Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Здоровьсберегающие технологии
Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни
(строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой).
5.Технология оценки образовательных достижений.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
6.Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.
Технология продуктивного чтения вместо быстрого чтения вслух учит вычитывать смыслы и глубоко понимать текст. При ее использовании на первом этапе урока (до чтения) ученики учатся сами прогнозировать содержание по названию произведения, иллюстрации, фамилии автора. На втором этапе (во время чтения) ученики учатся вести диалог с автором: задавать вопросы – прогнозировать ответы – проверять по тексту. На третьем этапе (после чтения) учатся не только вести беседу, дискуссию и уточнять позицию


213 автора, но и выявлять и формулировать основную идею текста или совокупность его главных смыслов.
Приведенный перечень не исчерпывает всё то множество технологий, которые могут быть эффективно использованы учителем для формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий. Выбор и набор технологий определяются наличием опыта их практического применения у учителя, уровнем подготовленности класса, особенностями материально-технической базы и т.д.
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность на дошкольном уровне обеспечивает готовность ребенка к взаимодействию с окружающим миром, его познавательное и личностное развитие на основе игры - ведущей деятельности образования дошкольного периода. Начальный уровень - опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства; индивидуальная работа в случаях интенсивного развития, специальная помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей учебной деятельности как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.
Преемственность ДОУ и начальной школы способствует развитию и коррекции познавательных и коммуникативных способностей, преодолению факторов дезадаптации, за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка. Сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе.
Программа формирования УУД с учетом преемственности перехода от дошкольного к начальному и основному общему образованию предполагает:
• наличие учебно-познавательной мотивации,
• умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее,
• оперировать логическими приемами мышления,
• владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.
Для определения уровня готовности учащегося стартовая диагностика, которая определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями уровня обучения на определенный период выстраивается система работы по коррекции и развитию необходимых умений.
Стартовая диагностика покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с особенностями ребенка на определенный период выстроится система работы по преемственности и адаптации.
Сформированность УУД у обучающихся при завершении начального общего
образования


214
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.
УУД формируются только в процессе определенной учебной деятельности. В
МАОУ СШ № 143 созданы условия для такой деятельности: применяются эффективные формы организации обучения и образовательные технологии, создана эффективная информационно-образовательная среда.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов).
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:
• универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
• учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);
• неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
• адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
• самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
• обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
2.2.1. Значение сформированных универсальных учебных действий для
успешного обучения и развития младшего школьника
Создавая программу формирования УУД у обучающихся начальной школы, необходимо осознавать их значительное положительное влияние:
− во-первых, на успешное овладение младшими школьниками всеми учебными предметами;
− во-вторых, на развитие психологических новообразований этого возраста, обеспечивающих становление способности к применению полученных знаний и к самообразованию обучающегося;
− в-третьих, на расширение и углубление познавательных интересов обучающихся;


215
− в-четвёртых, на успешное овладение младшими школьниками начальными навыками работы с развивающими сертифицированными обучающими и игровыми цифровыми ресурсами;
− в-пятых, на успешное овладение младшими школьниками начальными сведениями об информационной безопасности при работе с обучающими и игровыми цифровыми ресурсами.
Всё это является предпосылками и показателями статуса обучающегося в начальной школе как субъекта учебной деятельности и образовательных отношений в современных условиях цифровой трансформации образования.
Реализация цели развития младших школьников как приоритетной для первого этапа школьного образования возможна, если устанавливаются связь и взаимодействие между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
1) предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
2) развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
3) под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
4) построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
В ФГОС выделены три группы универсальных учебных действий как наиболее значимых феноменов психического развития обучающихся вообще и младшего школьника в частности: познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
2.2.2. Характеристика универсальных учебных действий
При создании программы формирования УУД в МАОУ СШ №143 учитывается характеристика, которая даётся им во ФГОС НОО.
Познавательные универсальные учебные действия представляют совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности.
К ним относятся:
− методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и др.);
− логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация);


216
− работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах
(возможно на экране).
Познавательные универсальные учебные действия становятся предпосылкой формирования способности младшего школьника к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные универсальные учебные действия являются основанием для формирования готовности младшего школьника к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
Коммуникативные универсальные учебные действия целесообразно формировать в цифровой образовательной среде класса, школы.
В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
− смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
− успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
− успешную продуктивно – творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа: описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения
(самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
− результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности
(высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия есть совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств субъекта учебной деятельности (в начальной школе их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне).
В соответствии с ФГОС НОО выделяются шесть групп операций:
− принимать и удерживать учебную задачу;
− планировать её решение;
− контролировать полученный результат деятельности;
− контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
− предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
− корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных универсальных действий являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной / совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению