Файл: Пояснительная записка Духовное краеведение Подмосковья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях людей, объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари сказанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура назвала среди самых главных ценностей жизни христиан – веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.

Цель программы: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у него картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи курса:

дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.


«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

Настоящая рабочая программа по ДКП для 8 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказа Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства просвещения России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»;

  • Учебного плана МБОУ «Покровская СОШ» на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом по школе от 28 августа 2019 г. № 56-ОД.

Рабочая программа составлена также на основе авторской программы

Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс.

- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

Учебник:

Шевченко Л.Л.«Духовное краеведение Подмосковья».



- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, 256 с.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за год.
Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение ДКП выделен 1 час в неделю вместо 2 часов, предусмотренных программой Шевченко Л.Л.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: личностно ориентированной технологии, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, здоровьесбережения.

Основной формой организации образовательного процесса в 8 классе является урок.

Формы организации учебного процесса на уроке:, урок-беседа, урок-практикум, урок -лекция.

Технические средства обучения: CD-приложение с использованием интерактивной доски, презентации.

Формы текущего контроля:

контрольные работы, тесты, олимпиады, самостоятельные работы, экскурсии,

исторические, терминологические диктанты и тестирования, рефераты, защита рефератов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Предметные результаты


В результате изучения курса «Духовного краеведения Подмосковья» ученик 8 класса должен
Знать /понимать:

  • историю культуры родной земли;

  • выдающихся церковных деятелей;

  • шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры;

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения): участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.