Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине основы управления персоналом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине
«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ »
блок 1 ФГОС ВО часть базовая
Направление подготовки
38.03.03 «Управление персоналом»
Направленность программы
«Управление персоналом организации»
Форма обучения (год набора)
ОЧНАЯ (2021)
ЗАОЧНАЯ (2021)
г. Омск -2021
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы управления персоналом» разработаны:
Автор: к.э.н., доцент, доцент факультета очного обучения ______________________ Н.С. Ермакова
(подпись)
Рецензент: Кутлунин Е.А., к.э.н., заместитель генерального директора по персоналу и режиму АО «Омское машиностроительное конструкторское бюро».
Методические указания по выполнению курсовой работы рассмотрены руководителем
ООП:
Методические указания одобрены Научно-методическим советом института
АНОО ВО «СИБИТ» (протокол № 01 от 01 сентября 2021 г.).
Нормативно-правовую базу разработки методических указаний по выполнению курсовой работы по дисциплине составляют:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
14.12.2015 г. № 1461.
- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» № 301 от
05.04.2017 г.
- Приказ «Об утверждении порядка перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» № 1061 от 12.09.2013 г.
- Оcновная профессиональная образовательная программа высшего образования направления подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата)
(направленность программы «Управление персоналом организации»).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, результатом которого является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин, умений и навыков, приобретенных во время практики, и их использованию в исследовательской и практической работе.
Студенты имеют возможность в курсовой работе использовать знания, полученные ими в процессе обучения по направлению подготовки «Управление персоналом».
Обязательное требование при выполнении курсовой работы – это использование фактического материала (актуальных литературных источников, научных статей, статей журналов и газет, сборников материалов конференций и депонированных рукописей), относящегося к теме исследования.
Курсовая работа должна иметь четкое и грамотное изложение с анализом приводимого практического материала, таблиц и схем. В тексте курсовой работы должны быть правильно отражены нормативные документы и практические материалы.
Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы.
Таблицы, схемы и рисунки должны иметь единую нумерацию в тексте всей курсовой работы с их четким соотнесением к конкретным главам.
Текст курсовой работы должен быть поделен на главы и параграфы. Заголовки глав и параграфов в плане и основном тексте курсовой работы должны быть идентичными.
Студент должен предоставить чистовой вариант курсовой работы для проведения экспертизы преподавателем и принятия решения об оценке работы.
Категорически запрещается использование готовых вариантов курсовых работ. В случае представления такой работы последняя будет оценена неудовлетворительно.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Целью подготовки курсовой работы по дисциплине «Основы управления
персоналом» является систематизация и дополнительное самостоятельное освоение теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами, определение возможностей их практического применения в деятельности организации.
Задачи выполнения курсовой работы:
- приобщение студентов к самостоятельной творческой работе с научной, учебной и периодической литературой,
- расширение знаний по определенному разделу или направлению дисциплины
«Управление персоналом»;
- обучение методам аналитической и проектной работы в области управления персоналом;
- выработка у студента навыков научно-исследовательской работы;
- привитие навыков расчетов и обоснования принимаемых решений;
- формирование навыков публичного выступления и защиты;
- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.
Руководство курсовой работой
Руководитель курсовой работы осуществляет следующие функции:
- контролирует качество и широту разработки отдельных разделов работы, выявляя их соответствие заданию;
-
-консультирует студента в процессе выполнения курсовой работы;
- составляет отзыв и оценивает законченную курсовую работу.
Задача руководителя – способствовать проявлению творческой инициативы и самостоятельности студента в решении вопросов курсовой работы.
Если обнаруживается, что предлагаемые варианты решений ошибочны, руководитель может только указать направления, в которых следует работать, но не предлагать готовые решения.
Подпись руководителя на материалах курсовой работы удостоверяет, что курсовая работа соответствует заданию, выполнена самостоятельно и не содержит грубых ошибок.
Алгоритм выполнения курсовой работы
Для успешной организации выполнения работы студенты должны четко представлять себе основные этапы этого процесса и рационально распределять свою деятельность в соответствии с ними:
1)
Выбор темы.
2)
Подбор литературы по теме и ознакомление с ней.
3)
Согласование с научным руководителем предварительного плана курсовой работы.
4)
Изучение выбранных литературных источников.
5)
Составление окончательного варианта плана, уточнение формулировки темы.
6)
Сбор, анализ, обработка и обобщение практических и теоретических материалов.
7)
Изложение материала, оформление текста курсовой работы.
8)
Представление курсовой работы научному руководителю.
9)
Защита курсовой работы.
Первым этапом подготовки курсовой работы является выбор темы и ее осмысление.
Расписанием занятий предусматривается групповая консультация руководителя курсовой работы со студентами. Студент в соответствии со своими профессиональными и научными интересами может выбрать любую тему из предложенных рабочей программой дисциплины, или тема курсовой работы может быть сформулирована студентом самостоятельно и согласована с руководителем курсовой работы. Студенты заочной формы обучения пишут заявление на выбор темы курсовой работы.
