Файл: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, медицинской статистики 5 Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина определение понятий, предмет изучения, методы исследований. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 731

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина: определение понятий, предмет изучения, методы исследований.

2. Медицинская статистика, ее теоретическое и практическое значение. Применение методов медицинской статистики в «доказательной медицине».

3. Виды и свойства статистической совокупности. Признаки и единицы статистического наблюдения, их характеристики. Методы выборки.

4. Относительные величины: их виды, методика расчета, способы графического изображения, практическое использование при анализе здоровья населения и деятельности здравоохранения.

5. Средние величины,  вариационные ряды, их основные характеристики, практическое применение при анализе здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.

7. Корреляционная связь, оценка ее направленности и силы по коэффициенту корреляции, применение при анализе показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения.

Раздел 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

19. Статика населения: медико-демографические характеристики, источники информации, основные показатели, их значение в оценке здоровья населения и организации медицинского обслуживания.

20. Механическое движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

21. Естественное движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

22. Рождаемость населения: современные тенденции, влияние социально-экономических и медико-биологических факторов. Система регистрации, методика расчета и оценки показателей.

23. Общая смертность населения, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей общей смертности; уровни, структура, основные причины смертности в России, Свердловской области.

25. Младенческая смертность, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей. Динамика младенческой смертности в России, Свердловской области, пути снижения.

26. Перинатальная и неонатальная смертность: медико-социальные аспекты, методика изучения, причины, пути снижения.

27. Материнская смертность: медико-социальные аспекты, причины. Динамика материнской смертности в России и Свердловской области, пути снижения.

28. Естественный прирост населения, его динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей естественного прироста в оценке здоровья населения.

29. Средняя продолжительность предстоящей жизни, её динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей продолжительности жизни в оценке здоровья населения.

30. Заболеваемость населения, основные понятия. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика, использование в практике здравоохранения.

31. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Основные принципы ее построения, практическое использование.

32. Изучение заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

33. Изучение заболеваемости по данным медицинских осмотров. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

34. Инфекционная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные  показатели, их практическое значение.

35. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

36. Госпитализированная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

37. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, ее медико-социальная и экономическая значимость. Методика изучения, учетные документы, основные показатели.

38. Изучение заболеваемости по причинам смерти. Порядок врачебной регистрации причин смерти, учетные документы, основные показатели.

39. Социально-значимые заболевания. Факторы риска, основные пути профилактики, особенности организации медицинской помощи.

Раздел 3. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

40. Законодательно-правовая база здравоохранения в РФ, основные виды законов и правовых актов в сфере охраны здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

41. Охрана здоровья граждан РФ как часть социальной политики государства, ее принципы, основные приоритеты (с. 4, 5,7,12).

43. Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.18, 19, 27).

44. Права граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21).

46. Организация охраны здоровья в Российской Федерации; государственная муниципальная и частная системы здравоохранения (глава 5).

47. Организация профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни; первая помощь при заболеваниях, травмах (ст.30,31).

48. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст. 51, 52, 55, 56, 57).

49. Правовое регулирование медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования, их виды (глава 7).

50. Право на осуществление медицинской деятельности; лечащий врач; клятва врача (ст. 69, 70, 71)

51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (ст. 72, 73, 74).

52. Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению (ст.80, 81)

Раздел 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

53. Основные характеристики бюджетно-страховой системы здравоохранения в РФ. Источники финансирования здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

54. Обязательное медицинское страхование - основные понятия, характеризующие объект страхования и страховое обеспечение (ст.3 ).

55. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (ст. 4).

56. Субъекты медицинского страхования (ст. 9-12)

57. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, взаимодействие со страховыми медицинскими организациями (ст.12-13).

58. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ст.14).

59. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования (ст15).

60. Права и обязанности медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 20).

61. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования (ст.16).

62. Права и обязанности страхователей в системе обязательного медицинского страхования (ст.17).

63. Права и обязанности страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 19, ст. 38 ч.1,2.пп.1,2, 6-8, 10, 12, ч.3 пп. 1-5; ст. 39). 

64. Базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования, их назначение, основное содержание (ст. 35, пп.1-5, 9; ст. 36, пп.1-3,6,7).

65. Организационно-правовые и экономические принципы добровольного медицинского страхования.

Раздел 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

90. Управление в здравоохранении: цели, задачи, принципы управления.

91.Организационная структура и функции управления.

92. Технология управленческого процесса, этапы принятия и реализации управленческих решений. Методы и стили управления.

94. Качество медицинской помощи: понятие, основные характеристики; факторы, влияющие на качество медицинской помощи.

95. Контроль качества медицинской помощи, его значение. Виды контроля качества медицинской помощи.

96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

97. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Нормативно-правовая база для обеспечения внутреннего контроля качества.

98. Организация контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ФЗ №326 ст. 40,41,42).

99. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, их назначение, содержание, практическое применение (закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст.37).

100. Основы экономики здравоохранения. Современные особенности экономической деятельности в здравоохранении.

101. Экономический эффект и ущерб в здравоохранении, медицинская, социальная и экономическая эффективность, их сущность, пути повышения эффективности здравоохранения.

102. Медицинская услуга: понятие, общие и специфические свойства.

103. Рынок медицинских услуг: понятие, функции,особенности государственного регулирования рынка медицинских услуг.

104. Современные формы оплаты труда медицинских работников.


Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий  

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.


10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Статья 56. Искусственное прерывание беременности

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.



8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 243-ФЗ)
Статья 57. Медицинская стерилизация

1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.

3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


49. Правовое регулирование медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования, их виды (глава 7).



ГЛАВА 7

Статья 58. Медицинская экспертиза

1. Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

4. В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.
Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности  

1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.


3. Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

3.1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно выдают листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3.2. Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ)

4. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

5. При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

6. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.