Файл: Первые этнокультурные и дипломатические контакты россии и китая как форма взаимодействия востока и запада.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волков С.О.
студент (магистрант) ФГБОУ ВО «ПГУ имени Шолом-Алейхема»
Научный руководитель: Титова Е.В.,
к.и.н., доцент
Волков С.О.
ПЕРВЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РОССИИ И КИТАЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСТОКА И ЗАПАДА
История взаимоотношений России и Китая довольно богата и насыщенна. Наряду с формированием экономических и политических связей формировались и связи культурные. Образ мышления, характерные черты жизненного уклада, привычки, язык, способы вербального и невербального взаимодействия – всё это должным образом отражалось в поле этнокультурного взаимодействия двух народов.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, на современном этапе Россия и Китай ведут тесное сотрудничество на геополитической и экономической арене. Успех этого сотрудничества во много зависит не только от поддержания статуса и мощи двух государств, но и от способности настроить диалог культур в правовом поле. Соответственно, чтобы повысить эффективность ведения межкультурной коммуникации в условиях геополитического сотрудничества, необходимо более детально изучить способы вербального и невербального взаимодействия в контексте данной ситуации. Но чтобы получить наиболее достоверные сведения необходимо исследовать причины продвижения России на Восток и характер взаимодействия России и Китая на наиболее ранних этапах.
Во-вторых, на современном этапе человечество постепенно переходит в русло глобализации, где обыденные этнокультурные контакты становятся более частым явлением. Многолетние контакты русского и китайского народов непременно создали некие стереотипные образы в умах населения двух государств. С этой стороны, изучение истории возникновения стереотипов, особенностей ментальности народов, особенностей поведения в различных бытовых ситуациях, а также анализ языковых форм взаимодействия является актуальной задачей на сегодняшний день.
Целью исследования является изучение опыта кросс-культурного взаимодействия России и Китая.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить историю возникновения русско-китайских отношений;
- определить роль влияния стереотипов на межкультурное взаимодействие.
Для комплексного изучения русско-китайских взаимоотношений в данной работе привлечены научные труды, статьи, монографии как учёных-филологов, так и учёных-историков.
В работе историка Курца Б. Г. «Русско-китайские сношения в XVI, XVII и XVIII столетиях» описываются предпосылки и причины возникновения русско-китайских контактов. Учёный рассматривает ранние контакты России и Китая в контексте экономического и политического взаимодействия: торговые договоры XVI-XVIII веков, дипломатические посольства, внешнеполитические конфликты. Также историк даёт характеристику и оценку данных отношений. Эту же задачу ставят перед собой следующие историки в своих научных работах: Мясников В.С. «Русско-китайские отношения 1689—1916.», Воскресенский А.Д. «Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений».
Что касается, непосредственно, этнокультурного и языкового взаимодействия, то изучением этого вопроса занимались следующие учёные: Жукова Т.А. «Россия и Китай: этнокультурная специфика речевого общения», Абрамова A.A. «Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие», Байбурин А.К. «Этнические стереотипы поведения», Бирюков М.Д. «Глобализация и культура».
Появление первых контактов, а затем и развитие этнокультурных и политико-экономических связей России и Китая – это закономерный результат постепенного продвижения Московского царства на восток в Сибирь ещё в XVI веке. Как известно, само по себе продвижение на восток изначально не носило государственный характер. Долгое время государственная власть не ставила перед собой задачу целенаправленного продвижения за Урал в Сибирь и на Дальний Восток.
Тем не менее, процесс колонизации Сибири и Дальнего Востока со стороны России оказался очень закономерным явлением. Ещё С.М. Соловьёв изложил концепцию исторического развития обществ в своём многотомном историческом труде «История России с древнейших времён», которая подтверждает реальными фактами причинно-следственную связь в осуществлении процесса колонизации. Историк в первую очередь установил три важнейших фактора, влияющих на ход истории и уровень развития отдельных государств [4; 65].
Первый фактор – природно-климатические условия. Прежде, чем доказывать существенность влияния данного фактора на ход истории, необходимо установить две линии сравнения: Россия и государства Европы. Ещё в IV веке нашей эры под влиянием крупной миграционной волны, которую называют «Великим переселением народов», варварские племена – будущие европейские народы массово стали занимать территории с тёплым благоприятным климатом и плодородными землями, оттеснив некоторые этнические группы на Северо-Восток. В следствие этого процесса, Европа стала густонаселена, тогда как северо-восточные леса и Восточно-Европейская равнина заселялась не столь многочисленными группами народов, куда входили финно-угры, славяне и т.д [7; 23].
В связи с этим, имея малую плотность населения, более суровые климатические условия и большие территориальные пространства, наши предки перемещались с одного участка земли на другой. Другое дело обстояло с народами, населившими Европу. Уже к XI – XV векам, к моменту образования централизованных государств, им приходилось укрепляться в рамках своих территорий, так как повсюду были государства-соседи, желавшие присоединить ту или иную часть земли. Из-за высокой плотности населения и малого количества свободных территорий, европейцы были вынуждены вести постоянные войны, развиваясь преимущественно интенсивным, а не экстенсивным путём. Они были как бы «загнаны в угол» и были вынуждены вести борьбу всех против всех: короли против Церкви, феодалы против короля, города против феодалов.
В нашем государстве такая борьба не имела необходимости ввиду обширных территорий и, соответственно, населению, которое подвергалось разному гнёту было проще уйти на новые земли, чем сражаться – места было полно. Таким образом, природа как бы сама подталкивала к постоянному продвижению. На окраины переселялись крестьяне, беглые преступники, авантюристы, религиозные сектанты и т.д. Они бежали туда, докуда не дотянется государственная рука. Именно поэтому колонизация Сибири и Дальнего Востока началась не с подачи государства, а с инициативы предприимчивых людей, купцов, казаков, беглых крестьян и т.д.
Вторым фактором являются народы, населяющие соседние территории [6; 14].
Дело в том, что Европа, практически с самого своего возникновения, как совокупность нескольких централизованных государств, представляла из себя довольно сильного и мощного соперника. Плюс ко всему, ещё со времён Ярослава Мудрого стали устанавливаться династические браки, как возможность интеграции Руси в европейское сообщество. На востоке же кочевники совершали постоянные набеги на Русь, но пока существовал Киевский период, русские князья без особых проблем давали им отпор. Ситуация меняется в период феодальной раздробленности, когда на Руси нет единства и, соответственно, кочевники начинают «расправляться» с князьями по одиночке (хотя зачастую сами русские князья использовали кочевников в междоусобных войнах). В XIII веке Русь была завоёвана Батыем, и начинается период татаро-монгольского ига. Но, как и любое крупное государство, со временем Золотая Орда начинает переживать кризис (если обратиться к концепции Дж. Тойнби, то татаро-монголы встретились с вызовом, на который не смогли дать ответ) и подвергается распаду к XV веку. С 1480 года Русь освобождается от ига и начинается период централизации русских земель.
Восточные завоеватели разобщены, однако Запад имеет мощное централизованное управление. Соответственно, российское государство начинает расширяться на восток, подчиняя территорию за территорией. Бывшие завоеватели оказывают сопротивление России, но уже не в состоянии отражать натиск. С XVI века, при Иване Грозном, Московское царство завоёвывает Казанское ханство в 1552 году и проникает в Сибирь, покоряя эти территории в период с 1581 года по 1598 год [4;76].
Третьим фактором являются действия внешней и внутренней политики соседних государств.
