Файл: Значение творческого наследия А. С. Пушкина. Пушкин и наша современность..docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1698
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Самарский колледж сервиса производительного оборудования имени Героя Российской Федерации Е.В. Золотухина»
Индивидуальный Проект
на тему: «Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.»
Студента | Петросяна Артура Кареновича |
| 1 курса очной формы обучения по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования, |
___________________
Руководитель индивидуального проекта: преподаватель А.С. Охотникова
___________________
СОДЕРЖАНИЕ | С. |
Введение | 3 |
1 БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА | 5 |
1.1 Детство | 5 |
1.2 Юность | 5 |
1.3 Молодость | 6 |
1.4 Послелицейский период | 6 |
1.5 Тема любви в творчестве А.С. Пушкина | 7 |
1.6 Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина | 8 |
1.7 Тема свободы поэзии А.С. Пушкина | 11 |
1.8 Философская лирика А.С. Пушкина | 14 |
2 О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С. ПУШКИНА | 16 |
2.1 Творческое наследие А.С. Пушкина | 16 |
2.2 Какое творческое наследие оставил после себя А.С. Пушкин | 18 |
2.3 Влияние творческого наследия А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы | 19 |
2.4 Опрос о творческом наследии А.С. Пушкина | 22 |
3 А.С. ПУШКИН И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ | 26 |
3.1 Универсальность А.С. Пушкина | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
Актуальность работы обусловлена отсутствием единого представления, единого взгляда на личность и творчество А. С. Пушкина среди представителей литературы, так как каждая литературная эпоха выдвигала своего Пушкина.
Степень изученности. В разработке данной курсовой работы были использованы интернет ресурсы и литература таких авторов как: А.С. Пушкин Губер П.К. Дон-Жуанский, Карпушин С.В., Колокольцев Е. Н., Лотман Ю. М., Михайлова Н.И., Соколов В.Д., Анненский Л., Аронова Л. П..
Объектом исследовательской работы является произведения А.С. Пушкина.
Предметом работы является значение творческого наследия А.С. Пушкина.
Проблема исследования: используя различную литературу на тему
«Значение творческого наследия» выяснить и собрать информацию для поставленной цели.
Цель данного исследования - рассмотреть широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество А. С. Пушкина.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- установить степень разработанности исследуемой проблемы в критической литературе;
- определить основные факторы, повлиявшие на формирование творческого наследия;
- раскрыть особенности творчества А. С. Пушкина;
- рассмотреть проблемы специфичности отношения к А. С. Пушкину, отличие взгляда от общих тенденций в восприятии А. С. Пушкина писателями конца XIX – начала XX вв..
Гипотеза исследования: Творческое наследие А.С. Пушкина оказывает широкое влияние на развитие современной русской культуры.
Данная исследовательская работа состоит из введения, 3-х разделов, 13-ти параграфов, заключения, списка использованных источников из 9-и наименований.
1 БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА
1.1 Детство
Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в небогатой дворянской семье.
В детские годы большое влияние на Пушкина оказал его дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. Летние месяцы 1805—1810 гг. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых произведениях Пушкина: поэмах «Монах», 1813; «Бова», 1814; и в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину»,1815, «Сон», 1816.
1.2 Юность
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр В начале 1815 года Пушкин читает в присутствии Гавриила Державина своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Ещё на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле. Атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию поэта. Ранняя поэзия Пушкина передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром.
1.3 Молодость
Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь: он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет острые политические эпиграммы и сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма была закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона.
1.4 Послелицейский период
Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне.
1.5 Тема любви в творчестве А.С. Пушкина
Одной из самых главных в творчестве поэта стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:
...мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются — и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..
Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:
Но ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера хотелось бы привести свое любимое стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может...», в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение «Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1.6 Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”. Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:
Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу. Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, - заявил он. - Он бунтовщик хуже Пугачева”. На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится. Деревня”. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть - это “приют спокойствия”, где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион”: А я - бесконечной веры полн,.
1.7 Тема свободы поэзии А. С. Пушкина
Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой «вольнолюбивой лирике» свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский период»). Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание «Любви, надежды, тихой славы...»), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен. Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода «Вольность». Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий.