Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика работы с рассказами на уроках чтения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Содержание
Введение…………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……………………7
1.1. Становление, развитие и специфика жанра «рассказ»…………………….7
1.2. Методика работы над анализом рассказа в начальной школе………….11
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования…………………21
2.1. Выявление уровня сформированности ЗУН (знаний, умений и навыков) второклассников на уроках литературного чтения……………………………21
2.2. План-конспект урока по литературному чтению во втором классе……..25
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...43
Введение
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению такого важного вопроса педагогики как определение специфики и методики работы над рассказом учащимися начальных классов.
В настоящее время в актуальной для изучения является не только методика работы над текстом в младших классах средней школы, но и рассмотрение специфики и роли в педагогике и литературе такого эпического жанра, как «рассказ».
Рассказу уделяется большое внимание как среди отечественных литературоведов, филологов, так и среди многочисленных зарубежных ученых.
Уникальность данного исследования определяется следующими факторами:
во-первых, рассказ как особый жанр малой эпической формы повествования представляет собой «компактную модель» художественного произведения, предполагающего освещать достаточно важные проблемы современности в простой и лаконичной форме;
во-вторых, рассказ является ведущим эпическим жанром, который изучается в начальной школе;
в-третьих, методика работы над рассказом в начальной школе имеет свои специфические особенности, отличающиеся от методики работы над рассказом в среднем и старших звеньях школы.
Изучением вопроса, касающегося проблемы специфики развития жанра рассказа, как особой формы «малой прозы» занимаются многие отечественные ученые-филологи и литературоведы, среди которых можно выделить следующих: Бирюкова О.И. «Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории», 2009; Бурлина Е.Я. «Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза», 1987; Ковалев Ю. «Искусство новеллы и новелла об искусстве в XIX веке», 1986 и др.
Рассмотрением вопроса, касающегося специфики методики работы над рассказом в условиях начальной школы, занимаются следующие ученые: Волченко Т.В. «Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроке литературы в начальной школе», 2001; Вильде Т.Н. «Работа над композицией в начальной школе», 2001; Штурбина Н.Л. «Поиск путей повышения эффективности уроков чтения», 2002; Кузьмина И.А. «Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения», 2014; Афонина М.С. «Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах», 2008; Хайрутдинова Р.Ф. «Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе», 2014 и др.
Таким образом, вышеуказанные положения и примыкающая к ним уникальность и актуальность темы, определяют новизну и перспективность исследования данной настоящей работы.
Объектом исследования данной научной работы является жанр рассказа в изучении младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Предметом исследования данной научной работы является выявление специфики работы над рассказом на уроках литературного чтения младшими школьниками.
Цель исследования заключается в определении особенностей методической работы над рассказом младшими школьниками в условиях начальной школы.
Достижение поставленной цели реализуется с помощью решения следующих задач:
-
Рассмотреть становление и специфику жанра «рассказ». -
Изучить специфику и особенности методики работы над рассказом в начальной школе. -
Проанализировать деятельность второклассников в работе над рассказом. -
Разработать план-конспект урока по литературному чтению во 2-м классе.
Для решения поставленных задач необходимо определить методику исследования. Цель и поставленные задачи определили использование в работе комплексной методики анализа, включающей:
1. Метод описания, содержащий приемы сопоставления и обобщения.
2. Интерпретационный метод.
3. Аналитический метод.
4. Структурно-аналитический метод.
Теоретико-методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных ученых, посвященные изучению теоретических проблем в области педагогики и методики преподавания литературного чтения в начальных классах литературоведения. Нами были изучены работы, научные статьи и труды многих отечественных педагогов и филологов.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем наблюдения и выводы могут способствовать более детальному и конкретному пониманию сущности и специфики методики работы над рассказом в начальной школе.
Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования полученных результатов в школьной практике при разработке уроков по литературному чтению в младших классах, а приведенный план-конспект по литературному чтению во 2 классе является готовой методической разработкой. Результаты исследования применимы в учебном процессе при подготовке учебной и учебно-методической литературы.
Основное содержание
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, параграфы, заключение, список использованной литературы.
Во Введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются уникальность, актуальность, новизна и перспективность темы, цель, задачи, методы работы, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы, определение наиболее важных проблем и попытка прийти к наиболее верному их решению.
