ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1052

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Наумова Наталья Анатольевна

Преподаватель:

Чащинов Евгений Николаевич


  1. Практическое занятие 3

Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности

Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.

Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.

Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся

Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;

  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;

  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;

  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.


Анкета для учащихся 5 — 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно

  • курить

  • употреблять спиртные напитки

  • наркотические вещества

  • Пробовал ли ты (да, нет)

    • курить

    • употреблять спиртные напитки

    • наркотические вещества

  • С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)

  • Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)

    • куришь

    • употребляешь спиртные напитки

    • наркотические вещества

  • Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

    • положительного:

    • отрицательного:

  • Твои родители

    • курят

    • употребляют спиртные напитки

    • наркотические вещества
      отец:
      мать:

  • Как родители относятся к твоим привычкам?

    • запрещают категорически

    • осуждают

    • безразлично

  • Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам —
    девушкам —

    Что мы знаем о курении
    Тест
    При ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».

    1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

    2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

    3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

    4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

    5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

    6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

    7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

    8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

    9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

    Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

    Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.



    Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.

    Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

    Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.

    Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментального описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления:

    Целесообразность организации данного вида деятельности.

    Соответствие результата целям.

    Соответствие формы содержанию.

    Организованность учащихся.

    Активность учащихся.

    Атмосфера проведенного мероприятия.

    Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.

    Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.

    Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.

    В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.

    Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.

    Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.


    Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?

    Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.

    Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.

    Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить:

    с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;

    документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы;

    особенности воспитательной ситуации в школе;

    особенности возраста школьников;

    уровень развития детей;

    интересы и ценностные ориентации учащихся для планирования кружковой работы;

    творческие способности учащихся и учесть это в кружковой работе для дальнейшего их развития;

    календарь памятных дат предстоящего года и определить мероприятия, необходимые для воспитания идейно-нравственной культуры учащихся;

    получить консультацию завуча по воспитательной работе по содержанию планирования;

    привлечь учащихся и родителей к планированию.

    Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

    Следующий пункт разработки проекта — это описание его ожидаемых результатов. Здесь необходимо указать количественные и качественные индикаторы их оценки. Необходимо решить, какие данные будут собираться для оценки достижения каждого результата.


    Устойчивость проекта — раздел разработки проекта, включающий изучение различных обстоятельств и их влияние на проект (оценка рисков). Необходимо также предположить, будет ли продолжена данная деятельность после окончания срока проекта и необходимо ли ее расширить.

    Прогнозное проектирование досуговой деятельности способствует целенаправленному воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение навыками диагностики и прогнозного проектирования плодотворно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в профессиональной деятельности педагога-организатора досуга школьников, творческого поиска нового с опорой на инициативу самих учащихся.

    Задания по теме 3.3. Сценарно-режиссерские основы организации досуговой деятельности

    Цель: закрепление знаний о сценарно – режиссерских основы организации досуговой деятельности; формирование умений их применять.

    Задание 3. Составьте требования к разработке школьной досуговой программы. Кратко охарактеризуйте их. Отразите и проанализируйте взаимодействие членов коллектива, команды в выполнении данной разработки, предложите разные варианты вовлечения социальных партнеров для решения задачи.

    Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

    Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.

    Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

    развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

    приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

    формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

    укрепление здоровья детей;

    формирование опыта организации содержательного досуга.

    Основные требования к культурно-досуговым программа.

    Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей.

    Соответствие содержания программы возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей и подростков.