Файл: Содержание теоретические и нормативноправовые аспекты инновационной деятельности 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное законодательство, которое по Конституции Российской Федерации обладает исключительным правом в создании нормативно–правовых документов в сфере инноваций, контролирует и разрешает вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, разграничением полномочий государственных и региональных органов власти, управлением аспектами экономической деятельности предприятий и промышленности и в целом с координированием инновационной политики государства.

Основным документом, который стал базой для формирования управления ИД, является «Концепция долгосрочного социально–экономического развития Россий Федерации до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227–р), а также – долгосрочный прогноз научно–технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г. Каверина, Э. В. Нормативно–правовая база и государственное регулирование инновационной деятельности в РФ / Э. В. Каверина // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности : Сборник научных статей по итогам пятой международной научной конференции, Казань, 30–31 мая 2020 года. Том Часть 3. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2020. – С. 94–96. – EDN DXIZCE.

Институты, которые упоминаются в Концепции, способствуют развитию и внедрению инноваций, затрагивающие общественные отношения в социальных и экономических сферах, рассчитанные на долгий срок. Концепция предполагает также поэтапность инновационной развития страны, раскрытие и развитие человеческого потенциала путём улучшения условий жизни людей, решение системных проблем развития экономики страны.

Документ заявляет о создании и развитии инновационных технологических процессов в традиционных секторах (энергетика, транспорт и аграрный сектор), наукоёмких сектора, а также в экономике знаний, которые послужат прорывом в повышение уровня эффективности человеческого капитала, развития среднетехнологичных и высокотехнологичных производств и использовании инноваций в источник экономического роста.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662–р (ред. от 10.02.2017) (вместе с "Концепцией долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489

Чтобы предотвратить риски инновационных процессов, снизить правовую незащищённость, а также повысить заинтересованность в создании новаций, необходимо устойчивое нормативно–правовое регулирование в сфере инновационной деятельности, которую далее будет подробно рассмотрена.


Главная роль для инновационного развития отведена федеральным законам, представленным в таблице ниже (Таблица 1). В таблице прописан анализ и систематизация нормативно–правовых актов федерального уровня, регулирующих разные аспекты инновационной деятельности.
Таблица 2 – Федеральные законы, регулирующие инновационную деятельность в Российской Федерации

№п./н.

Наименование федерального закона

Регулируемые аспекты в рамках

федерального закона

1.

Федеральный закон Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.1999 N 39–ФЗ

Регулирует экономические и правовые аспекты в и ИД, гарантируют охрану прав участников ИД.



2.

Федеральный закон О науке и государственной научно–технической политике от 23.08.1996 N 127–ФЗ

3.

Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации от 22.07.2005 N 116–ФЗ

Распределяет, устанавливает условия для определения экономических зон

4.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284–ФЗ О передаче прав на единые технологии

Определяет права на единые технологии гражданского, военного, специального иди двойного назначения (технологии, которые возможно применить как в гражданских целях, так и в целях направленных против самих граждан, например создание ядерного оружия)

5.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139–ФЗ О Российской корпорации нанотехнологий

Устанавливает положение, цели, задачи и т.д. Российской Корпорацией нанотехнологий

6.

Федеральный закон

О статусе наукограда Российской Федерации от 07.04.1999 N 70–ФЗ

Определяет положение наукоградов, условия для присвоения статуса наукограда

7.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209–ФЗ

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций заключается в:

  1. Создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

  2. Создание условий для привлечения в инновационную деятельность;

  3. Патентование изобретений и других достижений интеллектуальной деятельности.


Источник: составлен автором на основе НПА

Также существуют федеральные законы, помимо Гражданского Кодекса, которые регулируют вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 316–ФЗ О патентных поверенных (Определяет отношения, права и обязанности патентных поверенных, порядок приобретения статуса поверенного);

  2. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98–ФЗ (ред. от 14.07.2022) О коммерческой тайне (Регулирует отношения, касающиеся информации (производственная, экономическая результат интеллектуальной деятельности в научно–технической сфере и т.д.) определённой как коммерческая тайна. Устанавливает правила изменения или прекращения режима коммерческой тайны.);

  3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации (Регулирует отношения, касающиеся поиска, получения, распространения и применения информации, а также устанавливает порядок при нарушении авторских и (или) смешных прав);

