная, прикладная и оздоровительная физическая культура.

Найденные при раскопках памятники древней культуры, наскальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, легенды и легенды позволяют судить о культуре древних людей, в том числе физической. Интересную информацию дали наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени первобытнообщинные отношения. 

Выделение воспитания, в том числе физического воспитания, в самостоятельную сферу деятельности стало возможным только благодаря социальной работе. Чтобы физическое воспитание стало системным, необходим достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры общества. 

В первобытнообщинном строе закладывались только зачатки системы физического воспитания. Роль физической подготовленности каждого человека в тот период была очень велика, необходимость физической подготовки диктовалась суровыми условиями жизни, но низкий материальный уровень не позволил создать систему в современном понимании. 

Досоциалистический период в развитии физической культуры нельзя сводить только к созданию системы физического воспитания, устраивающей правящие классы. В это время продолжали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые, хотя и не составляли целостной гармоничной системы, создали предпосылки для возникновения такой системы после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В буржуазном обществе вызревали идеи социальной реорганизации на принципах равенства, свободы и братства. Идеи великих гуманистов, социалистов-утопистов распространились на физическое воспитание. В частности, идеи русских революционных демократов сыграли значительную роль в формировании самой передовой для своего времени теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Но в капиталистическом обществе передовые, гуманные идеи могли существовать только на уровне теории, поскольку реализация любой системы образования, в том числе физического воспитания, требует материальной базы, затрат средств и государственной поддержки.      


В результате глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт стали глобальным культурным и социальным явлением.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Вместе с тем возрастает роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества между народами, обеспечение взаимного уважения и понимания. 

Физическая культура и спорт, являясь субъективным и объективным аспектом жизни человека, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранить и укрепить здоровье и работоспособность людей, дают им возможность подняться к вершинам физического, духовного и культурного совершенствования. Таким образом, они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, придают им жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются прекрасным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и общества в целом.  

История показывает, что у общества есть постоянная потребность в формировании двигательных навыков, необходимых в жизни человека (ходьба, бег, плавание и т. д.), в развитии его физических способностей (силы, выносливости, ловкости и т. д.) до оптимального уровня в интересах труда, защиты, активного отдыха и других мероприятий. Все эти потребности общества удовлетворяются такими видами активной деятельности, как физическая культура и спорт. 

Особо следует подчеркнуть важнейшую социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не только к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда высокий долг родителей - воспитывать детей достойными членами того общества, в котором они должны жить. Для этого недостаточно заботиться только о умственном и духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Также нам нужно воспитать сына или дочку физически сильными, сильными, красивыми. Неизменная правда - здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предыдущего.    

Возможности физической культуры в области социальной защиты людей безграничны. Раскрыть всю методику реабилитационной или оздоровительной работы с помощью физической культуры невозможно. Но просто необходимо перечислить основные направления и практическое значение: физическая культура, здоровье.  


В последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, особенно развиваются неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника - потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и транспортных травм и даже потерь от войн, вместе взятые. Особое место в профилактике этих заболеваний занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они напрямую влияют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни. 

Социальная защита инвалидов как наиболее неблагополучных в социально-экономическом и морально-психологическом плане слоев населения требует целенаправленной деятельности государства и других субъектов в сфере формирования цивилизованных условий жизни, что обязательно включает физические упражнения.. Это, помимо повышения рейтинга остаточного здоровья инвалидов, позволяет успешно справляться с учебной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, снимать стресс. Одно из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормального двигательного акта - использование современных тренажеров. Тренажерные системы - чуть ли не единственное средство оздоровления и реабилитации, а также занятия физкультурой и оздоровлением инвалидов.   

Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т. д. Все это можно развивать и поддерживать. на высоком уровне с помощью так называемой профессионально-прикладной физической культуры (APP). 

Подводя итоги, необходимо указать общие цели и средства физической культуры в формировании здорового образа жизни:

  1. Принцип оздоровительной направленности - один из основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из целей и задач физической культуры в обществе. Это физическое развитие подрастающего поколения и молодежи, физическое совершенствование взрослого занятого населения, сохранение хорошей физической формы у пожилых людей. 

  2. Поскольку физическая культура - это средство активного, полноценного отдыха людей, физические упражнения на лоне природы особенно важны для общей гигиены. его виды, которые способствуют регуляции вегетативных функций организма. 

  3. Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Физическая культура - естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не только с проявлением физической силы или выносливости, но и с целостным выражением человеческой личности или силы команды. В связи с этим спорт доставляет человеку разностороннее удовлетворение от проявления его основных сил. Как и искусство, спорт постоянно открывает новые человеческие способности и возможности.    

  4. Пожалуй, трудно найти более эффективный способ снизить социальную напряженность в обществе, предотвратить асоциальное поведение молодежи, чем занятия физическими упражнениями и вовлечение их в круг людей, интересующихся спортом.