Файл: 1 Психофизиологическая характеристика процесса чтения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы коррекции семантической дислексии младших школьников
1.1. Психофизиологическая характеристика процесса чтения…….…………...7
1.2. Особенности проявления семантической дислексии у младшего школьного возраста………………………………………………………...……13
1.3. Роль приёмов смыслового чтения для коррекции семантической дислексии у младших школьников………….......................................................16
Выводы по первой главе………………………………...………………….……21
Глава 2. Экспериментальное изучение по коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы...................................................................................22
2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента……………………….…………………………………………….26
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………... ….34
Выводы по второй главе………………………………………..………………..36
Глава 3. Система коррекционной логопедической работы по расширению, уточнению и систематизации словаря………...…………………………..……38
3.1 Эффективность коррекционной работы по развитию речи………………..38
3.2 Результат логопедической работы………………………...…………….44
Заключение……………………………………………………...………………..46
Список литературы………………………………………………………………48
Введение
Актуальность исследования. Овладение речью - одно из важнейших условий полноценного и всестороннего развития ребенка. Чем больше у ребенка словарный запас и чем правильнее он говорит, тем проще ему высказывать свои мысли и чувства. Это позволяет ребенку расширить свои возможности в изучении окружающего мира, поддерживать содержательный и полноценный контакт со взрослыми и сверстниками, что приводит к активному развитию высших психических процессов. Именно поэтому так важно внимательно относиться к своевременному формированию детской речи, к ее правильности и активности, исправлять и предупреждать разные нарушения, которыми являются любые отклонения от общепринятых правил русского языка.
В настоящее время практика и теория логопедии имеет множество исследований по изучению особенностей речевого развития младших школьников. Эта тема была представлена такими выдающимися исследователями как Л.В. Венедиктова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и другие.
При работе с текстом у детей формируются представление о мире, истории, различных сторонах жизни, обогащаются культурно и нравственно. Изучая текст, они обучаются логически мыслить, сравнивать, находить и исправлять ошибки. Все это приводит к тому, что у детей формируется точная и выразительная письменная и устная речь.
У нормативно развивающихся детей овладение навыком чтения совершенствуется довольно быстро. Зрительный образ читаемого слова сопоставляется со слуховым и кинестетическим представлением, что помогает быстрому и точному определению слов и осознанию прочитанного. Однако не у всех младших школьников происходит сопоставление образов, при этом осложняется процесс понимания и осознания прочитанного. Нарушение понимания прочитанного текста называется семантической дислексией.
Семантическая дислексия - нарушение понимания прочитанных слов, словосочетаний и предложений. Чтение без осознания прочитанного называется механическим чтением. При этом нарушении страдает понимание не только отдельно взятых слов, но и предложений, поскольку в предложении слова воспринимаются изолированно, не связанно друг с другом.
Симптоматика дислексий и основные методы их коррекции широко освещены в специальной литературе, в частности в работах Т.Г. Визель, Т.П. Ворониной, Л.Н. Ефименковой, О.Б. Иншакова, В.Д. Казьмина, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, М.А. Поваляевой, М.Н. Русецкой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и других. Однако разработка целенаправленных методов коррекции дислексии и наиболее эффективных методических подходов к данному процессу, которые бы позволяли в оптимальные сроки устранить выявленные нарушения чтения, все еще продолжают привлекать внимание специалистов и оставаться важной проблемой логопедии.
В то же время обзор литературы по теме нашего исследования позволяет сделать вывод что на данный момент практически не представлены методики коррекции дислексии и формирования полноценного навыка чтения у учащихся младших классов.
Таким образом возникает противоречие между ростом числа детей с семантической дислексией и недостаточным использованием потенциала смыслового чтения в процессе её коррекции.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей коррекции семантической дислексии у младших школьников.
Объект исследования - процесс коррекции семантической дислексии у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - использование приёмов смыслового чтения в процессе коррекции семантической дислексии у младших школьников.
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования приёмов смыслового чтения в процессе коррекции семантической дислексии у младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс коррекции семантической дислексии у младших школьников будет осуществляться эффективно при целенаправленном использовании приёмов смыслового чтения.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Представить психофизиологическую характеристику процесса чтения.
2. Исследовать особенности проявления семантической дислексии у младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу коррекции семантической дислексии у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3.Математические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования стали: теория формирования письменной речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); теория преодоления семантической дислексии Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина и др.); идея использования приёмов смыслового чтения в коррекционном процессе (Л.В. Венедиктова, Н.Н. Корнева, Р.И. Лалаева, Л.Н. Лисенкова, Н.Н. Светлакова, и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе использованы приёмы смыслового чтения при исследовании проблемы коррекции семантической дислексии у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке экспериментальной программы коррекции семантической дислексии у младших школьников. Результаты исследования могут быть полезны учителям, учителям-логопедам, родителям детей младшего школьного возраста.
