Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальные работники должны иметь четкое представление о феномене здоровья и здорового образа жизни. Без таких убеждений социальная работа неполна.
Понятие образ жизни трактуется как вид деятельности человека, обусловленный особенностями социально-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются работа (учеба для подрастающего поколения), повседневная жизнь, социальная, политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о ведении здорового образа жизни, который можно рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой. Согласно философскому определению Маркса, болезнь - это жизнь, ограниченная своей свободой, а здоровый образ жизни, направленный на предотвращение возникновения какой-либо болезни, обеспечивает полное развитие и реализацию возможностей личности, способствует формированию активной жизнедеятельности. жизненная позиция (в медико-генетическом аспекте) и является необходимым условием воспитания гармонично развитой личности.
В понятие здорового образа жизни входят рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, соблюдение правил и требований психогигиены, рациональное питание и личная гигиена, активный двигательный режим и систематическая физическая культура, эффективное закаливание, продуманная организация досуга, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни - единственный образ жизни, способный восстановить, сохранить и улучшить здоровье населения. Поэтому формирование этого образа жизни среди населения является важнейшей социальной технологией общегосударственного значения и масштаба.
Роль движения для физического и умственного развития ребенка обсуждается практически во всех книгах по воспитанию детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря уже о школьниках. Неслучайно в последнее время одной из главных тем самых популярных книг и статей биомедицинского характера стало обсуждение негативного влияния на здоровье физических нагрузок, резко снизившихся в ХХ веке. По этой причине в медицинской литературе используется обобщенный термин гипокинезия (от греч. Hypo - редуцированный и kinesis - движение), который включает в себя весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, ухудшается самочувствие, нарушается сон и т. д.
То, что движения эффективно влияют на все без исключения психические функции, известно давно. В исследованиях выдающихся советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано, что существует прямая связь между характером двигательной активности и проявления восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению человеком определенных социальных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни может увеличить его продолжительность на 10 лет и более.
Здоровый образ жизни - единственное средство от всех болезней сразу. Он направлен на профилактику не каждого заболевания в отдельности, а всего в совокупности. Поэтому это особенно рационально, экономично и желательно.
Рациональный режим, включающий разумное распределение времени, отведенного на прием пищи и сон, и правильное чередование физических, психических и эмоциональных проявлений в жизни детей создают условия для оптимального ритма процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и всестороннему развитию. гармоничное развитие здорового ребенка.
Физическая культура в социальной защите населения
Физическое воспитание играет решающую роль в пропаганде здорового образа жизни.
Под понятием физическая культура обычно понимается комплекс мероприятий по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств человека посредством двигательных упражнений в сочетании с рациональным использованием природных факторов природы и проведением гигиенических мероприятий. Физическая культура приобретает действенное оздоровительное значение, когда включает в себя сочетание различных двигательных нагрузок, систематически выполняемых детьми и подростками в свободное время, а не только в процессе физического воспитания в организованных группах (группы детских садов, школьные классы)..
Физическая культура - это совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Физическая культура является частью общей культуры, поэтому уровень ее развития зависит от уровня социально-экономического развития общества.
Физическое воспитание выполняет множество функций. Вы должны знать о таких функциях, как:
-
нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности; -
информационная, отражающая способность накапливать культурную информацию, быть средством ее распространения и передачи из поколения в поколение; -
коммуникативная, характеризующая свойство способствовать общению, установлению межличностных контактов; -
эстетический, связанный с удовлетворением эстетических потребностей личности; -
биологические, связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечением необходимого уровня работоспособности в повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.
Эти функции лежат в основе классификации видов физической культуры, которые могут быть представлены как базовая физическая культура, спортивная, прикладная и оздоровительная физическая культура.
Найденные при раскопках памятники древней культуры, наскальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, легенды и легенды позволяют судить о культуре древних людей, в том числе физической. Интересную информацию дали наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени первобытнообщинные отношения.
Выделение воспитания, в том числе физического воспитания, в самостоятельную сферу деятельности стало возможным только благодаря социальной работе. Чтобы физическое воспитание стало системным, необходим достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры общества.
В первобытнообщинном строе закладывались только зачатки системы физического воспитания. Роль физической подготовленности каждого человека в тот период была очень велика, необходимость физической подготовки диктовалась суровыми условиями жизни, но низкий материальный уровень не позволил создать систему в современном понимании.
Досоциалистический период в развитии физической культуры нельзя сводить только к созданию системы физического воспитания, устраивающей правящие классы. В это время продолжали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые, хотя и не составляли целостной гармоничной системы, создали предпосылки для возникновения такой системы после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В буржуазном обществе вызревали идеи социальной реорганизации на принципах равенства, свободы и братства. Идеи великих гуманистов, социалистов-утопистов распространились на физическое воспитание. В частности, идеи русских революционных демократов сыграли значительную роль в формировании самой передовой для своего времени теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Но в капиталистическом обществе передовые, гуманные идеи могли существовать только на уровне теории, поскольку реализация любой системы образования, в том числе физического воспитания, требует материальной базы, затрат средств и государственной поддержки.
В результате глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт стали глобальным культурным и социальным явлением.
Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Вместе с тем возрастает роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества между народами, обеспечение взаимного уважения и понимания.
Физическая культура и спорт, являясь субъективным и объективным аспектом жизни человека, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранить и укрепить здоровье и работоспособность людей, дают им возможность подняться к вершинам физического, духовного и культурного совершенствования. Таким образом, они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, придают им жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются прекрасным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и общества в целом.
История показывает, что у общества есть постоянная потребность в формировании двигательных навыков, необходимых в жизни человека (ходьба, бег, плавание и т. д.), в развитии его физических способностей (силы, выносливости, ловкости и т. д.) до оптимального уровня в интересах труда, защиты, активного отдыха и других мероприятий. Все эти потребности общества удовлетворяются такими видами активной деятельности, как физическая культура и спорт.
Особо следует подчеркнуть важнейшую социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не только к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда высокий долг родителей - воспитывать детей достойными членами того общества, в котором они должны жить. Для этого недостаточно заботиться только о умственном и духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Также нам нужно воспитать сына или дочку физически сильными, сильными, красивыми. Неизменная правда - здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предыдущего.
Возможности физической культуры в области социальной защиты людей безграничны. Раскрыть всю методику реабилитационной или оздоровительной работы с помощью физической культуры невозможно. Но просто необходимо перечислить основные направления и практическое значение: физическая культура, здоровье.
В последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, особенно развиваются неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника - потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и транспортных травм и даже потерь от войн, вместе взятые. Особое место в профилактике этих заболеваний занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они напрямую влияют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни.
Социальная защита инвалидов как наиболее неблагополучных в социально-экономическом и морально-психологическом плане слоев населения требует целенаправленной деятельности государства и других субъектов в сфере формирования цивилизованных условий жизни, что обязательно включает физические упражнения.. Это, помимо повышения рейтинга остаточного здоровья инвалидов, позволяет успешно справляться с учебной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, снимать стресс. Одно из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормального двигательного акта - использование современных тренажеров. Тренажерные системы - чуть ли не единственное средство оздоровления и реабилитации, а также занятия физкультурой и оздоровлением инвалидов.
Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т. д. Все это можно развивать и поддерживать. на высоком уровне с помощью так называемой профессионально-прикладной физической культуры (APP).
Подводя итоги, необходимо указать общие цели и средства физической культуры в формировании здорового образа жизни:
-
Принцип оздоровительной направленности - один из основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из целей и задач физической культуры в обществе. Это физическое развитие подрастающего поколения и молодежи, физическое совершенствование взрослого занятого населения, сохранение хорошей физической формы у пожилых людей. -
Поскольку физическая культура - это средство активного, полноценного отдыха людей, физические упражнения на лоне природы особенно важны для общей гигиены. его виды, которые способствуют регуляции вегетативных функций организма. -
Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Физическая культура - естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не только с проявлением физической силы или выносливости, но и с целостным выражением человеческой личности или силы команды. В связи с этим спорт доставляет человеку разностороннее удовлетворение от проявления его основных сил. Как и искусство, спорт постоянно открывает новые человеческие способности и возможности. -
Пожалуй, трудно найти более эффективный способ снизить социальную напряженность в обществе, предотвратить асоциальное поведение молодежи, чем занятия физическими упражнениями и вовлечение их в круг людей, интересующихся спортом.