Файл: Целью курсовой работы является анализ назначения и перерасчета страховых пенсий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2140

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При разработке параметров ежегодной индексации страховых пенсий следует учитывать гипотетическую возможность ситуации, при которой в отдельный период времени инфляция может быть выше индекса заработной платы. В этом случае для поддержания покупательной способности пенсий они должны индексироваться в соответствии с индексом потребительских цен, а разница между ним и индексом заработной платы должна погашаться за счет средств Фонда национального благосостояния, наделенного функцией поддержания сбалансированности пенсионной системы в силу действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации22. Другим источником погашения обозначенной разницы может быть дополнительный доход, получаемый Банком России в результате роста индекса потребительских цен.

Исследуемая тема впервые рассматривается в научной среде Российской Федерации и может быть в дальнейшем используема при проработке учебных пособий и научных работ.

Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р23, одной из двух основных целей развития пенсионной системы является гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения. Достижению указанной цели способствует решение задачи, направленной на обеспечение среднего размера страховой пенсии по старости не менее 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионера.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»24 рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции определен одной из национальных целей развития Российской Федерации на указанный период.

Меры, закрепленные Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»25, позволят гарантировать долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции.

На период с 2019 по 2024 год Федеральным законом № 350-ФЗ в редакции от 28 января 2022 года определен механизм ежегодного увеличения страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии на уровень выше инфляции путем установления ежегодного увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии исходя из утвержденных данным Федеральным законом стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.


Так, согласно частям 6-8 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ размер страховой пенсии корректируется, а размер фиксированной выплаты устанавливается с 1 января каждого года в рамках обозначенного периода. Стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты с 1 января каждого года установлены частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ в твердом размере.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решение об индексации (дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента.

С 1 июня 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 973 страховые пенсии дополнительно проиндексированы на 10%.

В частности, размер страховой пенсии в 2019 – 2024 годах корректируется с 1 января каждого года исходя из новой стоимости одного пенсионного коэффициента:

с 01.01.2019 – 87 рублей 24 копейки,

с 01.01.2020 – 93 рубля 00 копейки,

с 01.01.2021 – 98 рублей 86 копеек,

с 01.01.2022 – 107 рублей 36 копеек,

с 01.06.2022 – 118 рублей 10 копеек,

с 01.01.2023 – 123 рубля 77 копеек.

При этом размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона года № 400-ФЗ, устанавливается в сумме, равной:

с 01.01.2019 – 5334 рублям 19 копейкам,

с 01.01.2020 – 5686 рублям 25 копейкам,

с 01.01.2021 – 6044 рублям 48 копейкам,

с 01.01.2022 – 6564 рублям 31 копейке,

с 01.06.2022 – 7220 рублям 74 копейкам,

с 01.01.2023 – 7567 рублей 33 копейки.

Таким образом, с 1 января 2023 года неработающим пенсионерам страховые пенсии определяются в новом, увеличенном размере исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента 123 рубля 77 копеек и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – 7567 рублей 33 копейки.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решение об индексации (дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента.

С 1 июня 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 97326 страховые пенсии дополнительно проиндексированы на 10%. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличился до 7220,74 рубля, стоимость пенсионного коэффициента – до 118,10 рубля.

Если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до ПМП в регионе. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, срочная пенсионная выплата, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки

27.

Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная. Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Социальным фондом Российской Федерации. Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

Социальная доплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

Впоследствии при осуществлении индексации размер федеральной социальной доплаты к пенсии изменяется (уменьшается) на сумму увеличения пенсии по результатам индексации, но не менее прожиточного минимума пенсионера. Т.е. во всех случаях с учетом социальной доплаты размер пенсии не может быть менее ПМП в регионе проживания. При этом пенсионеру никуда обращаться не нужно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

В настоящее время материальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, а также лиц, потерявших кормильца – является одним из ключевых направлений социальной политики Российской Федерации. В ходе данной работы были описаны виды и условия назначения страховых пенсий, которые были введены вместо трудовых пенсий.

В целом, данную реформу нельзя назвать отрицательной, так как в законодательстве четко указано, что нужно гражданину для выхода на пенсию, были добавлены некоторые иные периоды, зачитываемые в страховых стаж, которых ранее не было предусмотрено. Проводится активная просветительская работа, в том числе и среди лиц, выход на пенсию которым предстоит через десятки лет. Это подстегнет их к официальному трудоустройству, ведь размер их заработка напрямую влияет на размер пенсии. Так что государство сделало довольно предусмотрительный шаг, решив начать борьбу в том числе и с теневой занятостью, хоть и косвенным путем.

В целом, результата данной реформы будут видны к 2025 году, когда вступит в силу максимальный размер страхового стажа и пенсионных коэффициентов, но все же она должна принести свои плоды.

В целом, данная реформа вызвала довольно широкий резонанс в обществе. Не все готовы принимать данную реформу, в первую очередь, из-за нехватки рабочих мест и отсутствия адаптации условий для таких граждан.


При этом можно выделить следующие положительные моменты данной реформы:

1) Сокращение дефицита бюджета Социального фонда;

2) Улучшение количественного соотношения между трудоспособными и пенсионерами;

3) Увеличение пенсионных выплат;

4) Улучшение баланса в бюджетах по регионам.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод, о том, что Социальный фонд имеет значительное влияние на экономику страны, так как его главная цель – обеспечение достойного уровня жизненных благ, с помощью перераспределенных и накопительных средств. СФР должен гарантировать определенный уровень жизни пенсионерам, вне зависимости от места проживания. Данная тенденция стагнации пенсионной системы оказывает негативное влияние на экономику страны, что мешает ее развитию, в целом. Именно поэтому реформирование пенсионной системы является необходимым условием нынешних реалий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Законодательные и нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020 г. № 11. Ст. 1416.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. г № 31. Ст. 3823.

  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995 г. № 48. Ст. 4563.

  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001 г. № 51. Ст. 4832.

  5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 43. Ст. 4190.

  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2014 г. № 2. Ст. 6965.

  7. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СЗ РФ. 2018 г. № 41. Ст. 6190.

  8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018 г. № 20. Ст. 2817.

  9. Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым – шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022 г. № 23. Ст. 3801.

  10. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012 г. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.

  11. Постановление Правления ПФ РФ от 28.06.2021 № 232п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от зарегистрированных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.03.2023.