Файл: Практикум Использование современных инновационных технологий в развитии и коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обучающимися с инвалидностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Использование современных инновационных технологий в развитии и коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обучающимися с инвалидностью». март 2023 г

Если ребенок не может учиться так,
как мы учим, может быть, мы должны
учить так, как он умеет.
Ignasio Estrada
(испанский художник, педагог)
Подготовила:
Ширшова Нина Ивановна , руководитель МО воспитателей 6-10 класса

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) –
это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения, воспитания и общего развития.

Общие проблемы детей с ОВЗ
Ограниченные представления об окружающем мире
Повышенная впечатлительность
(тревожность), болезненная реакция на тон голоса
Повышенная утомляемость, быстро становятся вялыми, быстро теряют интерес, отказываются от выполнения задания
Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству

Процесс обучения и воспитания
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗНОУРОВНЕВОГО
ОБУЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ

Здоровьесберегающие технологии – организованная совокупность программ, приемов, методов организации об разовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Родоначальником данной технологии был Никита
Константинович Смирнов (профессор, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укреплени я здоровья Академии повышения квалификации и професс иональной переподготовки работников образования), который дал следующее определение.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность фор м и приѐмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребѐнка и педагога.
Н.К.Смирнов


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за перио д обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ:
1.Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
4. Коррекционные технологии.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.

«Реализация задач по формированию ЗОЖ у воспитанников
дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих
технологий»
Ширшова М.М., воспитатель СП «Детский сад Теремок»
«Развитие жизненных компетенций у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями путем внедрения
здоровьесберегающих технологий».
Кириллова Т.А., воспитатель
ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай
«Инновационные здоровьесберегающие технологии в коррекции
и развитии детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)».
Кутырѐва И.Л., воспитатель
ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай

ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. коррекция и развитие психических процессов, формирование положительной мотивации к учебной деятельности
I.
Учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка
II.
Создаются комфортные психолого- педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, для развития мышления и самостоятельности
III.
Базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание условий для познавательной активности достигается специально организованным обучением. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учѐтом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом. По с тепени выраженности нарушений в развитии учащихся выделяются 3 основные группы:
1 группа
– дети с наиболее высоким уровнем обучаемости (ведут работу с мат ериалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнако мой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач),
2 группа
– дети со средним (базовым) уровнем обучаемости (выполняет задан ие первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам);
3 группа
– дети с низким уровнем обучаемости (требуют точности в организа ции учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополните льных разъяснений нового материала на уроке).
Выделяют ещѐ
4 группу
– группу учебного риска. Работа с такими детьми вед
ѐтся только по специальным индивидуальным образовательным программам.
Выделение четырѐх групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Работая в режиме технологии разноуровневого обучения
, обучающиеся получают:
-возможность вариативного подхода к отбору заданий, их объѐма с учѐтом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельно сти и индивидуальными возможностями, стилем учебной деятельности.
-такая организация деятельности учащихся способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает учебный негативизм детей, позволяет ученику понять свои возможности, почувствовать состояние успеха, преодолеть стрессообразующие ситуации.

Это система специально разработанных занятий,
тренингов, игр, упражнений, направленных на нейтрализацию стрессовых состояний личности ребенка , на содействие в развитии сенсорной и моторной сферы и развитие у него адекватной самооценки, освоение им соответствующих возрасту норм коммуникативного поведения и на этой основе решение задач социальной адаптации в жизни
К
ОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Одной из наиболее эффективных коррекционно – развивающих технологий является арт - терапия.
Направления арт-терапии
Сказкотерапия
Музыкотерапия
Игротерапия
Пескотерапия
Изотерапия
Пластилинография и другие направления

«Лечебный и коррекционный эффект использования средств арт-терапии. (Пластилинография)».
Левашкина Т.Е., тьютор
ГБОУ школы-интерната с.Малый Толкай
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу са мостоятельно. Если есть сложности, необходимо оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха.
От правильно поставленной мотивации зависит результативность процесса обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
I. Является результативной
Обеспечивает высокое качество усвоения зна ний, воспитание акти вной личности обучаю щихся, развитие базов ых учебных действий.
II. Является здоровьесберегающей
Позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и
«открытия» знаний; является хорошим средством от избытка информации.
III. Общепедагогической
Реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;
2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же о бъема знаний, чем другие п одходы.
1.Высокая самостоятельность учащихся;
2.Формирование познавательного интереса и личностной мотивации учащегося;
3.Развитие мыслительных способностей учащихся.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
• Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
2.
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)
3.
• Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.
• Умение наблюдать
• Развитие воображения
5.
• Развитие внимания, памяти, речи
3.
• Формирование позитивного отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Технология проектов всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Анализ проблемы или выбор темы
2.
Постановка цели, проблемный вопрос
3. Выбор средств ее достижения
4. Поиск и обработка информаци и
5. Оценка полученных результатов и выводов

«Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».
Прохорова С.В., воспитатель
ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай

Игровые педагогические технологии – обширная группа методов и приѐмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом , который в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

РАЗНОВИДНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
.
По характеру
педагогического
процесса
По характеру
игровой методики
По игровой сфере
Воспитательные
Развивающие
Тренировочные
Обучающие
Ролевые
Сюжетные
Деловые
Предметные
Игры на улице
С предметами и без
Настольные
Игры в помещении