Файл: Теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, медицинской статистики 5 Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина определение понятий, предмет изучения, методы исследований. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 716

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина: определение понятий, предмет изучения, методы исследований.

2. Медицинская статистика, ее теоретическое и практическое значение. Применение методов медицинской статистики в «доказательной медицине».

3. Виды и свойства статистической совокупности. Признаки и единицы статистического наблюдения, их характеристики. Методы выборки.

4. Относительные величины: их виды, методика расчета, способы графического изображения, практическое использование при анализе здоровья населения и деятельности здравоохранения.

5. Средние величины,  вариационные ряды, их основные характеристики, практическое применение при анализе здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.

7. Корреляционная связь, оценка ее направленности и силы по коэффициенту корреляции, применение при анализе показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения.

Раздел 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

19. Статика населения: медико-демографические характеристики, источники информации, основные показатели, их значение в оценке здоровья населения и организации медицинского обслуживания.

20. Механическое движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

21. Естественное движение населения: методы изучения, медико-социальное значение показателей.

22. Рождаемость населения: современные тенденции, влияние социально-экономических и медико-биологических факторов. Система регистрации, методика расчета и оценки показателей.

23. Общая смертность населения, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей общей смертности; уровни, структура, основные причины смертности в России, Свердловской области.

25. Младенческая смертность, медико-социальные аспекты. Методика расчета и оценки показателей. Динамика младенческой смертности в России, Свердловской области, пути снижения.

26. Перинатальная и неонатальная смертность: медико-социальные аспекты, методика изучения, причины, пути снижения.

27. Материнская смертность: медико-социальные аспекты, причины. Динамика материнской смертности в России и Свердловской области, пути снижения.

28. Естественный прирост населения, его динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей естественного прироста в оценке здоровья населения.

29. Средняя продолжительность предстоящей жизни, её динамика в России, Свердловской области. Медико-социальная значимость показателей продолжительности жизни в оценке здоровья населения.

30. Заболеваемость населения, основные понятия. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика, использование в практике здравоохранения.

31. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Основные принципы ее построения, практическое использование.

32. Изучение заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

33. Изучение заболеваемости по данным медицинских осмотров. Учетные документы, основные показатели и их оценка.

34. Инфекционная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные  показатели, их практическое значение.

35. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

36. Госпитализированная заболеваемость: медико-социальная значимость, система учета, основные показатели.

37. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, ее медико-социальная и экономическая значимость. Методика изучения, учетные документы, основные показатели.

38. Изучение заболеваемости по причинам смерти. Порядок врачебной регистрации причин смерти, учетные документы, основные показатели.

39. Социально-значимые заболевания. Факторы риска, основные пути профилактики, особенности организации медицинской помощи.

Раздел 3. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

40. Законодательно-правовая база здравоохранения в РФ, основные виды законов и правовых актов в сфере охраны здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

41. Охрана здоровья граждан РФ как часть социальной политики государства, ее принципы, основные приоритеты (с. 4, 5,7,12).

43. Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанности граждан в сфере охраны здоровья (ст.18, 19, 27).

44. Права граждан на выбор врача и медицинской организации (ст. 21).

46. Организация охраны здоровья в Российской Федерации; государственная муниципальная и частная системы здравоохранения (глава 5).

47. Организация профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни; первая помощь при заболеваниях, травмах (ст.30,31).

48. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья (ст. 51, 52, 55, 56, 57).

49. Правовое регулирование медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования, их виды (глава 7).

50. Право на осуществление медицинской деятельности; лечащий врач; клятва врача (ст. 69, 70, 71)

51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (ст. 72, 73, 74).

52. Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению (ст.80, 81)

Раздел 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

53. Основные характеристики бюджетно-страховой системы здравоохранения в РФ. Источники финансирования здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

54. Обязательное медицинское страхование - основные понятия, характеризующие объект страхования и страховое обеспечение (ст.3 ).

55. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования (ст. 4).

56. Субъекты медицинского страхования (ст. 9-12)

57. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, взаимодействие со страховыми медицинскими организациями (ст.12-13).

58. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ст.14).

59. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования (ст15).

60. Права и обязанности медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 20).

61. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования (ст.16).

62. Права и обязанности страхователей в системе обязательного медицинского страхования (ст.17).

63. Права и обязанности страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ст. 19, ст. 38 ч.1,2.пп.1,2, 6-8, 10, 12, ч.3 пп. 1-5; ст. 39). 

64. Базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования, их назначение, основное содержание (ст. 35, пп.1-5, 9; ст. 36, пп.1-3,6,7).

65. Организационно-правовые и экономические принципы добровольного медицинского страхования.

Раздел 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

90. Управление в здравоохранении: цели, задачи, принципы управления.

91.Организационная структура и функции управления.

92. Технология управленческого процесса, этапы принятия и реализации управленческих решений. Методы и стили управления.

94. Качество медицинской помощи: понятие, основные характеристики; факторы, влияющие на качество медицинской помощи.

95. Контроль качества медицинской помощи, его значение. Виды контроля качества медицинской помощи.

96. Организация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

97. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Нормативно-правовая база для обеспечения внутреннего контроля качества.

98. Организация контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ФЗ №326 ст. 40,41,42).

99. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, их назначение, содержание, практическое применение (закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст.37).

100. Основы экономики здравоохранения. Современные особенности экономической деятельности в здравоохранении.

101. Экономический эффект и ущерб в здравоохранении, медицинская, социальная и экономическая эффективность, их сущность, пути повышения эффективности здравоохранения.

102. Медицинская услуга: понятие, общие и специфические свойства.

103. Рынок медицинских услуг: понятие, функции,особенности государственного регулирования рынка медицинских услуг.

104. Современные формы оплаты труда медицинских работников.



(часть 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

7.1. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается Федеральным фондом.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 369-ФЗ)

8. Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию.

9. Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.

10. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.


(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

11. Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и 7 настоящей статьи.

12. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке, установленном Федеральным фондом, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статья 41. Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи

1. Сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.



2. Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 30.12.2015 N 432-ФЗ)

3. Неоплата или неполная оплата медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 42. Обжалование заключений страховой медицинской организации по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи 

1. Медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.

2. Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд.

3. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.


4. Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда.

5. При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке


99. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, их назначение, содержание, практическое применение (закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, ст.37).



Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи

1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ)

2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;