База исследования: Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №73.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего наименование. Материал изложен на страницах, содержит 4 таблицы, 3 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Процесс чтения как явление и как деятельность является предметом изучения логопедии, педагогики, психологии, социологии, лингвистики, философии, литературоведения и многих других направлений науки, так как каждая из них изучает свой сегмент данного многоаспектного явления, выделяя и осмысляя те качества чтения, которые составляют его предмет.
Рассматривая определение термина «чтение», мы можем говорить о том, что в русском языке под данным термином понимают один из видов речевой деятельности, заключающийся в восприятии написанного зрительно и воспроизведении вслух или про себя [12].
С философской точки зрения чтение выступает «специфичной формой языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов» и одной из основных форм опосредованных коммуникаций [6].
В логопедии под чтением принято понимать сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют зрительные, речедвигательные, речеслуховые анализаторы, а в его основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем [15].
С точки зрения психологии чтение входит в состав рецептивной, письменной речи и отражает восприятие речи через процесс зрительного восприятия. Периодом формирования письменной речи является старший дошкольный или младший школьный возраст, обычно в результате целенаправленного обучения, при этом отмечается, что «овладение чтением открывает большие возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон как устной, так и письменной речи» [15].
Данный феномен был рассмотрен такими представителями научной мысли, как Т. Г. Егоров, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ю. П. Мелентьева, С. Н. Плотников, Н. А. Рубакин и другие[?].
В рамках психологической науки Д. В. Эльконин рассматривал чтение как вид деятельности и отмечал, что его можно определить двояко: как процесс декодирования графической модели слова в устноязычную форму и как процесс понимания письменных сообщений [12].
Чтение, с точки зрения И. А. Зимней, является специфическим видом деятельности, сущность которого заключается в единстве внутренней - процесс понимания текста - и внешней стороны, которая представляет собой сложный навык, характеризующийся овладением технической стороной чтения: скоростью, правильностью, обеспечивающей читающему нормальное качество восприятии текста [10].
С точки зрения Л. И. Азарова, чтения выступает деятельностным интеллектуально - познавательным процессом, который является необходимым компонентом формирования интеллектуальной культуры [1]. Рассматривая исследование А. Н. Корнева, мы можем говорить о том, что в лингвистике письмо и чтение рассматриваются как «одинаковые, но не разнонаправленные процессы кодирования и декодирования устного языка с помощью буквенного алфавита» [12]. Однако с психолингвистической точки зрения данные сложноорганизованные навыки разделяются, и чтение предстает как «навык порождения высказываний по правилам письменного языка» [12].
Анализируя работу Е. Э. Гудименко, можно говорить о том, что чтение рассматривается как одна из высших психических функций, как целенаправленная деятельность, в процессе овладения которой осуществляется «перелом во всем культурном развитии ребенка» [7]. Автором отмечается, что чтение является процессом смыслового восприятия письменной речи и ее понимания, таким образом, сложность данного процесса обуславливается неординарностью - чтение выступает в качестве непосредственного чувственного познания с одной стороны, и как опосредованное отражение действительности - с другой.
В исследовании Э. А. Бейтуллаевой отмечено, что процесс чтения осуществляется в три основных этапа: восприятие данных слов, понимание содержания, связанного с прочитанными словами, и оценка прочитанного [4]. Процесс чтения осуществляется успешно в том случае, когда индивидуальные особенности ребенка способствуют воспроизведению слова, которое соответствует сочетанию предложенных букв.
Р. И. Лалаева отмечает, что чтение начинается со зрительного восприятия, на основе которого происходит соотнесение звуковой формы слова с его значением, тем самым в процессе чтения можно выделить две стороны, которые тесно и неразрывно связаны друг с другом:
-
Техническая сторона - соотнесение зрительного образа написанного слова с произношением, движение глаз читающего, фиксация глаз, регрессия, использование смысловой догадки. -
Смысловая сторона - основная цель процесса чтения, понимание читаемого текста, которое определяется характером высших психических функций индивида [14].
Анализируя формирование навыков чтения, А. Н. Корнев говорит о том, что чтение состоит из серии отдельных операций, к которым относится: распознание буквы в ее связи с фонемой, слияние нескольких букв в слог, интеграция нескольких слогов в слово, и интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание [12]. Таким образом, чтение как вид деятельности неразрывно связано с другими высшими психическими функциями через рекодирование (операции актуализации фонем, соответствующих каждой очередной букве в слове, то есть осуществляет преобразование ряда букв в ряд звуков речи), декодирование (лексическая и смысловая идентификация графических слов), реконструкцию высказываний, семантический анализ пропорций в тексте и их интеграции.