Файл: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, медицинской статистики 5 Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина определение понятий, предмет изучения, методы исследований. 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 671
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ
Раздел 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
20. Механическое движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.
21. Естественное движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.
Раздел 3. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
44. Права граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21).
48. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст. 51, 52, 55, 56, 57).
50. Право на осуществление медицинской деятельности; лечащий врач; клятва врача (ст. 69, 70, 71)
51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (ст. 72, 73, 74).
52. Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению (ст.80, 81)
Раздел 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
55. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (ст. 4).
56. Субъекты медицинского страхования (ст. 9-12)
59. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования (ст15).
61. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования (ст.16).
62. Права и обязанности страхователей в системе обязательного медицинского страхования (ст.17).
65. Организационно-правовые и экономические принципы добровольного медицинского страхования.
Раздел 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
90. Управление в здравоохранении: цели, задачи, принципы управления.
91.Организационная структура и функции управления.
95. Контроль качества медицинской помощи, его значение. Виды контроля качества медицинской помощи.
96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
102. Медицинская услуга: понятие, общие и специфические свойства.
Что же касается термина «управление», то его будем использовать применительно к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Говоря об управлении здравоохранением в частности необходимо разобраться в вопросах управления в общем. Что же такое управление? По одному из наиболее распространенных определений, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Процесс управления начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды, сигнала, указания, задания и т.п. Осуществляется он посредством контроля, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонении от намеченных параметров и траектории достижения цели, завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при достижении положительных результатов либо применением санкции в случае неудач.
Отсюда вытекает такое понятие, как управленческая деятельность, которая представляет собой совокупность действий субъекта управления, направленную на изменение объекта управления в заданном направлении. Она включает в себя постановку целей, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческого решения, осуществление контроля и оценку эффективности реализации принятого решения.
Управленческая ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой вырабатывается управленческое решение. Основная цель, содержание любой управленческой функции слагается из двух составляющих: первое – анализ состояния системы, контроль ее основных параметров, количественное определение тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления; второе – определение набора мероприятий, направленных на приведение системы в равновесие и достижение желаемого результата.
В системе управления обязательно присутствуют два звена: управляющее и управляемое. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, – объектами управления.
Субъект управления – это управляющее звено в системе управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на объект управления.
Объект управления – это управляемое звено системы управления, воспринимающее управляющее воздействие со стороны субъекта управления.
Объектом управления в здравоохранении могут быть системы здравоохранения России, субъектов РФ, муниципальных образований, организации здравоохранения и их структурные подразделения, медицинский персонал, ресурсы, конечные результаты оказания медицинской помощи.
В системе управления здравоохранением, с учетом существующей иерархии, субъект управления одновременно может являться и управляющим, и управляемым звеном, например: орган управления здравоохранением субъекта РФ по отношению к органу здравоохранения муниципального образования или отдельных организаций здравоохранения является субъектом управления. В то же время по отношению к Министерству здравоохранения РФ он является объектом.
Управление организацией здравоохранения – это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации. Поэтому для оптимального управления необходимо опираться на основополагающие правила, совокупные требования законов, которые и составляют следующие основные принципы управления:
• принцип целенаправленности;
• принцип правовой защищенности управленческого решения;
• принцип непрерывности в оптимизации системы управления;
• принцип достаточности в централизации и децентрализации управления;
• принцип единоначалия;
• принцип делегирования полномочий.
Эти принципы управления в той или иной мере связаны с такой формой социальных отношений, которой является власть.
91.Организационная структура и функции управления.
Управление организацией здравоохранения – это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации.
Власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на деятельность, поведение коллективов и отдельных индивидуумов с помощью различных средств – воли, авторитета, права, принуждения, насилия, системы государственных институтов и органов.
Власть по своей природе асимметрична, в результате чего один из участников отношений (субъект власти) имеет больше возможностей влиять на другого. Таким образом, суть власти в процессе управления можно определит формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Очень часто понятие власть трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества субъекта власти. Однако реальная жизнь подсказывает, что между властью и силой не всегда имеется прямая связь.
В управлении власть определятся формальным фактором – должностью Из нее, как следствие, вытекает степень ответственности. Немалое значение здесь имеет личность. Личность может как усиливать, так и уменьшать проявление власти и степень ответственности. Власть может быть официальной и неофициальной.
Официальной властью обладают лица, занимающие руководящие должности. Неофициальная власть – это способность заставить других дать то, что вы хотите, не имея на это официальных полномочий.
В управлении системами и отдельными организациями здравоохранения выделяют следующие виды целей:
• в зависимости от уровня управления: стратегические, тактические, оперативные;
• по характеру решаемых задач: комплексные, промежуточные, конечные;
• по содержании: медико-организационные, финансово-экономические, медико-технологические и др.
В системе управления здравоохранением на уровне субъекта РФ, административной территории, отдельно взятой организации здравоохранения выделяют три уровня: стратегический, тактический, оперативный.
На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития ситуации, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных результатов. Это пожалуй, самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей систем здравоохранения страны, субъектов РФ.
Таким образом, на стратегическом уровне лежит колоссальная ответственность за последствия принятых решений.
Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Это уровень отвечает за организацию работы отдельных служб и организаций здравоохранения.
Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях. Оперативный уровень отвечает за практическую реализацию принятых на стратегическом и тактическом уровнях решений. На этом уровне управления в полной мере реализуются такие функции, как учет, анализ, контроль.
Основными функциями управления в здравоохранении являются:
-
прогнозирование; -
планирование; -
нормирование; -
стандартизация; -
организация; -
координация; -
мотивация; -
маркетинг; -
контроль и учет.
Эти функции в совокупности составляют управленческий цикл и определяют конкретные задачи руководителя, специалиста на всех этапах выработки, принятия и реализации управленческого решения.
92. Технология управленческого процесса, этапы принятия и реализации управленческих решений. Методы и стили управления.
С личностью руководителя во многом связан стиль управления. Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.
В теории управления используются три подхода к определению стиля руководства:
• личностный;
• поведенческий;
• ситуационный.
В общепринятом смысле стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов и форм работы руководителя с подчиненными. Наиболее распространены следующие четыре стиля управления:
• авторитарный;
• либеральный;
• демократический;
• динамичный.
Авторитарный стиль руководства – совокупность характерных черт руководителя, приемов и средств деятельности, его поведение и взаимоотношения с подчиненными, абсолютизирующие власть в одних руках.
Для авторитарного стиля управления характерно преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководители такого стиля ориентируются прежде всего на дисциплину и жесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения).Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже, в отдельных случаях, подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается некомпетентность и профессиональная несостоятельность.
Либеральный стиль управления еще называют формальным, анархическим, попустительствующим. Руководитель таково стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.
Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.
В современных условиях оптимальным стилем для руководителя признан по сути дела совершенно новый стиль управления – динамичный. Для такого стиля руководства характерны: четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.
Методы руководства – это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач.
Различают следующие методы управления здравоохранением:
• организационно-распорядительные;
• экономико-математические;
• социально-психологические;
• общественные, или коллективные.
Организационно-распорядительные используются для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления регламента деловых взаимоотношений. Эти методы позволяют компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами обеспечивается взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения. В организации здравоохранения основными элементами являются его профилактические, лечебные и диагностические отделения и другие структурные подразделения. Между этими структурными элементами существуют строго определенные связи, которые могут быть: