Файл: Мдк. 01. 01 Право социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главными индикаторами достижения поставленных целей по уровню жизни пенсионеров предлагается считать:

  • доведение среднего размера трудовой пенсии по старости до 2 ПМП в 2020 году и 2,5 ПМП в 2030 году (против 1,7 ПМП в 2013 году);

  • обеспечение общепринятых МОТ и ОЭСР уровней замещения трудовой пенсии утраченного заработка, т.е.40% -ного коэффициента замещения в период 2018 - 2020 годы.

Для достижения второй стратегической цели пенсионной реформы - сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы законодательные нормы предусматривают:

  • диверсифицировать тарифную политику для различных профессиональных, демографических и доходных групп населения;

  • установить системы бюджетной поддержки уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;

  • трансформировать современный двухуровневый экономический механизм формирования пенсионных прав в трехуровневый с соответствующим развитием трехуровневой модели пенсионной системы (солидарной, корпоративной, индивидуально-накопительной);

  • вывести из солидарно-страховой системы перераспределения пенсионных прав наиболее критичные - нестраховые - институциональные подсистемы: долгосрочные механизмы формирования пенсионных прав, льготные - нестраховые - доплаты / выплаты и др.;

  • компенсацию выпадающих доходов солидарно-распределительной системы пенсионного бюджета текущего периода по причине изъятия части страховых взносов на формирование индивидуально-накопительных пенсионных прав будущих пенсионеров;

  • создание экономических условий и стимулов для оптимизации пропорций накопительного и распределительного сегментов пенсионной системы.

  • Указанные мероприятия позволяют обеспечить сбалансированность формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу.

Однако институциональных и параметрических реформ только в самой пенсионной системе, как показала практика всех предшествующих радикальных пенсионных реформ в нашей стране (1991, 1997, 2002, 2010), недостаточно, поскольку любая пенсионная система является составной частью макроэкономической системы государства и непосредственно зависит от конкретных условий текущего и перспективного социально-экономического развития.Одновременно с жесткой зависимостью от макроэкономических условий пенсионная система является прямой производной от демографических факторов, как прошедших, так и предстоящих.Найти решение этих - "внешних" - задач можно путем обеспечения связи между параметрами пенсионной системы и базовыми макроэкономическими и демографическими показателями, модернизации
основных институтов пенсионной системы, обеспечения преемственности и сохранения социально-страхового принципа функционирования, согласно которому пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника.Экономическая, организационная и правовая структура страховой пенсионной системы (СПС) должна вытекать и детерминироваться от ее целевых функций.

Целевыми функциями являются:

  • достойный уровень жизни пенсионеров - критерий КЗ (главная);

  • финансовая актуарная (долгосрочная) устойчивость пенсионной системы.

Из целевых - базовых - функций закономерно вытекают "производственные" функции, которые обеспечивают практический механизм работы ПС. Так, функция "достойной пенсии" является прямой производной от трех других функций:

1) стимулирование личного участия ЗЛ в формировании собственных пенсионных прав;

2) гарантия минимального уровня материального потребления пенсионеров - "минимальный размер трудовой пенсии" (МРП);

3) солидарное перераспределение формирования пенсионных прав ЗЛ (СПЗЛ).

В свою очередь, функция сбалансированности базируется на производных функциях:

1) эквивалентности пенсионных прав ЗЛ и государственных пенсионных обязательств;

2) солидарность перераспределения пенсионных обязательств (СПО) между поколениями (во времени);

3) солидарного участия в реализации пенсионных обязательств и государства.

Из перечисленных функций закономерно вытекают организационные, правовые и экономические механизмы их выполнения.

Трудовая пенсия трансформирована в:

  • страховую пенсию;

  • накопительную пенсию;

  • фиксированную выплату.

Страховая пенсия преобразована из страховой части трудовой пенсии и не включает в себя размер фиксированной выплаты. Страховая пенсия является обязательной выплатой и финансируется за счет индивидуальной части тарифа страховых взносов в ПФР, назначается независимо от накопительной пенсии и регулируется отдельным федеральным законом.Накопительная пенсия (НП) трансформирована из накопительной части трудовой пенсии. Является обязательной для лиц 1967 года рождения и моложе. Финансируется за счет индивидуальной части тарифа страховых взносов в ПФР. С 2013 года застрахованные лица 1967 г. р. и моложе имеют право выбрать направление тарифа 6%: либо продолжать формирование накопительной пенсии, либо направлять весь тариф на формирование прав на страховую пенсию.Фиксированная выплата (ФВ) к страховой пенсии преобразована из фиксированного базового размера (ФБР) трудовой пенсии и является обязательной выплатой к страховой пенсии. Источником финансирования ФВ