Приказом ректора утверждается тематика курсовых работ и назначается руководитель курсовой работы для очной формы обучения не позднее месяца после начала учебного семестра, для заочной и очно-заочной формы обучения не позднее, чем за месяц до начала сессии.
По выбранной теме следует подобрать необходимую литературу, изучить ее, выяснив для себя вопросы решенные, дискуссионные и постановочные. В курсовой работе предпочтительнее рассмотреть дискуссионные и постановочные вопросы, где студент может представить различные точки зрения по данному вопросу и выразить свое отношение к дискуссии. В отношении решенных вопросов студент может предложить свое решение наряду с существующим или свой подход к решению. В качестве библиографических источников могут использоваться законодательные и нормативные акты, монографии отечественных и зарубежных авторов, справочная и научная литература, сведения периодической печати, статистические данные.
Студент в процессе подготовки работы консультируется с руководителем курсовой работы по возникающим вопросам, уточняет круг проблем, подлежащих исследованию, согласовывает план работы. Преподаватель, являющийся, руководителем курсовой работы, оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о работе в целом.
Курсовая работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом и календарным учебным графиком. Электронная версия курсовой работы загружается в СДО
Moodle и представляется в деканат (департамент заочного обучения) в одном печатном экземпляре не позднее, чем за неделю до начала сессии.
На курсовую работу в СДО Moodle дается характеристика, в которой оценивается соответствие курсовой работы предъявляемым требованиям, содержание и структура работы, степень самостоятельности, теоретическая и практическая значимость выводов и предложений, а также уровень грамотности (общий и специальный).
Если, по мнению научного руководителя, курсовая работа заслуживает неудовлетворительной оценки и подлежит переработке, то в СДО Moodle указываются недостатки и что следует доработать. После устранения недостатков работа загружается повторно. Если представляется несколько курсовых работ с идентичным содержанием, что не отражает степень самостоятельности выполнения работы, все они возвращаются исполнителям.
Курсовая работа проходит процедуру защиты. Защита проводится согласно расписанию занятий и календарному учебному графику в период сессии. На защите студент обязан обозначить цель, кратко изложить содержание работы, сделать выводы, дать исчерпывающие ответы на вопросы и замечания научного руководителя. Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты и качеству исполнения. Курсовая работа по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» по решению научного руководителя оценивается дифференцированно:
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Содержание курсовой работы должно полностью соответствовать заявленной теме и заданию на ее выполнение в рамках направления подготовки «Управление персоналом»
(см. прил. 1, прил. 2). Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем курсовой работы.
Объем курсовой работы в печатном виде (без приложений) – 30-45 страниц.
Рекомендуемая структура курсовой работы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения.
Титульный лист (особенности оформления)
точки в конце строк не ставятся; номер страницы не указывается; перенос слов по слогам не допускается; титульный лист должен быть подписан студентом и его научным руководителем.
Образец титульного листа курсовой работы представлен в Приложении 3.
Содержание (особенности оформления)
заглавием этого листа должно служить слово «СОДЕРЖАНИЕ», написанное в отдельной строке по центру страницы заглавными буквами жирным шрифтом; заголовки содержания должны точно повторять заголовки частей работы в тексте; сокращение слов в содержании не допускается; номер страницы, на которой располагается содержание, не указывается; в содержании указывают слово «Приложения» и проставляют страницу их начала без расшифровки названия и количества приложений, имеющихся в работе. Пример оформления содержания представлен в Приложении 4.
Введение
Во введении кратко освещается состояние проблемы и ситуация, в которой она разрешается.
Ключевые элементы введения:
- актуальность выбранной темы, необходимость решения проблемы в современных условиях;
- цели и задачи, которые намечается реализовать в курсовой работе;
- объект и предмет исследования;
- методы исследования (методы сбора и обработки информации);
- источники исходной информации.
- краткое изложение содержания глав;
- указание количества источников, приложений, рисунков и таблиц.
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно о предмете исследования.
Цель – это мысленный, идеальный образ, превосходящий результат деятельности, конечный итог работы. Целью, как правило, является разработка рекомендаций по совершенствованию исследуемого вопроса.
Исходя из развития цели работы, определяются задачи. Задачи нумеруются, согласно порядка их решения. Очередная задача начинается со слов: проанализировать, разработать, выявить, обобщить, доказать, внедрить, показать, выработать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, дать рекомендации и т.п. Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсовой работы.
Объект исследования – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта.
Указывая методы исследования, следует отметить, какие методы сбора информации применялись: наблюдение, опрос, анализ документов, экспертные оценки, анкетирование и другие. А также, какие методы обработки и анализа данныхбыли использованы: факторный, корреляционный, регрессивный анализ, ранжирование, графический, моделирование, статистический и другие.
