ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1052
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Наумова Наталья Анатольевна
Преподаватель:
Чащинов Евгений Николаевич
-
Практическое занятие 3
Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности
Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.
Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.
Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся
Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
-
о владении теоретическими сведениями по данному вопросу; -
дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников; -
помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей; -
дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся 5 — 10 классов
-
С какого возраста, по твоему, человеку можно
-
курить -
употреблять спиртные напитки -
наркотические вещества
Пробовал ли ты (да, нет)
-
курить -
употреблять спиртные напитки -
наркотические вещества
С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
-
куришь -
употребляешь спиртные напитки -
наркотические вещества
Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
-
положительного: -
отрицательного:
Твои родители
-
курят -
употребляют спиртные напитки -
наркотические вещества
отец:
мать:
Как родители относятся к твоим привычкам?
-
запрещают категорически -
осуждают -
безразлично
Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам —
девушкам —
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».
-
Подростки курят, чтобы «быть как все». -
Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. -
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает -
В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы. -
Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. -
Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. -
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. -
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. -
Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.
Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.
Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментального описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления:
Целесообразность организации данного вида деятельности.
Соответствие результата целям.
Соответствие формы содержанию.
Организованность учащихся.
Активность учащихся.
Атмосфера проведенного мероприятия.
Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.
Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.
Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.
В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.
Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.
Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.
Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?
Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.
Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.
Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить:
—с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;
— документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы;
— особенности воспитательной ситуации в школе;
— особенности возраста школьников;
— уровень развития детей;
— интересы и ценностные ориентации учащихся для планирования кружковой работы;
— творческие способности учащихся и учесть это в кружковой работе для дальнейшего их развития;
— календарь памятных дат предстоящего года и определить мероприятия, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;
— получить консультацию завуча по воспитательной работе по содержанию планирования;
— привлечь учащихся и родителей к планированию.
Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.
Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.
Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.
Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.
Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности
Цель: закрепление знаний о сценарно – режиссерских основы организации досуговой деятельности; формирование умений их применять.
Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные варианты вовлечения социальных партнеров для решения задачи.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:
Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
– укрепление здоровья детей;
– формирование опыта организации содержательного досуга.
Основные требования к культурно-досуговым программа.
Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей.
Соответствие содержания программы возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей и подростков.