Файл: Контрольная работа по дисциплине Организация производства и управление предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра Автоматизация технологических процессов и производств

Контрольная работа

по дисциплине «Организация производства и управление предприятия»

на тему

«Планирование деятельности производственного предприятия»

Выполнил:

Студент

Группа ЗАТу-2-22

Проверил: Овчинников А.В

Казань 2023

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………….……3

  2. Концепция деятельности предприятия…………………………………5

  3. Планирование деятельности предприятия………………….…….……6

  4. Бизнес-план, его цели и область применения………………….........…9

  5. Структура бизнес-плана…………………………………………...……12

  6. Описание продукта (услуги)…………………………………………....13

  7. Анализ рынка………………………..…………………………………..14

  8. Оценка конкурентов…………………………………………………….14

  9. Маркетинговая стратегия……………………...……………………….16

  10. Производственный план………………………………………………..16

  11. Организационный……………………………………………………….17

  12. Финансовый план………………………………………………………18

  13. Заключение………………………………………………………...……18


Введение:

Мировая практика и опыт показали, что основными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить социальные потребности в товарах и услугах и тем самым обеспечить финансовую независимость для себя и других. Оба являются целью.

В рыночной экономике предприятия часто вступают в жесткую конкуренцию друг с другом. Задача каждого предприятия - предложить потребителю наиболее привлекательные с точки зрения качества и стоимости товары и услуги или создать уникальные продукты, исключающие конкуренцию. Современное предприятие должно постоянно развиваться: только компания, способная быстро и гибко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка, может рассчитывать на успех.

Разработка предполагает разработку и реализацию новых проектов. Это могут быть как проекты, основанные на технологиях, уже освоенных предприятием, так и инновационные проекты. В Современном экономическом словаре проект определяется как «план, воплощенный в форме описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность плана и возможность его практической реализации». Проект имеет определенные временные рамки и последовательность развития, его конечный результат уникален.


Возможность практического применения предполагает не только техническую осуществимость, но и вопрос о преимуществах создания конкретного проекта. Любой предприниматель всеми силами старается уменьшить потери денег, вложенных в различные проекты, хотя никто не может полностью устранить потери. Бизнес - это всегда риск, но в одном случае может оказаться невозможным получить всю предполагаемую прибыль, а в другом - все может быть потеряно. Чтобы этого избежать, предприниматель должен заранее сравнить затраты на проект и доход от его реализации, то есть оценить размер потенциальной прибыли и эффективность проекта. Для этого составляется бизнес-план проекта.

Упорядоченная схема действий для достижения конкретной цели называется планом, поэтому планирование - это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей. На предприятиях производятся и анализируются альтернативные предложения, описываются ожидаемые результаты хозяйственной деятельности, подбирается оптимальная цена продажи, размер серии продуктов, принимаются решения в области кредитно-инвестиционной политики и многое другое. На основании этого анализа принимается экономически обоснованное решение об эффективности разработанного бизнес-плана.

Концепция деятельности предприятия

Экономику общества можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесных производственных, кооперативных, коммерческих и иных взаимоотношениях между собой и государством. Именно предприятия производят товары, выполняют работы и услуги, то есть создают основу для потребления в обществе и увеличения национального богатства. Их финансовое состояние зависит от того, насколько эффективно работают предприятия.

Предприятие - это отдельная специализированная производственная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный использовать имеющиеся в его распоряжении средства производства для создания продуктов (или услуг) соответствующего назначения, в которых нуждаются потребители, и получать прибыль. Предприятие одновременно является основным производителем материальных благ и основным субъектом рыночной экономики.



В зависимости от формы собственности предприятия делятся на государственные (муниципальные) и частные. По характеру ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия могут иметь неограниченную (полную) ответственность и ограниченную ответственность. По структуре производства предприятия подразделяются на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Классификация предприятий по размеру (производственной мощности) является наиболее распространенной. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из этих групп используются следующие показатели: численность работников, себестоимость продукции, стоимость основных средств.

Задачи, стоящие перед предприятием, определяются интересами собственника, размером капитала, ситуацией внутри предприятия и внешней средой. Право на постановку задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса: частное лицо, акционер или государственный орган.

Основной задачей предприятия является производство товаров или услуг, которые удовлетворяют потребности общества. Важнейшей задачей коммерческого предприятия также является получение дохода за счет продажи готовой продукции (или услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются интересы собственников средств производства и социально-экономические потребности трудового коллектива.

Планирование деятельности предприятия

Планирование, то есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей, является важнейшей составной частью управления предприятием. Грамотное и квалифицированное планирование позволяет успешно и безубыточно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Планирование позволяет:

  • предвидеть перспективу развития предприятия на будущий период;

  • эффективно и целеустремленно проводить научно-техническую политику на предприятии;

  • повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

  • избежать риска банкротства.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в процессе составления планов на предприятии:


  • научная обоснованность планирования. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе;

  • непрерывность планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и годовые планы;

  • нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия направлена на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

  • принцип взаимной увязки и координации проводимых мероприятий.

Перспективное планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

  • анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

  • анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

  • выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

  • анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.


В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.

Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Планирование должно охватывать все производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности между ними.

Бизнес-план, его цели и область применения

Бизнес-планирование - это процесс поиска путей достижения ваших целей с помощью любых запланированных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут быть скорректированы в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования составляется программный документ - бизнес-план - программа для осуществления бизнес-операций, действий компании, содержащая информацию о компании, продукте, ее производстве, рынках, маркетинге, организации операций и их эффективности. Целью разработки бизнес-плана является сравнение затрат и рентабельности, определение эффективности проекта, оценка выгод и принятие решения о реализации проекта.

Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

  • определить конкретные области деятельности компании, целевые рынки и место компании на этих рынках;

  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения. Определить ответственных за реализацию стратегии;

  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться компанией потребителям. Оценка производственных и торговых затрат на их формирование и реализацию;

Выявить соответствие существующего персонала компании;

  • определить состав маркетинговой деятельности для исследования рынка, рекламы, стимулирования сбыта, ценообразования, каналов сбыта и т. д.;

  • оценить финансовое положение компании и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения целей;

  • предвидеть трудности, которые могут помешать практической реализации бизнес-плана.