ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта, определенные сдвиги в кислотно-щелочном состоянии, но рекомендуется детям с такими функциональными нарушениями ЖКТ, как запоры, кишечные колики и пр., в качестве диетотерапии детей раннего возраста.
Поставить закладку
По степени адаптации к составу женского молока кисломолочные смеси делят на три группы:
♦ адаптированные, формулы 1, содержащие пробиотики - живые бифидо- и лактобактерии (основные представители нормального микробиоценоза ЖКТ ребенка раннего возраста);
♦ частично адаптированные: формулы 2;
♦ неадаптированные: кефир, биокефир, ряженка, йогурт, простокваша,
адаптированные сухие и жидкие кисломолочные смеси, применяемые у детей 6 мес - формула 1 и с 6 до 12 мес - формула 2.
При сравнении пищевой ценности адаптированных и неадаптированных кисломолочных продуктов выявлены существенные различия. Доказан факт способности кефира, как и других неадаптированных смесей, вызывать кровоизлияния на слизистых оболочках желудка и тонкой кишки, в результате чего у младенцев теряется гемоглобин с калом, развивается железодефицитная анемия. Следовательно, кефир в качестве молочного прикорма не должен применяться у младенцев на 1-м году жизни.
Алгоритм выбора смеси
При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания конкретного здорового ребенка, следует учитывать:
♦ возраст ребенка - первые 2 нед жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные адаптированные смеси, а затем сочетать пресные и кисломолочные смеси формулы 1;
♦ степень адаптированности смеси - чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях формулы 1; ребенку до 6 мес не назначают частично адаптированные смеси формулы 2 и, тем более, цельное коровье молоко, кефир и другие неадаптированные смеси;
♦ индивидуальную переносимость смеси, ребенок выбирает смесь по вкусу;
♦ функциональные возможности ЖКТ;
♦ социально-экономические условия семьи: адаптированные молочные смеси должны получать все дети грудного возраста, и бесплатно - дети из социально незащищенных семей;
♦ содержание в смеси дополнительных функциональных компонентов.
Критериями правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту: ребенок с удовольствием ест смесь, дает адекватные прибавки в массе и росте тела, у него отсутствуют диспептические расстройства, проявления атопического дерматита, дефицитные состояния.
Следует подчеркнуть, что ингредиентный и химический состав всех современных заменителей женского молока, соответствующий международным стандартам, достаточно близок у разных смесей и их приготовление однотипно, что крайне затрудняет практическому врачу выбор оптимальной молочной смеси для конкретного ребенка. К тому же в России зарегистрировано более 70 видов смесей различных фирм.
Детям при искусственном и смешанном вскармливании с применением адаптированных молочных смесей, прикорм вводят в те же сроки, что и детям, находящимся на естественном вскармливании.
Поставить закладку
Правила кормления и приготовления молочных смесей
При проведении искусственного вскармливания соблюдают следующие правила.
1. Первые 2 нед при отсутствии материнского молока желательно кормить ребенка донорским женским молоком, далее в первом полугодии - адаптированными молочными смесями формулы 1, во втором - формулы 2.
2. Питание дозированное, регламентированное, в отличие от свободного режима кормлений при естественном вскармливании.
3. Используют 2 смеси - пресную и кисломолочную в соотношении 1÷1 либо 2÷1 от одного производителя.
4. При использовании адаптированных смесей число кормлений, как и при естественном вскармливании до введения прикорма в 4-6 мес - 6-7 раз в день, после введения прикорма (4,5-5,5 мес) - 5-6 раз в день. Это связано с более медленной эвакуацией смесей из желудка.
5. Необходим постоянный контроль питания по объему пищи и количеству пищевых ингредиентов в диете ребенка (не реже одного раза в 3-4 нед).
6. Расчеты суточного и разового объема питания производятся так же, как при естественном вскармливании.
7. Потребность в белках, жирах, углеводах и калориях рассчитывают так же, как и при естественном вскармливании.
8. Продукты и блюда прикорма при искусственном вскармливании адаптированными смесями назначаются в те же сроки и в той же последовательности, что и при естественном вскармливании.
Правила кормления | Правила приготовления |
Число бутылочек соответствует числу приемов пищи Форма соски и отверстие в ней обеспечивают комфортность кормления. Современные соски широкие и мягкие (изготовлены из силикона) с несколькими небольшими отверстиями, что имитирует естественные линии и форму соска груди матери В бутылочки наливают на 15-20 мл больше требуемого количества смеси с учетом колебаний аппетита ребенка Смесь готовят непосредственно перед кормлением ребенка Температура смеси равна температуре тела - 36-37°С Горлышко бутылочки при кормлении всегда полностью заполнено смесью. При несоблюдении этого правила наблюдается аэрофагия (заглатывание воздуха), результатом которой являются срыгивания и младенческие колики Строгое соблюдение правил гигиены: для обеззараживания пластиковых бутылочек, сосок используют паровой электрический стерилизатор или стерилизатор для микроволновой печи (8-10 мин), для стеклянной бутылочки - кипячение (5 мин) | Бутылочку, соску и крышку промывают горячей водой с содой (1 чайная ложка на 1 л воды), тщательно споласкивают, затем обязательно стерилизуют В чистую и сухую бутылочку наливают необходимое количество кипяченой воды, охлажденной до 40-50°С Добавляют в бутылочку сухую смесь с помощью мерной ложки из упаковки молочной смеси согласно инструкции Интенсивно взбалтывают закрытую крышкой бутылочку до полного растворения смеси Если используется бутылочка с узким горлышком, то смесь готовят в другой посуде, предварительно простерилизованной. Затем смесь разогревают до 36-37°С в специальном термостате либо на водяной бане |
Принципы смешанного вскармливания
Смешанным называют вскармливание, при котором ребенок получает одновременно грудное молоко и молочные смеси в качестве докорма, при этом объем докорма составляет не менее 1/5 общего объема пищи, но не более 4/5 суточного объема. Недостающее количество женского молока восполняют докормом (заменителем грудного молока).
Поставить закладку
Показания к смешанному вскармливанию
Показания к смешанному вскармливанию следующие:
◊ недостаток молока у матери (гипогалактия III- IV степени);
◊ наличие заболеваний у матери, ограничивающих количество грудных кормлений;
◊ социально-бытовые факторы (невозможность постоянного кормления в связи с учебой или работой).
Указанные причины могут быть временными, и, когда их удается устранить, следует вновь вернуться к естественному вскармливанию.
Техника введения докорма
Для докорма применяют те же молочные смеси, что и при искусственном вскармливании. При смешанном вскармливании целесообразно прикладывать ребенка к груди в каждое кормление или до 3-4 раз в сутки, а затем докармливать молочной смесью для поддержания лактации.
◊ Не рекомендуют докармливать ребенка через соску, так как существует опасность, что ребенок, привыкнув к более легкому сосанию, откажется брать грудь; лучше давать докорм с ложечки.
◊ В крайнем случае, чтобы затруднить ребенку высасывание смеси из бутылочки, нужно брать более твердую соску с несколькими маленькими отверстиями.
При докорме нужно проводить расчет энергетической ценности пищи и содержания пищевых ингредиентов, так как могут легко возникать состояния типа недоедания или перекорма.
Правила смешанного вскармливания:
1) регламентированный режим питания;
2) расчет суточного объема питания;
3) в первом полугодии в качестве докорма назначают только адаптированные молочные смеси формулы 1, во втором полугодии - частично адаптированные формулы 2, и не ранее 8 мес - неадаптированные смеси, которые лучше заменить молочными смесями формулы 3;
4) докорм - только после каждого кормления грудью;
5) используют не более 2 смесей, причем одна из них кисломолочная в объеме 30-50% от суточного объема пищи;
6) сроки введения прикорма при использовании адаптированных смесей приближены к естественному вскармливанию;
7) потребность в белках, жирах, углеводах и калориях такая, как при естественном вскармливании;
8) вводят каждую смесь постепенно, в течение 7-10 дней;
9) учитывают индивидуальную переносимость адаптированных смесей;
10) соски для бутылочек упругие и имитирующие сосок груди матери (3-5 мелких отверстий);
11) продолжение кормления грудью как можно дольше, не менее 3 раз в день для сохранения лактации.
Правильная организация смешанного вскармливания - нерешенная проблема для многих детей первого года жизни, что обусловлено отсутствием профилактики и лечения гипогалактии кормящей матери. Нередко докорм дают в виде отдельных кормлений, что способствует еще большему снижению лактации.
Организация прикорма
Поставить закладку
Необходимость и сроки назначения прикорма
Прикорм - все продукты, кроме женского молока или адаптированных детских молочных смесей, дополняющие рацион питания необходимыми веществами, для обеспечения адекватного роста и развития ребенка первого года жизни.
По мере роста ребенка для восполнения растущих потребностей организма в пищевых ингредиентах и энергии, развития жевательного аппарата и ЖКТ, постепенного отнятия от груди матери (или от детских молочных смесей) и перевода на общий стол прикорм необходим. В настоящее время в РФ целесообразным считается введение прикорма в возрасте 4-6 месяцев. В большинстве случаев прикормы вводятся с 4,5-5,5 месяцев жизни, в так называемое «окно толерантности» (переносимости). Постнатальный период представляет собой «критическое окно», когда под влиянием различных факторов, в том числе характера питания, закладываются основы метаболизма (метаболическое программирование), определяющие особенности обмена веществ в дальнейшем.
Признаки готовности ребенка к введению прикорма
Лучший способ ввести прикорм вовремя - внимательно наблюдать за малышом.
1) ребенок сидит с поддержкой;
2) поднимает голову вверх на короткие промежутки времени;
3) исчезает рефлекс выталкивания ложки;
4) появляется способность глотания более плотной пищи;
5) происходят движения языка, формирующие пищевой комок;
6) ребенок начинает открывать рот при приближении ложки;
7) отворачивает голову от ложки, если не голоден;
8) проявляет интерес при виде пищи.
Правила введения прикорма
При назначении прикорма придерживаются следующих правил:
1) прикорм вводят только здоровому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, не рекомендуя введение прикорма во время заболеваний и в период проведения профилактических прививок;