Файл: Значение творческого наследия А. С. Пушкина. Пушкин и наша современность..docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1700
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Везде неправедная власть
В сгущенной тьме предрассуждений
Воссела — рабства грозный гений
И славы роковая страсть.
Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: «внемлите», «днесь»; и риторические обороты — вопросы, обращения: «Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?», «Восстаньте, падшие рабы!». Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: «Склонитесь первые главой / Под сень падежную закона..,» Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. По Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии. Стихотворение «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...») не принадлежит, как «Вольность», всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции. Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
В стихотворении «Деревня» содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана «Деревня»). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть «Деревни» появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо, «светлых ручьев» и «лазурных равнин» появляются «насильственная лоза», «невежества убийственный позор» и тому подобное.
Во второй части «Деревни», как и в «Вольности», присутствуют риторические обороты. («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), архаическая лексика («бразды», «влачится»), одушевление отвлеченных понятий («...Здесь рабство тощее влачится по браздам...»). За образным описанием ужасной судьбы «измученных рабов» следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, // И рабство, падшее по манию царя...» Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: «...Но потерял я только время, //Благие мысли и труды...»
Идеал «вольности», то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение «Погасло дневное светило...» и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора...» и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил... свободу».
1.8 Философская лирика А.С. Пушкина
Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта. Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:
Здравствуй, племя
Молодое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи ,
И обо мне вспомянет.
Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина. Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении «Поэт»:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы...
Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение «Пророк». A. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И труднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
2. О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С. ПУШКИНА
2.1 Творческое наследие А.С. Пушкина
Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX века, золотого века русской литературы. Пронизанное идеями декабризма, оно полно глубокой и всеобъемлющей любви к многострадальной родине, ее народу, изнывающему под игом крепостного права. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, посвященные описанию русской природы.
Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение. …никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин”,- писал Белинский и рекомендовал для детского чтения многие его произведения. Среди них Белинский в первую очередь называл сказку “О рыбаке и рыбке”, стихотворения “Песнь о вещем Олеге”, “Бесы”, “Утопленник”, “Жених”, “Зимний вечер”, отрывки из поэм “Кавказский пленник” и “Руслан и Людмила”.
Уже начиная с 20-х годов XIX века дети читали произведения Пушкина, и не только те, которые были пропущены цензурой, но и те, которые ходили по рукам в рукописях. “Мы списывали их украдкой, вытверживали наизусть, прятали на ночь под подушку… Саша (Герцен.- Авт.) не выдерживал тайны и громко декламировал то оду “Вольность”, то “Деревню”, “Кинжал”2,- вспоминает Т. П. Пассек, двоюродная сестра Герцена.
В набросках и заметках для “Литературной газеты” Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению детского чтения назидательными, верноподданническими произведениями. Он выступает против реакционных критиков, которые объявляли “безнравственным” все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью: “Некоторые моралисты утверждают, что и восемнадцатилетней девушке нельзя позволить чтение романов; из того еще не следует, чтоб цензура должна запрещать все романы”. Не ограничиваясь обличением в своих статьях реакционной критики, Пушкин создает пародии – фельетоны на назидательную детскую литературу и ее защитников. Таковы его фельетоны на П. Свиньина, Н. Надеждина, Н. Полевого, напечатанные под рубрикой “Детская книжка”.
В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения.
“В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок… не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем” .
Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности. В это время о народности много писали и спорили. В черновом наброске “О народности в литературе” Пушкин замечает, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе.
Он призывает к серьезному осмыслению проблемы народности, говорит, что в понятие народности входит многое: “Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”.
2.2 Какое творческое наследие оставил после себя А.С.Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя огромные богатства личного творчества. Множество писателей воспитывались лоном именно его поэзии, много читателей признали Пушкина, как лучшего из лучших. Однако особенный разговор - это его лирика, такая страстная, тоскливая и в какой-то мере грустная, но сладкая, интересная. Не
счесть признаний в любви, которые протекали именно стихами Александра Сергеевича.
Полнота чувств ставит любое произведение Пушкина на вершину, которая до этого еще никем не досягалась. Вероятно, это банально, но я считаю, что лирика этого замечательного поэта будет жить всегда, ровно как и любовь. Каждая строка, слово носят в себе душу Пушкина. Возможно, именно поэтому каждое знаменитое пушкинское "послание" такое искреннее и нежное. Как раз такой характер носит его величайшее и очень красивое стихотворение "Мадонна", которое Александр Сергеевич написал в 1830-м году прямо накануне того, как связать узы брака с Натальей Гончаровой. Тридцатого апреля поэт послал своей возлюбленное письмо, в котором он поведал ей о картине художника из Италии Пьетро Перуджино и сравнил ее с белокурой мадонной.
2.3 Влияние творческого наследия А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы
Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о грандиозном, стихийном и безусловном явлении. «Солнце нашей поэзии» - навсегда запомнила Россия слова Владимира Одоевского. А позднее Белинский сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. Пушкин – первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы. Его творчество было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников.
Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.
Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка.