Файл: Значение творческого наследия А. С. Пушкина. Пушкин и наша современность..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1705

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино».

Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…».

Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года.

Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий.

Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе.


Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры.

2.4 Опрос о творческом наследии А.С. Пушкина

В ходе исследование мной на улицах города Верхняя Пышма было проведен небольшой опрос среди жителей с целью выяснения влияния творческого наследия А.С. Пушкина. Результат оказался интересным.

 Объект исследования: опрос случайных прохожих.                                

Предмет  исследования: мнение общества о творческом наследии А.С. Пушкина.

Предположение исследования: современное общество положительно высказывает мнение о творчестве А.С. Пушкина                                         

Задачи: провести  социологический опроссреди населения города Верхняя Пышма и выяснить их отношение к творчеству А.С. Пушкина; 

Цель: сделать анализ значения творческого наследия А.С. Пушкина для современного общества;

 Методы  исследования:  социологический опрос, анализ содержания.  

Андрей, 42 года, сварщик:

«Думаю, что творчество А. Пушкина должен знать каждый, кто живет в России. Потому что он - автор замечательных произведений и создатель русского литературного языка. На счет пророчеств, не знаю. Но его стихи полны того, что интересует человека и по сей день: философствования, поисков смысла жизни, признания и размышления о любви, послания друзьям, близость к природе. Поэтому и читаются стихи и по сей день. Пушкин был как никто другой близок народу. По поводу повышения интеллекта - согласен: интеллект повышается у читающих и думающих людей. Поэтому и изучают литературу»

Анастасия, 34 года, стоматолог:

«Даже несмотря на то, что школьный курс литературы очень односторонне знакомил с творчеством Александра Сергеевича и изучали не самые лучшие произведения, осталось желание читать его даже уже во взрослом возрасте. Его стихи улучшают настроение, плавно текущие строчки действуют успокаивающе, умиротворяют. Величайший из писателей и поэтов, гений. Ученые проводили исследование его творчества и почти каждое слово в его стихотворениях, поэмах, прозе несет определенный смысл, нет пустых бессмысленных слов, которыми грешат современные писатели. А какой прекрасный русский язык, какие замечательные образы героев, стихи, проникающие в самую душу!»



Сергей, 30 лет, автомеханик:

«Пушкин велик уже тем, что русскую литературу, весьма отстававшую от Европейской сразу подвинул на два столетия вперед, прожил мало, но достаточно, чтоб стать недосягаемым для многих поэтов будущего. Это национальное достояние народа русского, гордость и слава русской словесности»

Михаил, 20 лет, программист:

«После окончания школы не думаю о творчестве Пушкина, а просто перечитываю его, наслаждаюсь им и лечусь от мрачных дум и тоски»

Вячеслав, 26 лет, писатель:

«Пушкин слишком национален и в то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений.»

Николай, 28 лет, графический дизайнер:

«Александр Сергеевич дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.»

Дмитрий, 18 лет, студент 2 курса:

«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель»

Мария, 41 год, преподаватель истории:

«Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо»

Владимир, 37 лет, столяр:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.»


Игорь, 61 год, преподаватель литературы:

«Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать» 

На мое удивление все опрошенные хорошо разбираются в понимании творческого наследия А.С. Пушкина, видя его гением и двигателем народной культуры.

3. А.С.ПУШКИН И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ

3.1 Универсальность А.С. Пушкина

Пушкин... Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства. Первая дет­ская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина. Изучая поэзию и прозу Пуш­кина, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создал поэт. И каждый из нас находит для себя в этом мире что-то особенно близкое и дорогое.

Почему же все, что связано с именем великого поэта, бесконечно дорого многим людям? Почему с такой любовью чествуют Пушкина миллионы?

Пушкин — родоначальник одной из величайших литератур мира, основатель рус­ского реализма с его передовыми, демократическими, гуманистическими традиция­ми. Он создал классический русский литературный язык. По выражению Н. В. Гого­ля, «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте...»

Русская земля не могла не родить такого поэта, как Пушкин. Он был необходим ей как утешение за все утраты и невзгоды, за все потрясения, которые обрушила на нее история — от Батыя до Наполеона. Он был нужен ей как праздник победы, как высший взлет народного самосознания.

И поэзия Пушкина, с ее чувством свободы и независимости, достоинства и благо­родства легла в основу нашей нравственности.

Всем своим творчеством, жизненными принципами Пушкин — наш современник, наш друг, учитель.

Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее не­повторимой красоте. И, в тысячный раз изумляясь чуду родной природы, мы не заме­чаем уже, что смотрим на нее пушкинскими глазами, мыслим образами, сравнения­ми, которые впервые возникли в его стихах. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса...


Снежным зимним утром мы вспоминаем с детства запавшие в душу пушкинские строчки:

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Идут годы ... Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревали. Еще уходят годы... И снова мы находим в пушкинской поэзии что-то новое, неведомое. У каждого возра­ста свой Пушкин. Он всегда оказывается рядом.

Помню, совсем недавно мне было грустно, и я наугад открыла томик Пушкина. Это была страница со словами:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Я даже улыбнулась: получилось, будто сам поэт меня успокоил. Так Пушкин и сегодня учит нас не робеть перед жизнью, учит преодолевать трудности.

Как прав был поэт, когда писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал!...

Добрые слова поэта особенно выразительно звучат в его любовной и дружеской лирике, которая стала символом лучших человеческих чувств:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Разве можно чище, проникновеннее, благороднее сказать о неразделенной люб­ви? А разве есть человек, который бы ее не пережил?

И еще... Поэзия Пушкина вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «друж­ба», «дружество»; она обращена к товарищам, ее переполняет любовь к друзьям.

Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Мы с Пушкиным, когда он ненавидит и любит, грустит и смеется, мы с Пушкиным во всем: в его озорстве, нежности, непреклонности.

Шестое июня — юбилейная дата поэта, которую отмечают те, кто любит поэзию.

Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоз­давший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пуш­кин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра