Файл: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, медицинской статистики 5 Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина определение понятий, предмет изучения, методы исследований. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 729

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина: определение понятий, предмет изучения, методы исследований.

2. Медицинская статистика, ее теоретическое и практическое значение. Применение методов медицинской статистики в «доказательной медицине».

3. Виды и свойства статистической совокупности. Признаки и единицы статистического наблюдения, их характеристики. Методы выборки.

4. Относительные величины: их виды, методика расчета, способы графического изображения, практическое использование при анализе здоровья населения и деятельности здравоохранения.

5. Средние величины,  вариационные ряды, их основные характеристики, практическое применение при анализе здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.

7. Корреляционная связь, оценка ее направленности и силы по коэффициенту корреляции, применение при анализе показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения.

Раздел 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

19. Статика населения: медико-демографические характеристики, источники информации, основные показатели, их значение в оценке здоровья населения и организации медицинского обслуживания.

20. Механическое движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

21. Естественное движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

22. Рождаемость населения: современные тенденции, влияние социально-экономических и медико-биологических факторов. Система регистрации, методика расчета и оценки показателей.

23. Общая смертность населения, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей общей смертности; уровни, структура, основные причины смертности в России, Свердловской области.

25. Младенческая смертность, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей. Динамика младенческой смертности в России, Свердловской области, пути снижения.

26. Перинатальная и неонатальная смертность: медико-социальные аспекты, методика изучения, причины, пути снижения.

27. Материнская смертность: медико-социальные аспекты, причины. Динамика материнской смертности в России и Свердловской области, пути снижения.

28. Естественный прирост населения, его динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей естественного прироста в оценке здоровья населения.

29. Средняя продолжительность предстоящей жизни, её динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей продолжительности жизни в оценке здоровья населения.

30. Заболеваемость населения, основные понятия. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика, использование в практике здравоохранения.

31. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Основные принципы ее построения, практическое использование.

32. Изучение заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

33. Изучение заболеваемости по данным медицинских осмотров. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

34. Инфекционная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные  показатели, их практическое значение.

35. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

36. Госпитализированная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

37. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, ее медико-социальная и экономическая значимость. Методика изучения, учетные документы, основные показатели.

38. Изучение заболеваемости по причинам смерти. Порядок врачебной регистрации причин смерти, учетные документы, основные показатели.

39. Социально-значимые заболевания. Факторы риска, основные пути профилактики, особенности организации медицинской помощи.

Раздел 3. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

40. Законодательно-правовая база здравоохранения в РФ, основные виды законов и правовых актов в сфере охраны здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

41. Охрана здоровья граждан РФ как часть социальной политики государства, ее принципы, основные приоритеты (с. 4, 5,7,12).

43. Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.18, 19, 27).

44. Права граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21).

46. Организация охраны здоровья в Российской Федерации; государственная муниципальная и частная системы здравоохранения (глава 5).

47. Организация профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни; первая помощь при заболеваниях, травмах (ст.30,31).

48. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст. 51, 52, 55, 56, 57).

49. Правовое регулирование медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования, их виды (глава 7).

50. Право на осуществление медицинской деятельности; лечащий врач; клятва врача (ст. 69, 70, 71)

51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (ст. 72, 73, 74).

52. Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению (ст.80, 81)

Раздел 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

53. Основные характеристики бюджетно-страховой системы здравоохранения в РФ. Источники финансирования здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

54. Обязательное медицинское страхование - основные понятия, характеризующие объект страхования и страховое обеспечение (ст.3 ).

55. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (ст. 4).

56. Субъекты медицинского страхования (ст. 9-12)

57. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, взаимодействие со страховыми медицинскими организациями (ст.12-13).

58. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ст.14).

59. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования (ст15).

60. Права и обязанности медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 20).

61. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования (ст.16).

62. Права и обязанности страхователей в системе обязательного медицинского страхования (ст.17).

63. Права и обязанности страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 19, ст. 38 ч.1,2.пп.1,2, 6-8, 10, 12, ч.3 пп. 1-5; ст. 39). 

64. Базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования, их назначение, основное содержание (ст. 35, пп.1-5, 9; ст. 36, пп.1-3,6,7).

65. Организационно-правовые и экономические принципы добровольного медицинского страхования.

Раздел 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

90. Управление в здравоохранении: цели, задачи, принципы управления.

91.Организационная структура и функции управления.

92. Технология управленческого процесса, этапы принятия и реализации управленческих решений. Методы и стили управления.

94. Качество медицинской помощи: понятие, основные характеристики; факторы, влияющие на качество медицинской помощи.

95. Контроль качества медицинской помощи, его значение. Виды контроля качества медицинской помощи.

