Файл: Контрольная работа по дисциплине Организация производства и управление предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бизнес-план имеет две группы пользователей - внутреннюю (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал компании) и внешнюю (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя в том, что придуманный им бизнес стоит, а в другом - других. В этой области экономических интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования.
При заключении банковских соглашений с инвестиционным фондом или другим возможным инвестором бизнес-план позволяет им убедиться, что у компании есть многообещающие возможности для развития производства, что существует последовательная и реалистичная программа для реализации предпринимательской идеи. Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи начинает лучше понимать себя.
В любом случае при разработке бизнес-плана необходимо учитывать и сбалансировать интересы всех вовлеченных сторон: заказчика бизнес-плана; разработчик бизнес-плана; потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры, заинтересованные в возврате вложенных средств с прибылью; муниципальные и региональные органы власти, определяющие потребности и приоритеты развития региона, различных сфер бизнеса; подрядные фирмы; потребитель. В реальной жизни бизнес-планы делятся в зависимости от уровня детализации, предмета и объекта планирования, конкретных целей и задач.
Структура бизнес-плана
Специалисты обращают внимание на две типичные ошибки.
Во-первых, якобы существует одна «правильная» структура бизнес-плана. Это утверждение верно только в том смысле, что, когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, вы должны адаптироваться к требованиям инвестора.
Вторая ошибка заключается в том, что структура бизнес-плана и последовательность его разработки являются одинаковыми. Другими словами, предполагается, что существует определенная линейная схема, и в ней находится позиция номер один, с которой всегда нужно начинать. Кстати, эта ошибка подтверждается наличием программных продуктов, которые своей жесткой структурой определяют единую последовательность работ.
Здравый смысл подсказывает, что это не так. Универсального порядка составления бизнес-плана не существует. Независимо от того, с чего начать, вам все равно придется пройти все необходимые разделы и делать это не раз. В разных компаниях последовательность составления бизнес-плана не совпадает. Фактически, это всегда итеративный процесс, который невозможно построить даже в форме цепочки, замкнутой в круг.
Но все это не означает, что структура бизнес-плана не имеет единой внутренней логики. Структура бизнес-плана может быть представлена в трех блоках. Первый блок - это устное описание проекта или состояния бизнеса, которого вы хотели бы достичь с точки зрения всех компонентов управления. Во втором и третьем блоках находятся те из разделов первого, которые поддаются количественной оценке: план административных мер, направленных на достижение целей, и финансовый план.
В зависимости от специфики и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукта (услуги), его новизны и т. д. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержание должно быть одинаковым. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка, оценка конкурентов, маркетинговая стратегия, производственный план, организационные и финансовые планы.
Многим кредиторам и инвесторам нравится читать резюме бизнес-плана, то есть резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества этого проекта над другими проектами. Согласно содержанию резюме, инвестор часто судит, стоит ли ему тратить время и до конца читать бизнес-план. Поэтому необходимо четко и очень убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы могли получить ответы на вопросы, которые они получат, если этот бизнес-план будет успешно реализован и каков риск потери денег.
Чтобы ответить на вопросы, поднятые в этом разделе бизнес-плана, определены все сферы и направления деятельности компании. Границами направлений деятельности могут служить как промышленные товары, так и существующие сегменты рынка, и технологические возможности самой компании. После определения областей и направлений деятельности для каждой из них компания устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли компании на существующих рынках до определенной стоимости или увеличение в несколько раз общего объема продаж, увеличение чистого дохода, увеличение доли услуг или улучшение качества продукции, а также сокращение времени разработки новых продуктов, проникновения рынки и вытеснять старые товары.
Описание продукта (услуги)
Первый раздел любого бизнес-плана - это описание продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять.
В этом разделе необходимо отметить, для каких нужд предназначен продукт (услуга), от чего можно получить полезный эффект, чем этот продукт отличается от продукта конкурента.
Благоприятный эффект - то, для чего продукт куплен. Отличительные особенности продукта - это то, что позволяет получить полезный эффект. Однако не стоит полагаться на исключительные достоинства продукта. Лучше сосредоточиться на максимальном удовлетворении потребностей рынка. Два элемента - потребительские свойства товара и цена - определяют для покупателя при совершении покупки основные составляющие конкурентоспособности товара, отражая его отличие от товара конкурента.
В конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Всегда необходимо помнить производителя продукта (услуги). Очень важный и очень часто упускаемый из виду пункт - это визуальное изображение продукта, или копия продукта вашего производства, или сертификат по крайней мере одного клиента, который был полностью удовлетворен услугами, предоставляемыми компанией.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид и, при необходимости, его упаковку и послепродажное обслуживание. На этом этапе целесообразно оценить цену товара и затраты, которые необходимо будет произвести при его изготовлении, что будет определять предполагаемую прибыль, а значит и ваши шансы на успех или неудачу.
