Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине основы управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
право» и другие.
При подборе литературы необходимо сразу составлять список отобранных изданий, который производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.
Исследование теоретических вопросов, содержащихся в первой главе, должно быть логически связано с практической частью работы и служить базой для разработки предложений и рекомендаций.
Особое внимание необходимо обратить на трактовку понятий и терминов, используемых в заголовках темы, глав, параграфов работы. В дальнейшем весь материал, приводимый в теоретической главе, должен быть использован на практике. В общем виде первая глава представляет собой теоретическую концепцию всего исследования.

Глава 2 – аналитическая часть
Во второй главе работы раскрываются организационные и экономические факторы, которые влияют на состояние изучаемого вопроса. Наряду с анализом деятельности организации выявляются важнейшие организационно-экономические ресурсы.
В параграфе 2.1 дается характеристика объекта исследования (предприятия) в рамках избранной темы.
В параграфе приводится историческая справка, характеризующая объект исследования, рассматриваются основные направления его деятельности, описывается организационно-правовая форма. Следует так же кратко описать потребителей продукции, каналы реализации, конкурентов, организационную структуру и структуру управления.
Назвать вид структуры (линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная, дивизионная и т.д.), ее преимущества и недостатки. Охарактеризовать особенности взаимосвязей и соподчинения. Отметить наличие кадровой службы и особенности ее месторасположения. Далее следует представить краткую финансово-экономическую характеристику хозяйственной деятельности предприятия.При экономической характеристике объекта исследования осуществляется анализ по количественным и качественным показателям за отчетный год и в динамике показателей за ряд лет. Для экономического анализа используются основные показатели за три последних года.
В параграфе 2.2 необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления человеческими ресурсами организации. Для этого необходимо определить, какими характеристиками обладает персонал организации, какая функциональная работа осуществляется службой управления персоналом, какие мероприятия в рамках оперативного планирования осуществляются кадровой службой.
Информацию следует подкреплять цифровым и графическим материалом. Графики должны быть выполнены в одном стиле.
Для характеристики персонала необходимо указать общую численность персонала организации, а затем рассмотреть персонал через характеристику отдельных признаков:
- по признаку участия в управленческом и производственном процессе;
- по гендерному признаку;
- по возрасту;
- по стажу работы в данной организации;


- по уровню образования.
Представить и описать коэффициенты движения персонала (коэффициент текучести, оборота по приему, оборота по выбытию, постоянства и т.д.).
Далее следует последовательно описать основные функции в области управления персоналом, отметить недостатки и проблемные зоны. Можно провести SWOT-анализ системы управления человеческими ресурсами, описать основные функции (наем, отбор, подбор и расстановка кадров, адаптация, аттестация, мотивация, обучение персонала, уровень организационной культуры, информационное, техническое, нормативно- методическое, правовое обеспечения процессов в области управления персоналом),
особенности, этапы выполнения, сопутствующие документы и т.д.
В параграфе 2.3 проводится исследование вопроса, согласно теме исследования.
При этом студент должен разработать методику проведения анализа, из которой очевидно, какие показатели исследуются, каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей. Главной задачей этого параграфа является определение проблемных зон, требующих от автора рекомендаций по совершенствованию.
Основная задача, которую должен решить студент при выполнении данного раздела, формулируется следующим образом: разработать основные положения методики, которая позволяла бы на конкретном объекте (организации) оценить уровень организации процессов управления (имеются в виду процессы, реализующие сформулированную в наименовании темы целевую задачу).
Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения организационно-экономической практики. А так же собственные наблюдения, опросы, мнения экспертов.
Материалы, служащие базой для аналитической главы, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например по производственной деятельности организации за последние 3 года. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического и социологического анализа.
Методическая обеспеченность и глубина анализа, свидетельствует о профессиональных качествах студента.
Глава 3 - рекомендации по совершенствованию деятельности в изучаемом
направлении.
В главе 3 делаются основные выводы, обосновывается необходимость изменений в организации, управлении и даются рекомендации по решению проблем. Рекомендации должны быть детально проработаны, доведены до уровня возможного их применения на практике. Они должны напрямую быть связаны с полученными результатами анализа проблемы, изложенными во второй главе.
Предложения 3 главы курсовой работы должны решать те задачи, которые были сформулированы во введении. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить…», «совершенствовать…» и т.д. Без разработки механизма реализации таких предложений они выглядят голословно. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки форм документов, формулировок в нормативно-правовые акты. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможности разрешения проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Разработанные рекомендации должны обеспечивать реализацию целей, поставленных перед системой управления человеческими ресурсами по исследуемой проблеме посредством разработки кадровой документации.
Разработка предполагает создание комплекта проектной документации, в который могут быть включены:
- положение о подразделении;
- должностная инструкция;
- личностная спецификация;
- оперограмма одного из процессов управления персоналом;


