Файл: Рабочая программа Коррекция познавательной деятельности, 24 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности, 2-4 класс» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)

  2. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.122010 №03-600 (Зарегистрирован Миностом Росс 03.03 2011 №22290).

  3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528).

  4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы, Москва, «Просвещение»,2010 г./ Соответствует учебному плану школы.

  5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983 г.

  6. Авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.

Программа «Коррекция познавательной деятельности, 2-4 классы» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем-дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.

Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков
, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

  5. Организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Коррекционно-развивающие игры.

  • Уроки развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

  • Уроки общения.

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Содержание программы, метапредметные связи:

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.



На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты о природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.

Учитывая психофизические особенности учащихся ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIIIвида города Армавира, целесообразно следующее тематическое распределение часов.

2 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени.

2

Восприятие пространства

2

Восприятие цвета

2

Развитие кинестических ощущений и восприятия.

2

Целостность восприятия.

1

Дифференцированность зрительных восприятий.

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

3.

Память

Зрительная память.

2

Слуховая память.

2

4.

Мышление

Обобщение.

2

Анализ.

2

Синтез.

2

Классификация

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений представлений.

2

Развитие графических навыков.

2

Коррекция знаний об окружающем мире

1







ВСЕГО ЧАСОВ:

34


3 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Количество

часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени.

2

Восприятие пространства

2

Развитие кинестетических ощущений и восприятия.

2

Дифференцированность зрительных восприятий.

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания. Распределение внимания.

2

3.

Память

Зрительная память.

2

Слуховая память.

2

Продуктивность запоминания.

2

Полнота и точность представлений.

2

4.

Мышление

Обобщение

2

Анализ и синтез.

2

Классификация.

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

3

Коррекция знаний об окружающем мире

2

Развитие грамматических навыков

3







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

4 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие формы, цветов и оттенков.

2

Дифференцированность зрительных восприятий, развитие целостности восприятия.

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

3.

Память

Зрительная память.

2

Слуховая память.

2

Продуктивность запоминания.

2

Полнота и точность представлений.

2

4.

Мышление

Обобщение

2

Анализ.

2

Синтез.

2

Классификация.

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

3

Коррекция знаний об окружающем мире.

2

Развитие грамматических навыков.

3







ВСЕГО ЧАСОВ:

34


У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • нравственно-моральные качества;

- повыситься:

  • уровень работоспособности;

  • уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

  • уровень развития памяти;

  • уровень развития внимания;

  • уровень развития мышления;

  • уровень развития восприятия;

  • уровень развития произвольной сферы;

  • интеллектуального развития;

  • уровень развития воображения.

  • речевой активности;

  • познавательной активности.

  • уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • работать самостоятельно в парах, в группах.

  • уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.

  • уметь выделять существенные элементы, части.

  • уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.

  • уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.

  • использовать навыки невербального и вербального общения.

  • уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.

  • уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;

  • уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.

  • уметь применять средства выразительности.

  • понимать чувства и переживания окружающих людей.

Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням: