Файл: Содержание теоретические и нормативноправовые аспекты инновационной деятельности 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целевые значения данных показателей, как ключевые показатели достижения инновационных преимуществ региона, позволяют определить значение показателя, позволяющее отнести регион к регионам с лидирующими позициями по результативности инновационной деятельности. Данилкова Е.Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2021. – № 1. – c. 326 – 331.

Ресурсная эффективность региона определяется также на основе экспертных оценок качества, результативности использования естественных природно–климатических факторов развития данного региона. Показатели уровня компетенций участников инновационной деятельности, эффективности органов исполнительной власти рассчитываются на основе экспертных оценок и расчета интегрального показателя (условное обозначение данного показателя – ИКЭ). Данный показатель позволяет определить качество управления инновационной деятельностью и уровень развития компетентностных составляющих ИПР.

Показатели ресурсной инновационной эффективности также интегрируются на основе экспертных оценок и расчета итогового интегрального показателя (условное обозначение – РИЭ). Показатели оценки организационных условий формирования ИПР включают широкий перечень показателей, оцениваемых экспертным путем, включающих определение уровня развития объектов инновационной инфраструктуры, объектов поддержки предпринимательских инициатив и инновационных кластерных структур. Данилкова Е.Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2021. – № 1. – c. 326 - 331.

Результирующие показатели рассчитываются на основе статистических данных и результатов важнейших российских исследований инновационного развития регионов (Росстат, Институт статистических исследований и экономики знаний). Показатели развития факторов формирования ИПР (ИКЭ, РИЭ, ЭОУИ) определяются на основе экспертных оценок с участием экспертов из органов государственной власти, научно–исследовательских и образовательных учреждений, организаций, входящих в инфраструктуру поддержки инновационной и предпринимательской деятельности в регионе. Эксперты оценивают регионы по представленным показателям от 1 до 10 баллов, также определяют их весовые коэффициенты. Далее рассчитываются интегральные показатели ИКЭ и РИЭ, входящие в систему показателей оценки уровня развития ИПР.


В системе рейтинговых показателей инновационной активности В.Ю.Путилиной выделены шесть основных групп [ Белоусова, О. М. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации / О. М. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 2. – С. 116-117. – EDN RAKJHV.]:

  1. показатели экономического роста региона ( в него входит: ВРП в расчете на душу населения и выпуск промышленной продукции региона в расчете на душу населения;

  2.  показатели инновационного потенциала промышленного производства (В него входят: Процентная доля выпуска новаторского продукта в общем объеме выпуска промышленной продукции региона; доля инновационно–активных предприятий в общем количестве предприятий региона; число использованных объектов интеллектуальной собственности в расчете на 10 тыс. занятых в промышленности; число созданных объектов интеллектуальной собственности в  расчете на 10 тыс. занятых в промышленности;

  3.  показатели наукоёмкости региона (число научных организаций региона в расчете на 10 тыс. занятых в его экономике; число исследователей региона в расчете на 10 тыс. занятых в его экономике; затраты на научные исследования и разработки в расчете на 10 тыс. занятых в его экономике; число поданных заявок на изобретения и полезные модели региона в расчете на 10 тыс. занятых в экономике; доля внутренних текущих затрат в валовом региональном продукте);

  4. показатели участия региона технологическом обмене между странами, базовые элементы которого доля экспорта технологий и услуг технического характера региона в общем объеме экспорта региона; доля импорта технологий и услуг технического характера региона в общем объеме импорта региона;

  5. показатели обеспеченности кадрами высшей категории в научно–инновационной сфере региона: число аспирантов в расчете на 100 занятых исследованиями и разработками; число докторантов в расчете на 100 занятых исследованиями и разработками; число кандидатов наук в расчете на 100 занятых исследованиями и разработками; число докторов наук в расчете на 100 занятых исследованиями и разработками;

  6. показатели степени информатизации региона, в числе которых доля организаций, использовавших информационно–коммуникационные технологии; затраты на информационно–коммуникационные технологии в расчете на 100 занятых в экономике; доля организаций, имеющих сайты в сети Интернет; число зарегистрированных абонентов сотовой связи в расчете на 100 человек; число персональных компьютеров в расчете на 100 абонентов.




Рис 2. – Основные группы рейтинговых показателей инновационной активности [Белоусова, О. М. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации / О. М. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 2. – С. 116-117. – EDN RAKJHV. ]

Таким образом, предложенная система оценки инновационной активности регионов состоит из двадцати двух взаимосвязанных друг с другом показателей, на основе которых можно не только провести комплексную оценку инновационной активности каждого региона Российской Федерации по совокупности показателей–индикаторов, но и определить потенциальные резервы для дальнейшего увеличения инновационной активности и разработать научно обоснованные предложения и рекомендации по их развитию.

Названова К.В. считает, что оценка инновационного потенциала, создание и использование инноваций, восприимчивость к ней являются основой для развития экономики в сфере инноваций Названова К.В. Инновации как инструмент современной трансформации экономики: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 251 - 259.

