ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1056
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4. Выявите особенности и принципы сценарно-режиссерских основ организации досуговой деятельности, охарактеризуйте их. Путем самоанализа охарактеризуйте свое участие в коллективе и взаимодействие с коллегами, социальными партнёрами при реализации данных принципов.
Результаты представьте в виде таблицы.
Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организации драматургического сценарного материала. Они определяются как эстетическими законами, так и целями педагогического воздействия на аудиторию.
Принципы режиссуры досуговых программ, как и принципы любой художественной системы отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожественных и активизирующих принципов.
Принцип (особенность) | Характеристика | Конкретные примеры реализации. |
Общехудожественный, эстетический закон | Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Другими словами речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизансцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскрывающую художественный образ программы. Однако не будем забывать один из основных законов композиционного построения сценария, который также актуализируется в контексте данного принципа режиссуры, а именно подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу. | Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно образное слово; музыка; шумовые и фоновые материалы; фото-, кино- и видеоматериалы; театральное, хореографическое и пластическое действие; световое решение. |
Активизирующий принцип | Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке. | Пример для активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста ‒ спектакль «Приключения в Мумидолине», где главные герои ‒ Мумик, Лисенок и Цыпа, сражались со злой Моррой и ее подданными ‒ Мерзляками. Началась история с того, что, заигравшись, ребята случайно нарисовали злую Морру, которая хотела заморозить всю волшебную страну ‒ Мумидолину. ... Например, для того, чтобы активизировать детскую аудиторию физически, можно сыграть в старинную русскую игру «Казаки - разбойники». |
Задание по теме 4.1. Разнообразие педагогических технологий организации досугового отдыха
Цель: формирование умений определять сущность и специфику педагогических технологий организации досугового отдыха.
Задание 5. Разработайте памятку для организатора досуговой деятельности по использованию различных педагогических технологий ее организации (не менее 10 позиций). Отразите необходимость привлечения помощи коллег и социальных партнеров для организации досуговой деятельности.
Технология социального проектирования
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждений.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.
Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: - формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; - устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность: - социальнозначимая, имеющая социальный эффект; - результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; - задуманная, продуманная и осуществленная подростком; - в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; - через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальные проекты направлены на совместную работу педагогов, родителей, детей и жителей социума.
Участие детей в реализации проектов позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни, культуре общения и поведения, формировать потребность в социальной активности.
Групповые технологии
(И.В. Первина, В.К. Дьяченко)
Цель использования:
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно — семинарскую систему;
- дидактические игры;
- метод проектов.
Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на занятиях творчеством.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных учебных занятий, в которых имеет место разделение группы на подгруппы.
Например: занятие-конференция, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, интегрированное занятие и др.
В результате использования групповых технологии открываются большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.
Технология личностно-ориентированного обучения
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
В учреждениях дополнительного образования возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Здоровьесберегающие технологии
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проведенными на практике, не наносящими вреда здоровью учащегося и педагога.
Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии.
Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Информационно-коммуникационные технологии
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средст-вом осуществления которых является компьютер.
При подготовке к учебному занятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это
занятие, а значит составляет план исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.
Такому учебному занятию свойственно следующее:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;
- интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия учащегося и педагога; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у уащегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) –
такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:
Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.