Анализ рынка
Второй раздел бизнес-плана - это исследование рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т. д. - одна из самых распространенных причин провала бизнеса. Поэтому, прежде чем поставить дело на «большую ногу» и отнестись к нему серьезно, вам следует внимательно изучить рынок. Это позволит определить круг потребителей, емкость рынка товаров (услуг) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
Если сложно провести надежное исследование рынка или они достаточно дороги и не доступны для начинающего предпринимателя, вы можете сделать тестовую партию товаров, продажа которых предоставит ценную информацию о рынке.
Оценка конкурентов
Третий раздел бизнес-плана посвящен анализу конкурентов. В нем необходимо определить, кто является вашим конкурентом сегодня и в каком положении он находится, каковы различия между продуктами (услугами) ваших конкурентов и, по крайней мере в общих чертах, каковы шансы и возможности для новых появятся конкуренты, чего вы от них ожидаете превзойти.
Цель этого раздела - облегчить выбор подходящей тактики соревнования и предупредить вашу компанию от ошибок других людей. Распространенные ошибки включают попытки проникнуть на насыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может вызвать изменение стратегии и внести коррективы в текущие действия, чтобы успешно противостоять их конкурентам. Более того, такой анализ должен проводиться постоянно, хотя бы потому, что рынки постоянно меняются. Попробуйте сравнить свои сильные стороны с уязвимостями в действиях оппонента (конечно, при условии, что вы их знаете).
Если вы четко ответите на вопросы этих трех разделов бизнес-плана, у вас должно быть определенное представление о рыночной нише, которую вы хотите заполнить при организации своего бизнеса. Следующий раздел бизнес-плана направлен на определение практических шагов, которые необходимо предпринять, чтобы действительно занять определенное место на рынке.
Маркетинговая стратегия
Четвертый раздел - маркетинговый план. В своей наиболее общей форме маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всестороннее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» - основная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана вас больше всего интересует вторая часть маркетинга: как осуществлять производство и донести свой продукт до потребителя. Коммерческий успех компании в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, распространение продукции занимает второе место после качества продукции в качестве основной причины выбора поставщиков.
Основные элементы раздела: схема распространения товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования потребителей, формирование имиджа компании.
Производственный план
Пятый раздел бизнес-плана - производственный план - содержит описание всего производственного процесса. Его готовят только те предприниматели, которые собираются заниматься производством какого-либо товара или услуги.
Основная задача раздела - подтвердить расчетами, что вновь созданная компания способна действительно производить необходимое количество товаров (услуг) в нужное время и с требуемым качеством.
Если вы намерены создать не производственное предприятие, а торговую точку, то этот раздел можно назвать «торговым планом» и описать в нем процедуру покупки товаров, систему контроля уровня запасов и план складских помещений.
Этот раздел бизнес-плана должен быть дополнен оценкой возможных производственных затрат и их изменений в будущем.
Организационный план
Шестой раздел бизнес-плана - это организационный план, в котором обсуждается, с кем вы собираетесь организовать свой бизнес и как вы планируете обеспечить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе вам необходимо решить следующие вопросы: какие специалисты вам понадобятся для ведения успешного бизнеса, на каких условиях вы будете привлекать специалистов - на постоянную работу, по контракту, в качестве работников с частичной занятостью, как у каждого сотрудника Работа будет оплачиваться, на каких принципах и условиях будет проводиться стимулирование.
Следует отметить, что к найму дополнительных работников следует прибегать только в том случае, если это повысит прибыльность компании. Заработная плата работников относится к категории постоянных затрат, поэтому необходима твердая вера в их целесообразность.
Другим важным вопросом предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого брать в качестве партнеров. Опыт показывает, что вы должны войти в бизнес, организовать свой бизнес только с известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы можете положиться и доверить любую проблему совместного предприятия. Лучше, если компаньоны в разных аспектах своей деятельности дополняют друг друга. Это хорошая гарантия успеха вашей компании.
Чтобы обеспечить четкость и последовательность работы, необходимо определить организационную структуру компании, указать, кто чем будет заниматься, а кто будет координировать, контролировать и взаимодействовать со всеми сотрудниками компании. Зачастую этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, а организационная путаница является одной из причин неудач в бизнесе.
Финансовый план
Седьмой раздел бизнес-плана - финансовый план. Он суммирует в стоимостном выражении возможные результаты решений, принятых по предыдущим разделам бизнес-плана.
Финансовый план включает в себя: расчет суммы и определение источника средств, необходимых для организации бизнеса, прогнозирование объемов продаж, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и расходов, сводный баланс активов и пассивов. предприятия, график безубыточности.