При оценке инновационной активности регионов Тер–Григорьянц А.А. и Ушивцикий М.Л. предлагают руководствоваться такими показателями, как:

  1. Инновационная активность организация в процентах;

  2. Затраты на НИР на одного занятого ИР, в тысячах рублей;

  3. Доля затрат на прикладные исследования при нынешних затратах на НИОКР, в процентах;

  4. Процентная доля новых технологий в используемых передовых технологиях;

  5. Процентная доля студентов–аспирантов, защищающих диссертации, в числе всех аспирантов Тер–Григорьянц А.А., Ушвицкий М.Л. Методические подходы к оценке инновационного развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie–podhody–k–otsenke–innovatsionnogo–razvitiya–regiona (дата обращения: 22.03.2023). .

Ореховский П.А., доктор экономических наук, в своей научной работе предложил оценивать ИА по базовым показателям развития науки и инноваций, которые применяются государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России):

  1. Число кадров, занятые в НИР;

  2. Затраты на НИР и технологические инновации;

  3. Число защищённых научных квалификационных работ;

  4. Количество заявок на выдачу патента;

  5. Процентная доля затрат на инновации от объема выпущенной продукции организаций, являющиеся инновационно–активными. Ореховский, П. Оценка эффективности инноваций в регионах: сравнительный анализ / П. Ореховский // Общество и экономика. – 2007. – № 5–6. – С. 203–215. – EDN IAIQCP.


Ратьковский Т.Г., так же как и Ореховский П.А., рекомендует оценивать инновационную активность по таким показателям, как:

  1. Число кадров, занятые в НИР;

  2. Затраты на НИР и технологические инновации;

  1. Число патентов, которые были выданы на изобретения Полина Евгения Александровна, Соловьева Ирина Александровна Инновационная активность региона: сущность и системные факторы // Вестн. Том. гос. ун–та. Экономика. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya–aktivnost–regiona–suschnost–i–sistemnye–faktory (дата обращения: 22.03.2023)..

 Корнилов Д.А., Яшин С.Н. и  Шапкин Е.И. добавляют к вышеперечисленным показателями ещё несколько пунктов, которые считают основными при оценке инновационной активности субъекта:

  1. Процентная доля экспорта продукций промышленности, созданных высокотехнологическими разработками;

  2. Ввоз иностранных технологий и приглашение зарубежных специалистов;

  3. Динамика развития инфраструктура, адаптации и применение технологий на территории;

  4. Цена завершённой в реализации новаторской продукции или её доля в общем объеме. Полина Евгения Александровна, Соловьева Ирина Александровна Инновационная активность региона: сущность и системные факторы // Вестн. Том. гос. ун–та. Экономика. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya–aktivnost–regiona–suschnost–i–sistemnye–faktory (дата обращения: 22.03.2023)..

Отечественные и зарубежные ученые неразрывно связывают экономическое будущее России с активизацией инновационной деятельности российских организаций во всех сферах экономической деятельности, а также развитии научной сферы.

Махмудов А.Р. считает, что «экономические преобразования и желание России к интегрированию на достойном уровне в мировую рыночную экономику предполагают рост инвестиционно–инновационной активности во всех сферах народного хозяйства, включая агропромышленный комплекс». Махмудов А.Р. Методологические аспекты организации управленческого учета инвестиционно–инновационной деятельности. – М.: РГАУ–МСХА, 2020. – 33–36 c.

Для стимуляции роста инновационной деятельности, в частности, в частности цифровых инноваций, Копина А.А предлагает создать условия, к примеру, сделать более упрощенными налоговые режимы. Для стимулирования развития инновационных видов деятельности государству необходимо создавать удобные и взаимосвязанные условия правового регулирования, включая понятные и предсказуемые налоговые последствия от такой деятельности».
1

Для выявления темпов роста (цепного) инновационной деятельности будет произведены расчёты при помощи следующей формулы:

=

Где – уровень сравниваемого периода; – уровень предшествующего периода.

Обобщая проанализированные подходы к оценке ИАР, следовало бы выделить показатели, которые чаще всего фигурируют в предложенных в перечнях (представлены ниже в Таблица 1).

Таблица 1 – Обобщённый набор показателей, применимые для оценки ИАР

Рост инновационной активности российских регионов является необходимым условием развития современной экономики, требует поддержки через механизмы государственного правового, налогового, финансового регулирования с учетом специфики отдельных регионов, что предопределяет дальнейшие направления научных исследований.


1.2. Нормативно–правовые аспекты, регулирующие инновационную деятельность в Российской Федерации

Инновационная деятельность (далее —ИД) , как было замечено ранее, одна из важнейших путей развития экономики страны. И для успешного развития инновационной сферы необходима чёткая система действий, которая обеспечивается инновационной политикой.

Инновационная деятельность реализуется на базе таких нормативно–правовых актов, как:

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральные законы;

  3. Указы Президента РФ;

  4. Постановления Правительства РФ;

  5. Программно–нормативные акты (Стратегии развития, концепции).

Главный закон страны – Конституция – определяет интеллектуальную собственность, являющейся главным двигателем инновационной деятельности, охраняемую законом.

Само же определение «Инновационная деятельность» дано в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127–ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О науке и государственной научно–технической политике" — это «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [О науке и государственной научно–технической политике : Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127–ФЗ // КонсультантПлюс : [офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 01.09.2020).].