Файл: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, медицинской статистики 5 Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина определение понятий, предмет изучения, методы исследований. 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 703
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ
Раздел 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
20. Механическое движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.
21. Естественное движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.
Раздел 3. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
44. Права граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21).
48. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст. 51, 52, 55, 56, 57).
50. Право на осуществление медицинской деятельности; лечащий врач; клятва врача (ст. 69, 70, 71)
51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (ст. 72, 73, 74).
52. Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению (ст.80, 81)
Раздел 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
55. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (ст. 4).
56. Субъекты медицинского страхования (ст. 9-12)
59. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования (ст15).
61. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования (ст.16).
62. Права и обязанности страхователей в системе обязательного медицинского страхования (ст.17).
65. Организационно-правовые и экономические принципы добровольного медицинского страхования.
Раздел 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
90. Управление в здравоохранении: цели, задачи, принципы управления.
91.Организационная структура и функции управления.
95. Контроль качества медицинской помощи, его значение. Виды контроля качества медицинской помощи.
96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
102. Медицинская услуга: понятие, общие и специфические свойства.
• вертикальными (линейными), которые определяют иерархию подчинения;
• горизонтальными (функциональными), которые определяют согласованность действий между подразделениями.
В настоящее время в управлении здравоохранением все большую приоритетность приобретают экономико-математические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, методы статистического анализа.
Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому в задачи руководителя органа управления или организации здравоохранения входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.
Общественные, или коллективные, методы управления подразумевают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, руководители общественных организаций и те специалисты, которые пользуются авторитетом в коллективе и имеют большой профессиональный багаж знаний. Надо отметить, что решения коллегии или совета не имеют юридической силы, но на основании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя юридически эти решения.
93. Организация контроля в сфере охраны здоровья; полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья (закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст.85, 86).
Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья
Контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:
1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
2) государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
3) государственный контроль за обращением медицинских изделий;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
4) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья
1. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья (далее - органы государственного контроля):
1) выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;
2) привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств медицинские организации и фармацевтические организации и их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
3) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны здоровья, обращения лекарственных средств, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
4) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
5) обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;
6) участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств;
7) размещают на официальном сайте в сети "Интернет" решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
2. При рассмотрении заявлений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств и проведении проверки работники органа государственного контроля при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя органа государственного контроля, его заместителя о проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств имеют право:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления контроля в установленной сфере деятельности;
2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственного контроля;
3) давать юридическим лицам и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственного контроля;
4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья научные и иные организации, ученых и специалистов;
5) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых органов или организаций либо в используемые указанными органами или организациями при осуществлении своей деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым ими оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам;
6) изымать образцы производимых товаров в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
7) снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля в сфере охраны здоровья, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
8) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств.
94. Качество медицинской помощи: понятие, основные характеристики; факторы, влияющие на качество медицинской помощи.
Главной задачей организации здравоохранения любой формы собственности, отдельной службы и конкретного врача является обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью. Поэтому повышение качества медицинской помощи, достижение ее соответствующих стандартов должны быть постоянным приоритетом в деятельности органов управления здравоохранением на всех уровнях.
Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи установленным стандартам технологий ее оказания, а также ожиданиям пациента.
Выделяют следующие характеристики качества медицинской помощи:
— доступность;
— межличностные взаимоотношения;
— непрерывность;
— безопасность;
— соответствие ожиданиям пациентов.
Доступность медицинской помощи означает, что она не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Географическая доступность измеряется наличием транспорта, расстоянием до медицинского учреждения, временем в пути и другими обстоятельствами, которые могут препятствовать пациенту в получении необходимой помощи. Экономическая доступность определяется возможностью получения необходимой помощи гарантированного объема и качества независимо от материального положения больного. Социальная доступность относится к восприятию медицинской помощи в свете ценностного отношения пациента к своему здоровью, его вероисповедания и т.д. Например, служба планирования семьи может быть не востребована пациентами как противоречащая их нравственным ценностям и религии. Организационная доступность подразумевает оптимизацию в работе отдельных медицинских служб. Например, часы работы поликлиники должны предоставлять возможность обращения в удобное для пациентов время, недостаточное количество вечерних приемов снижает доступность для тех людей, которые работают в течение дня, и т.д. Языковая доступность означает использование в работе медицинских служб языка пациентов, обращающихся за медицинской помощью.