В качестве источников исходной информации следует указать документы, ставшие источниками цифрового материала (аналитические отчеты, бухгалтерские балансы, отчеты службы управления персоналом, бизнес-планы, кадровую документацию и др.).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работыдолжна состоять из 3 глав. Каждая глава включает параграфы. Стиль письменной научной мысли – это обезличенный монолог.
Поэтому изложение обычно ведется с использованием безличных оборотов или от третьего лица. Например: «можно предположить, что…», «представляется важным…», «автор считает, что…», «по мнению автора…» и т. д.
Излагать материал следует с использованием научной терминологии, профессионального языка. Недопустимо применять обороты разговорной речи или публицистический стиль (за исключением коротких цитат из газетных, журнальных статей).
Каждая глава должна иметь конкретное название и начинаться с новой страницы.
Глава 1 – теоретическая часть.
В 1 главе должна быть представлена теоретическая и методологическая
характеристика исследуемого вопроса.
В этом разделе необходимо дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (учебниках, учебных пособиях, монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы (не менее 25 источников последних пяти лет издания), приведенном в конце курсовой работы. Для проведения теоретических исследований студент должен пользоваться как фундаментальными литературными источниками (монографиями, учебниками, учебными пособиями), так и периодической печатью (научными и профессиональными журналами и газетами, брошюрами), интернет- источниками.
Данная глава должна содержать не менее трех параграфов:
1.1 В этом параграфе следует детально проработать основной вопрос темы курсовой работы. Для этого нужно дать определение, сравнить подходы различных авторов, освещающих этот вопрос в современной литературе. Привести известные и альтернативные классификации. Необходимо определить факторы, влияющие или формирующие условия необходимые для реализации требований и т.д. Обязательно обосновать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.
1.2 Методы исследования или передовой опыт в решении исследуемого вопроса.
Этому параграфу следует уделить особое внимание. Проработав периодические издания последних лет, следует рассмотреть примеры решения подобного вопроса в современных организациях, описать практические рекомендации по совершенствованию проблемных зон, наличие которых выявлено при исследовании выбранной темы.
Подобрать альтернативные методы для исследования текущего состояния вопроса и методы для решения слабых сторон.
Теоретическая глава должна заканчиваться обобщающим выводом, в котором следует подвести итог теоретическому исследованию выбранной темы. Указать степень изученности вопроса и важность его проработки для современных организаций. А также обосновать мнение автора по решению данной проблемы.
При разработке данного и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения, то эти материалы не подлежат описанию.
Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критической позиции и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, как правило, начинающие исследователи выдвигают и доказывают новые положения.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания
(первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности т.д. Следует обратить внимание, что периодические издания должны быть не ранее пяти последних лет издания.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант»,
«Консультант» и др.
При работе с периодическими изданиями следует обратить внимание на журналы:
«Управление персоналом», «Справочник управления персоналом», «Менеджер по персоналу», «Кадровик», «Справочник кадровика», «Кадровое дело», «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», «Менеджмент в России и за рубежом», «Трудовое
В этом разделе необходимо дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (учебниках, учебных пособиях, монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы (не менее 25 источников последних пяти лет издания), приведенном в конце курсовой работы. Для проведения теоретических исследований студент должен пользоваться как фундаментальными литературными источниками (монографиями, учебниками, учебными пособиями), так и периодической печатью (научными и профессиональными журналами и газетами, брошюрами), интернет- источниками.
Данная глава должна содержать не менее трех параграфов:
1.1 В этом параграфе следует детально проработать основной вопрос темы курсовой работы. Для этого нужно дать определение, сравнить подходы различных авторов, освещающих этот вопрос в современной литературе. Привести известные и альтернативные классификации. Необходимо определить факторы, влияющие или формирующие условия необходимые для реализации требований и т.д. Обязательно обосновать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.
1.2 Методы исследования или передовой опыт в решении исследуемого вопроса.
Этому параграфу следует уделить особое внимание. Проработав периодические издания последних лет, следует рассмотреть примеры решения подобного вопроса в современных организациях, описать практические рекомендации по совершенствованию проблемных зон, наличие которых выявлено при исследовании выбранной темы.
Подобрать альтернативные методы для исследования текущего состояния вопроса и методы для решения слабых сторон.
Теоретическая глава должна заканчиваться обобщающим выводом, в котором следует подвести итог теоретическому исследованию выбранной темы. Указать степень изученности вопроса и важность его проработки для современных организаций. А также обосновать мнение автора по решению данной проблемы.
При разработке данного и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения, то эти материалы не подлежат описанию.
Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критической позиции и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, как правило, начинающие исследователи выдвигают и доказывают новые положения.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания
(первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности т.д. Следует обратить внимание, что периодические издания должны быть не ранее пяти последних лет издания.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант»,
«Консультант» и др.
При работе с периодическими изданиями следует обратить внимание на журналы:
«Управление персоналом», «Справочник управления персоналом», «Менеджер по персоналу», «Кадровик», «Справочник кадровика», «Кадровое дело», «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», «Менеджмент в России и за рубежом», «Трудовое