является солидарная часть страхового тарифа, который начисляется на заработок в пределах установленной базы начисления страховых взносов, а также 10% -ного тарифа сверх установленной базы. Нестраховые доплаты в ФВ финансируются целевым трансфертом из федерального бюджета.Тарифная политика в рамках осуществляемой пенсионной реформы становится экономическим механизмом формирования пенсионных прав застрахованных лиц.Солидарная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которое направляется на выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии до 1 января 2015 года, а с 01.01.2015 г. - на фиксированные выплаты к страховой пенсии.Индивидуальная часть тарифа страховых взносов направляется на выплаты страховой части трудовой пенсии за исключением ФБР до 01.01.2015 г., а с 01.01.2015 г. - на выплату страховой пенсии за исключением нестраховых периодов, которые финансируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, и улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предусмотрено установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.Дополнительный тариф будет дифференцироваться в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса и подкласса условий труда. С 2017 года планируется начать формирование пенсионных схем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Они будут создаваться работодателем. С согласия работника (в рамках двустороннего соглашения работника и работодателя), на основании договора о долгосрочном негосударственном пенсионном обеспечении между застрахованным лицом и НПФом, работник сможет участвовать в пенсионной программе работодателя, куда последним будут уплачиваться страховые взносы по дополнительному тарифу. При выработке нормативов стажа и достижении определенного возраста (которые должны быть равны нормам, установленным в системе обязательного пенсионного страхования) работнику будет назначаться досрочная негосударственная пенсия.


Способы финансирования - солидарный или накопительный - выбираются добровольно. Государство данный аспект функционирования пенсионных схем работодателя не регламентирует.По окончании первого этапа реформы нерешенным продолжает оставаться ряд институциональных проблем.Главной из них является сохранение трансфертной зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета. Причем данная проблема закрепляется новой трансфертной пенсионной моделью, предусматривающей закрепление целевых трансфертов федерального бюджета за рядом расходных статей бюджета ПФР. С одной стороны, обеспечивая отдельный источник финансирования нестраховых пенсионных выплат и тем самым освобождая страховые взносы от нагрузки по их финансированию, идеология новой пенсионной формулы нарушает как минимум два базовых принципа пенсионного страхования - самостоятельности пенсионного бюджета и его независимости от государственного бюджета.Проблема досрочных пенсий институционально решена также не полностью. Не произошло обособления от общей совокупности пенсионеров - получателей досрочных пенсий за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и так называемых бюджетников - работников образования, здравоохранения и т.п. Для последних в принципе отсутствуют ограничения по возрасту выхода на пенсию (он косвенно ограничивается только продолжительностью выслуги лет, подлежащей выработке для назначения досрочной пенсии). Следовательно, механизм уплаты дополнительного тарифа для них разработать достаточно сложно, учитывая неопределенную продолжительность досрочного периода выплаты этих пенсий, с одной стороны, и низкие заработки работников бюджетной сферы - с другой (хотя в последнее время в соответствии с указами Президента России осуществляется их последовательное повышение).Новый этап пенсионной реформы хотя и направлен на решение наиболее актуальных проблем пенсионной системы страны, тем не менее часть из них отодвинута на отдаленную перспективу.



2.2 Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования



Одним из главных документов среди ряда законов по новому пенсионному законодательству, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В вышеуказанном Федеральном законе реализованы задачи:

  • гарантирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;

  • создания необходимых условий для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

  • сохранения приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

  • усиления роли стажа, т.е. повысить стимул работников работать легально;

  • стимулирования более позднего выхода на пенсию;

  • обеспечения адекватности пенсионных прав заработной плате.

Закон состоит из 36 статей, которые аккумулированы в 7 глав: глава 1 "Общие положения" (7 статей), глава 2 "Условия назначения страховых пенсий" (3 статьи), глава 3 "Страховой стаж" (4 статьи), глава 4 "Размеры страховых пенсий. Фиксированная выплата к страховой пенсии" (6 статей), глава 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (9 статей), глава 6 "Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения" (5 статей), глава 7 "Заключительные положения" (2 статьи).Кроме того, неотъемлемой частью Закона являются четыре приложения: Приложение 1 "Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца", Приложение 2 "Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты", Приложение 3 "Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости", Приложение 4 "Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента".

С 1 января 2015 года в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - новую пенсионную формулу.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

  • Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, новая пенсионная формула позволят обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

  • Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году - 3610,31 рублей).