Файл: Пояснительная записка Духовное краеведение Подмосковья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей, объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари сказанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура назвала среди самых главных ценностей жизни христиан – веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.
Цель программы: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у него картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.
Задачи курса:
дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.
Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.
Настоящая рабочая программа по ДКП для 8 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
-
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; -
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; -
Приказа Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Приказа Министерства просвещения России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»; -
Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом по школе от 28 августа 2019 г. № 56-ОД.
Рабочая программа составлена также на основе авторской программы
Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.
- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.
Учебник:
Шевченко Л.Л.«Духовное краеведение Подмосковья».
- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, 256 с.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за год.
Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение ДКП выделен 1 час в неделю вместо 2 часов, предусмотренных программой Шевченко Л.Л.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: личностно ориентированной технологии, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, здоровьесбережения.
Основной формой организации образовательного процесса в 8 классе является урок.
Формы организации учебного процесса на уроке:, урок-беседа, урок-практикум, урок -лекция.
Технические средства обучения: CD-приложение с использованием интерактивной доски, презентации.
Формы текущего контроля:
контрольные работы, тесты, олимпиады, самостоятельные работы, экскурсии,
исторические, терминологические диктанты и тестирования, рефераты, защита рефератов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; -
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; -
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; -
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; -
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; -
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; -
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение; -
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; -
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; -
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Духовного краеведения Подмосковья» ученик 8 класса должен
Знать /понимать:
-
историю культуры родной земли; -
выдающихся церковных деятелей; -
шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры; -
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры; -
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению; -
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры; -
основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
-
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. -
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; -
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; -
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). -
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором; -
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства; -
пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения; -
осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.); -
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбора путей своего культурного развития; -
организации личного и коллективного досуга; -
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; -
самостоятельного художественного творчества. -
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности; -
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве; -
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности; -
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения): участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.