Файл: Рабочая программа Коррекция познавательной деятельности, 24 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень – Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.


МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  • Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.

  • Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.

  • Диагностический альбом.

  • Манипулятивные предметы (дидактический материал).

  • Магнитофон, компьютер.

  • КИТ (Компьютерные игровые тренажеры).

МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002

  2. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001

  3. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

  4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

  5. Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004

  6. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000

  7. "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.

  8. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

  9. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

  10. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

  11. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003

  12. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.

  13. 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.

  14. Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.

  15. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

  16. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

  17. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.

  18. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.

  19. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.

  20. Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.

  21. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения

учителей нач. классов подпись ф.и.о.

от 20 года № 1 20 года
Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности, 5-9 класс» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и допю, вступ. в силу с 24.07.2015 г.)

  2. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.122010 №03-600 (Зарегистрирован Миностом Росс 03.03 2011 №22290).

  3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528).

  4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, Москва, «Владос»,2011 г./ Соответствует учебному плану школы.

  5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983 г.

  6. Авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.


Программа «Коррекция познавательной деятельности, 5-9 классы» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем-дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.


Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

  5. Организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Коррекционно-развивающие игры.

  • Уроки развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

  • Уроки общения.

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Содержание программы, метапредметные связи:

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и
способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты о природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.

5 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.



Разделы

Тематика

Количество часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

2

Развитие кинестических ощущений и восприятия.

2

Целостность восприятия.

2

Дифференцированность зрительных восприятий.

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

2

Переключение внимания.

2

Распределение внимания.

2

3.

Память

Зрительная память.

2

Словесно – логическая память.

2

Продуктивность запоминания.

2

Полнота и точность представлений.

2

4.

Мышление

Обобщение и отвлечение.

2

Проблемные ситуации.

2

Процессы абстракции.

2

5.

Воля

Нравственные черты характера.

1

Эмоционально-волевая сфера.

1

6.

Общение

Понимание контекстной речи.

1

Чувства.

1

Я и другие.

1

7.

Коррекция учебной деятельности.

Формирование математических представлений.

1

Развитие навыков письма и чтения.

1

Коррекция знаний об окружающем мире.

1







ВСЕГО ЧАСОВ:

34