Но чтобы развивались процессы, которые связаны с инновационной деятельностью, нужно финансировать научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы (далее – НИОКР):

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127–ФЗ (ред. от 17.02.2023)

О науке и государственной научно–технической политике – определяет порядок, условия, формы и виды финансирования инновационных проектов (ст 16.4), процедуру оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности (ст 16.5) Федеральный закон от 23.08.1996 N 127–ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О науке и государственной научно–технической политике" ;

  1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 N 1172 (ред. от 17.04.2021) О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности – указано, что ФОИВ поддерживает ИД в таких сферах, как: финансы, инфраструктура, поддержка экоспрта, формирование спроса на инновационную продукцию и т.д.; Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области поддержки инновационной деятельности // СЗ РФ. 2012. № 48. Ст.81.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» – Прописаны правила, процедура предоставления субсидий субъектам РФ федерального бюджета для реализации инновационных территориальных кластеров.


Рассматривали нормативно–правовую базу инновационной деятельности, возникает вопрос о порядке проведения процедуры контроля государства за исполнением денежных средств. На данный момент существует недостаточное правовое урегулирование контроля, что влечёт за собой осложнение процесса привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение выделенных финансовых средств или иного имущества. Помимо прочего, отсутствует на федеральном уровне организация оценки инновационной деятельности, что влечёт за собой неэффективное исполнение региональной и государственной инновационной политики, неверное и нецелесообразное использования инновационных ресурсов.

Также для обеспечения успешного развития инновационной деятельности и привлечения в неё требует более детальной разработки, в частности создания федерального закона, который регламентирует основой инновационной деятельности, раскрывающий сущность понятий инновации, инновационная деятельность, задачи и цели такой деятельности, способы её финансирования, права, обязанности субъектов. Такой нормативно–правовой акт способствует структуризации регулирования инновационной деятельности, что в свою очередь приведет к её более успешному осуществлению.


1.3 Зарубежный опыт оценки инновационной деятельности

Однако, оценка инновационной активности осуществляется везде по разным методикам. Рассмотрим некоторые зарубежные разработки, применяемые на практике.

Наиболее известными моделями оценки инновационного развития стран являются Европейское инновационное обследование (англ. The European Innovation Scoreboard, EIS) и Bloomberg Innovation Index.

Европейское инновационное обследование – сравнительный анализ эффективности инноваций в странах ЕС, других европейских странах и соседних регионах. Помогающим странам оценить сильные и слабые стороны своих национальных инновационных систем и определить проблемы, которые им необходимо решить для повышения уровня инновационной деятельности.

Оценка инновационной активности в Европейском союзе основывается на групповых показателях.

Таблица 3 – Группировочные показатели оценки инновационной активности в Европейском Союзе *

п/н

Группировочные признаки

Показатели

1.

Человеческий капитал

1.Доля выпускников, обучившихся на научные, инженерные и гуманитарные специальности в расчёте на 100 человек от 20 до 29 лет;

2.Доля людей, обладающими высшим образованием в расчёте на 100 человек в возрасте от 25 до 64 лет;

3.Доля работников, занятых в сферах наукоёмких услуг и в секторе высоких технологий в общем количестве;

2.

Уровень кооперации в сфере инноваций

1.Процент малого и среднего бизнеса, сотрудничающие с другими фирмами;

2.Уровень обновления фирм (доля новых и ликвидированных предприятий от общего числа фирм);

3.Объём совместных публикация;

3.

Формирование итогов умственной деятельности:

1. Доля патентов и торговых марок в расчёте на 1 млн населения;

2.Технологический баланс платежей в процентах от внутреннего валового продукта (далее — ВВП);

4.

Деятельность по внедрению результатов интеллектуальной деятельности в производство (коммерциализация)

1.Количество малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные продукты и технологии;

2.Количество малого и среднего бизнеса, пользующиеся инновациями в сфере маркетинга и управления

5.

Поддержка инновационной деятельности в финансах

1. Затраты государства на исследования и разработки инноваций (доля в процентах от ВВП);

2. Доля инвестиций в процентах от ВВП;

3. Доля кредитов, которые были выданы компаниям, работающие с инновациями (в процентах от ВВП


6.

Инвестиции компаний в инновации

1. Финансовые затраты частного сектора на исследования и разработки инноваций и инновационных технологий;

2. Затраты на информационные технологии и инновации, не связанные с исследованиями и разработками, в процентах от ВВП.

7.

Результаты инновационной деятельности

1. Объём продажа новых для фирм и рынка товаров, в процентах от оборота;

2.Доля компаний, введение инноваций которое способствовало к снижению трудоёмкости и понижению затрат на оплату труда;

3. Доля компаний, введение инноваций которое способствовало к снижению затрат материалов и энергии;

Доля технологичной продукции разного уровня в совокупном экспорте товаров.


  • Примечание: подготовлено на основе источников:


Использование методологии EIS для оценки инновационной деятельности в Российской Федерации представляет большой интерес. На основе сопоставимых статистических данных становится возможным определить актуальные составляющие европейской инновационной повестки, сравнить их с российскими, а также выявить сильные и слабые стороны России по отношению к инновационному развитию страны Европейского Союза. [Спиридонова, Е. А.  Основы инновационной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–12097–4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 251 — URL: https://urait.ru/bcode/518736/p.251 (дата обращения: 21.02.2023).]

Далее рассмотрим Bloomberg Innovation Index, который основывается на семи параметрах:

  1. Затраты на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы;

  2. Продуктивность;

  3. Концентрация высокотехнологичных компаний;

  4. Распространённость высшего образования:

  5. Добавленная стоимость товаров;

  6. Число регистрируемых патентов;

  7. Количество исследователей.

Как можно заметить, вторую методику можно использовать при составлении оценки инновационной деятельности регионов страны.

ИАР складывается из количества находящихся на территории субъекта организаций, которые осуществляют деятельность в сфере инноваций в целом или отдельных её видах в период определённого времени. Принято считать, что уровень ИАР высчитывается следующим образом: отношение числа предприятий или организаций, осуществлявших инновации в области технологий, маркетинга и т.д, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в регионе, по виду экономической деятельности и т.д.

Оценка инновационной активности на региональном уровне также осуществляется по–разному. Рассмотрим некоторые зарубежные разработки, применяемые на практике.

На региональном уровне мониторинг и оценка инновационного развития осуществляется в ЕС (Regional Innovation Scoreboard, RIS) и в США (Portfolio innovation index, PII).

Региональное Инновационное Табло ЕС (Regional Innovation Scoreboard) базируется на матрице частных параметров инновационной активности, часть из которых встречаются и в Европейском Инновационном Табло (Таблица 3).

Таблица 4 – Индикаторы оценки RIS

№ п./н.

Наименование индикатора

Содержание индикатора

1.

Человеческие ресурсы

Доля населения в возрасте от 25 до 64 лет, имеющего законченное высшее образование;

2.

Финансирование

и поддержка

Доля расходов на исследования и разработки в государственном секторе (% от ВВП);

  3.

Экономические эффекты от инновационной деятельности

1. Доля занятости в производственной сфере при использовании технологий среднего и высокого уровня и наукоёмких услугах (% от общей занятости);

2. Доля экспорта средне и высокотехнологического

промышленного производства ( % от общего промышленного экспорта).

3. Продажи малыми и средними предприятиями новых инновационных продуктов (% от общего объема отгруженной продукции)

4.

Инвестиции фирмы

1. Доля расходов на исследования и разработки в частном секторе (% от ВВП);

2. Доля расходов малых и средних предприятий на исследования и разработки в частном секторе (% от ВВП);

5

Сотрудничество и предпринимательство

1.Доля малых и средних предприятий, осуществляющих внутренние инновации, % от общего числа малых и средних предприятий;

2. Доля малых и средних предприятий, участвующих в совместных инновационных проектах, в процентах от общего числа обследованных малых и средних предприятий;

6.

Интеллектуальная собственность

Число заявок на патенты по процедуре договора

европейского патентного офиса (на один млрд евро ВВП по паритету покупательной способности);

7.

Инновационно–активные организации

1. Доля малых и средних предприятий, внедряющих продуктовые или процессные инновации (% от общего числа малых

и средних предприятий);

2. Доля малых и средних предприятий, внедряющих инновации в сфере маркетинга и управления (% от общего числа малых и средних предприятий);

8.

Открытость, совершенство и привлекательность научно–исследовательских систем

Содержание индикатора отсутствует