В Заключении приводятся основные выводы, сделанные во время работы над данной проблемой.
В Списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования
-
Становление, развитие и специфика жанра «рассказ»
Прежде чем рассматривать ключевые особенности методики работы над рассказом в начальной школе, более подробно остановимся на таких литературоведческих терминах и понятиях, как «эпос», «жанр», «роман», «рассказ» и «малая проза».
1. Эпос – это «один из трех основных родов литературы наряду с лирикой и драмой, повествующий о внешних по отношению к автору и читателю действиях людей (персонажей) и о смене тех или иных событий окружающей действительности»
1.
В произведениях эпического характера повествование зачастую ведется от 3-его лица, включающий в себя такой обязательный художественный элемент, как диалог, в то время как лирическое произведение – это, как правило, монолог, а драматическое произведение – многоголосие.
Эпос представляет собой «один из трех литературных родов, в котором ведется повествование о предполагаемых в прошлом событиях, как бы свершившихся и припоминаемых автором читателю; эпос охватывает и описывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийно-сюжетной насыщенности»2.
2. Жанр – это «тип произведения, сложившийся в конкретной социокультурной среде, воплощающий в предметной форме определенные стороны духовной жизни общества и доводящий их до художника и реципиента»3.
Бирюкова О.И. в своей научной статье «Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории» (2009) под жанром понимает «группы произведений, которые выделяются по определенным признакам: содержательным (принципы трактовки характеров, виды пафоса), формальным (прозаичность и стихотворность, объём текста, устойчивые сюжетно-композиционные и речевые приёмы), а также по особенностям функционирования (бытования произведения в определённой социальной среде с её укладом и ритуалами)»4.
К примеру, Волкова Т.Н. в диссертации, посвященной анализу вводных жанров в романе, дает следующее определению жанру: «это одна из форм бытования художественного текста, это форма хранения социального опыта, т. к. каждая эпоха выдвигает свои жанры, фиксирующие её гуманистические смыслообразующие установки»5.
3. Роман – это «жанр литературы (эпическое произведение большой формы), в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, а также на становлении, развитии характера и самосознания этой личности»6.
Под романом понимается «одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и охватывающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра»7.
4. «Термин «рассказ» в его жанровом значении обычно применяется к любому небольшому прозаико-литературному произведению с реалистической окраской, которое содержит развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде»
8.
Рассказ представляет собой «малую форму эпической прозы, соотносимую с повестью как более развернутой формой повествования»9.
Литературовед Щепилова Л.В. в учебнике «Введение в литературоведение» (1956) дает следующее определение «рассказу»: «рассказ – это небольшое по объему эпическое произведение, которое отличается от других эпических форм сжатостью и простотой повествования»10.
Рассказ – это «это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера»11.
5. Под малой прозой в области современного литературоведения понимается «условное название для прозаических произведений, объем которых интуитивно определяется автором и читателем как меньший, чем типичный для национальной литературы данного периода»12.
Таким образом, можно прийти к выводу, что «рассказ» - это жанр произведения, относящийся к эпосу, в рамках которого в пределах одной сюжетной линии повествуется об одном (реже нескольких героях).
Композиция рассказа всегда строится по одному принципу (за исключением авторских структурных особенностей): пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог, мораль. Такая структурно-композиционная модель изучается в более старших классах средней школы (старшее звено – 9-11 классы).
Для работы над рассказом в младших классах применяется более упрощенная модель анализа композиционной структуры текста, которая сводится к следующему:
-
Экспозиция. -
Развитие действия. -
Кульминация. -
Развязка (заключение).
Художественный текст (в данном случае рассказ) интересен для анализа младшими школьниками в плане изучения и анализа действий главного персонажа, выявление его характерных черт и описание портрета. Младший школьник учится анализировать различные ситуации и события, созданные посредством художественного слова.
Интересным для изучения рассказа в начальной школе является и рассмотрение основных типов речи: диалога, описания и собственно, повествования. Диалог – разговор действующих лиц; повествование – авторский рассказ о героях и их поступках, месте действий, о событиях, которые следуют друг за другом.