96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

97. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Нормативно-правовая база для обеспечения внутреннего контроля качества.

98. Организация контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ФЗ №326 ст. 40,41,42).

99. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, их назначение, содержание, практическое применение (закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст.37).

100. Основы экономики здравоохранения. Современные особенности экономической деятельности в здравоохранении.

101. Экономический эффект и ущерб в здравоохранении, медицинская, социальная и экономическая эффективность, их сущность, пути повышения эффективности здравоохранения.

102. Медицинская услуга: понятие, общие и специфические свойства.

103. Рынок медицинских услуг: понятие, функции,особенности государственного регулирования рынка медицинских услуг.

104. Современные формы оплаты труда медицинских работников.

, медицинской техники;

лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных медицинских учреждений и др.
Организация и порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи регламентируются приказами МЗиСР РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Управление качеством медицинской помощи подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов и учреждений здравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности и результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообуславливающие составляющие: первая – это постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных, вторая – непрерывный процесс достижения этих стандартов.


96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.



Контроль качества медицинской помощи.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

  • государственный контроль;

  • ведомственный контроль;

  • внутренний контроль.

Государственный контроль качества медицинской помощи

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) контроль за соблюдением требований к осуществлению медицинской деятельности, в том числе к организации оказания медицинских услуг – текущий контроль;

2) контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе проверка осуществления внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи

Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части подведомственных им органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также физическими и юридическими лицами в части органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, учредителями которых они являются.

Ведомственный контроль проводится с целью оценки состояния управления качеством и безопасности медицинской деятельности, в том числе посредством проверки организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

97. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Нормативно-правовая база для обеспечения внутреннего контроля качества.


Внутренний контроль качества медицинской помощи

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения или их уполномоченными сотрудниками с целью получения информации о качестве

, эффективности и рациональности медицинской деятельности, достоверности учетной и отчетной информации, соблюдении федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.

Права и обязанности врачей экспертов страховой медицинской компании

Экспертом страховой медицинской компании может быть специалист с высшим медицинским образованием, имеющий ста работы по врачебной специальности не менее 5 лет, специализацию - общественное здоровье и здравоохранение, прошедший специальную подготовку по экспертизе, имеющему лицензию.

Эксперт является штатным сотрудником страховой медицинской компании и подчиняется ее руководителю. Работа страховой медицинской компании регламентируется законом «Об обязательном медицинском страховании» РФ ст. 14,15, 16. Эксперт для подтверждения своих полномочий имеет документ, подтверждающий его отношение к страховой медицинской компании (лицензию). Основной задачей эксперта является организация контроля и оценка объема, сроков и качества оказания медицинской помощи при возникновении экспертного случая в соответствии с условиями договора медицинского страхования (ст. закона о медицинском страховании 20, 22, 23, 24). Все стационары города, которые работают в рамках обязательного медицинского страхования, после выписки больных, автоматизировано по компьютеру предоставляют счета в страховую медицинскую компанию в течение 2-х месяцев, за их лечение. Согласно с «Генеральным соглашением по оплате медицинских услуг, оказываемых в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан» (ст. 23).

Эксперт страховой медицинской компании во время поведения экспертизы качества медицинской помощи обязан:

1. Накануне экспертизы заказать у руководителя ЛПУ выписные истории болезни, которые должны проверяться

2. В обязательном порядке оценивать полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза

3. Выявлять дефекты и устанавливать их причины

4. Готовить рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков и согласно с «временным положением системы обязательного медицинского страхования» (где содержится порядок госпитализации
, порядок оплаты за пролеченных больных и порядок применения взаиморасчетов между медицинскими учреждениями и страховой медицинской компанией территориального фонда обязательного медицинского страхования) накладывает штрафные экономические санкции.
На каждый случай экспертной оценки заполняется «акт экспертизы качества медицинской помощи», который подписывается руководителем ЛПУ и экспертом страховой медицинской компании.

Качество медицинской помощи оценивается по стандарту:

  • включающему в себя: качество сбора информации о больном (жалобы, анамнез, объективный статус);

  • проведение необходимых диагностических мероприятий;

  • правильную постановку и обоснование диагноза;

  • качественно выполненные лечебные мероприятия;

  • качественное ведение медицинской документации, предусматривающее регулярные врачебные записи о состоянии больного и имеющейся динамике заболевания, трактовку полученных лабораторных и инструментальных методов исследования, обоснование необходимости проведенных оперативных и других медицинских вмешательств, наличие записей о проведенных консультациях и консилиумах и их решениях, этапных, переводных и выписных эпикризов.



98. Организация контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ФЗ №326 ст. 40,41,42).



Статья 40. Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи

1. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.

2. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

3. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.

4. Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.

5. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

6. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.