- штатное расписание;
- совершенствованная схема организационной структуры управления;
- совершенствованная схема функциональных взаимосвязей;
- матрица прав и ответственности должностного лица (показывающая сбалансированность ответственности и возможностей ее обеспечения);
- сетевой график процесса управления человеческими ресурсами;
- формы вновь вводимых или совершенствованных документов;
- совершенствованная схема информационных взаимосвязей (подразделения, функции);
- положения по оплате труда, положение о найме и отборе, положение об организации аттестации персонала и т.п.
Каждый проектный документ должен сопровождаться необходимыми обоснованиями и пояснениями. Проектный документ следует оформить согласно требованиям делопроизводства и представить в приложении.
Третью главу рекомендуется заканчивать технико-экономическим обоснованием проектных предложений, в котором указываются источники социально-экономической эффективности, последовательность их расчета, исходные данные и формулы для расчета, а также возможные затраты (текущие и капитальные) для расчета экономического эффекта от реализации проектных предложений.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ дается оценка перспектив развития вопросов по теме, формулируются основные выводы по результатам исследования, а также рекомендации по их использованию.
Выводыизлагаются в виде отдельных пунктов, каждый вывод или предложение в пределах одного абзаца. Формулировки должны быть утверждающими, конкретными и лаконичными, то есть без лишних слов, без каких-либо обоснований или доказательств (они уже должны были быть изложены ранее по тексту основных разделов работы). Из цифровых показателей могут быть даны наиболее существенные Выводы могут включать как положительные, так и отрицательные моменты деятельности объекта наблюдения.
Каждое рекомендуемое мероприятие должно содержать изложение собственного предложения и аргументацию.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
включает перечень источников, которые были использованы при подготовке курсовой работы и на которые есть ссылки в основном тексте. Объем списка использованных источников должен включать не менее 25 источников. Список использованных источниковсоставляется отдельным разделом. Он включает нормативные, законодательные акты, книги, статьи из сборников, патентные материалы, ссылки на сайты и другие источники.
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок.
Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсовой работы, необходимо изучение материалов по данной теме, публикуемых в периодической печати.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних (3-5) лет.
В ПРИЛОЖЕНИЯ следует включать вспомогательный материал, на который имеются ссылки в основной части работы. В приложениях размещаются справочные материалы, таблицы больших размеров (одна страница и более), при необходимости – первичные документы предприятия, графический материал, схемы, образцы кадровой документации. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте

работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет собственное название.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1. Общие требования к оформлению
Общий объем курсовой работы 30-45 страниц.
Текст курсовой работы:
 должен быть отпечатан на листе формата А4 (210x297 мм);
 межстрочный интервал должен быть напечатан через 1,5 интервала с полями вокруг текста;
 размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.
Поля слева оставляют для переплета;
 шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 pt;
 текст на странице форматируется по ширине, проставляются переносы слов;
 абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см.;
 выравнивание абзаца должно быть по ширине, допускается автоматический перенос слов.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. На титульном листе и содержании номер страницы не печатают. Нумерация страниц должна быть сквозной.
Заключение и приложения включаются в сквозную нумерацию. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом нижнем колонтитуле страницы.
В основном тексте не допускается использование жирного, курсива и подчеркивания начертания текста.
Каждая структурная часть работы начинается с нового листа, это правило относится к введению, главам, заключению, списку использованных источников и приложениям.
Параграфы (подразделы) следует располагать друг за другом.
Основная часть состоит из глав и параграфов. Главы должны иметь порядковые номера в пределах текста всей работы, обозначенные арабскими цифрами с точкой на конце. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах главы. Первой цифрой параграфа является номер главы, второй – номер параграфа в данной главе.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным.
Необходимо употреблять профессиональные термины, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Подчеркивание заголовка и перенос слов по слогам в заголовке не допускается.
Заголовки глав следует записывать ЗАГЛАВНЫМИ (ПРОПИСНЫМИ) буквами без точки в конце, не подчеркивая по центру. Заголовки параграфов следует записывать с абзаца (красная строка) прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая.
Например
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Основные понятия и функции кадрового менеджмента
4.2. Требования к оформлению ссылок и списка использованных источников
Ссылкав тексте на источник должна оформляться квадратными скобками с двумя цифрами, где первая цифра – это порядковый номер издания в списке использованных источников, а вторая – номер страницы (страниц).