Семнадцатое столетие для России отмечено закреплением в Западной Сибири и ускоренным продвижением на Дальний Восток. В XVII веке в Сибири строятся опорные пункты Красноярск, Якутский острог и т.д., ставшие базами русского продвижения на восточном направлении. Экспедиция В.Д. Пояркова добирается до реки Амур в 1644 году и выходит к Охотскому морю. Усилием другого первопроходца – Ерофея Хабарова, коренные народы Дальнего Востока приводятся в подданство русскому государю, что является следствием закрепления российского влияния на Дальнем Востоке. С этого момента в данном регионе стали появляться русские поселенцы, которые нередко контактировали с Китаем. В большинстве своём Россия здесь закреплялась мирно, хотя и случались вооружённые столкновения с местным населением. Однако Китай воспринял русское продвижение во второй половине XVII века, как агрессию с Запада и не желал соседствовать с русскими поселениями. Причина такого восприятия крылась в самой политике Китая в данный период: вспыхивает масштабное крестьянское восстание в стране, а также маньчжуры свергают династию Мин и у власти закрепляется династия Цин почти на триста лет. Маньчжуры – это северо-восточные племена, имевшие к тому моменту собственную государственность. Это был воинственный народ, который придерживался жёсткой агрессивной идеологии. Власть императора считалась священной, а другие народы должны были быть в подчинении у маньчжурской династии. Такое мировосприятие очень затрудняло налаживание связей России и Китая [1; 55].
Тем не менее, изначально Россия и Китай не воспринимали друг друга, как источник реальной угрозы. Восток для России был бескрайним и богатым регионом. О самом Китае русские знали мало и даже то, что они знали, во многом было дополнено разными домыслами и слухами. Китай же не видел в России поначалу опасности
, так как маньчжуры были очень заняты покорением Пекина и установлением своей власти [3; 92].
Русские шли на восток постепенно, желая установить дипломатические связи с загадочным Китаем, в то время как сам Китай придерживался самоизоляции и не хотел видеть Запад у себя. В 1618 году Россия предприняла попытку установить дипломатические соглашения с Китаем, но попытка не принесла каких-либо существенных результатов. Постепенное пассивное продвижение русских к границам Китая ко второй половине XVII века привело к реальным конфликтам.
Одним из самых ярких эпизодов русско-китайских столкновений является осада и уничтожение Абазинского острога в 1685 – 1689 годах. Империя Цин и российские казаки бились за укрепление влияния в Приамурье. Этот острог подвергался осаде несколько раз, обе стороны несли большие потери. Однако в 1686 году Россия и Китай заключают перемирие. Но маньчжуры, прекратив обстрелы, не отступали от крепости, надеясь, что русские сдадут крепость. В конечном итоге, в 1689 году Россия и Китай подписали Нерчинский договор, который определил границы государств и постановил уничтожить Албазин. Подписание Нерчинского договора стало первым значимым событием в истории русско-китайской дипломатии [5; 87].
В дальнейшем Россия и Китай подпишут ряд торговых соглашений, которые разграничат сферу влияния двух государств. Постепенно русско-китайская дипломатия и этнокультурные связи будут расширяться. В 1858 году будет подписан Айгуньский договор, по которому Россия присоединит Приамурье, в 1896 году государства договорятся о постройке КВЖД. Но само восприятие Китая по отношению к России будет долгое время настороженным и подозрительным. Во многом это объясняется особенностями восточной культуры, ориентированной на традиции. Разница менталитетов порождала непонимание друг друга и враждебность. Китай опасался того факта, что Запад просто-напросто поглотит традиционную культуру, формировавшуюся тысячелетиями [2;42].
Таким образом, изначально восточный мир с сопротивлением встречал мир западный. Отсутствие достоверных фактов о совершенно ином народе, разница менталитетов, культурного мышления и воспитания очень сильно стопорили создание каких-либо экономических, политических и этнокультурных связей. Но на современном этапе в процессе глобализации Россия и Китай поддерживают партнёрские отношения, особенно, когда мир оказался буквально поделён на два противоположных «лагеря». Изучение вопроса истории взаимодействия нашего государства и восточного соседа позволит в современных реалиях осознавать и прогнозировать тенденцию развития геополитических отношений Востока и Запада.