Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
по дисциплине: «МДК.01.01 Право социального обеспечения»
Глава 1: Государственное пенсионное страхование
1.1Современная пенсионная система России
1.2 Содержание государственного пенсионного страхования и принципы его организации
Глава 2: Реформа пенсионной системы Российской Федерации проблемы и решения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
имени Василия Михайловича Пескова»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК имени В.М. Пескова»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Пенсионное страхование в РФ»
по дисциплине: «МДК.01.01 Право социального обеспечения»
Выполнила:
Студентка 2 курса группы ПС-211
Стекольникова М. В.
Проверил преподаватель:
Воронеж – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ 1
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 1
по дисциплине: «МДК.01.01 Право социального обеспечения» 1
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1: Государственное пенсионное страхование 6
1.1Современная пенсионная система России 6
1.2 Содержание государственного пенсионного страхования и принципы его организации 10
Глава 2: Реформа пенсионной системы Российской Федерации проблемы и решения 16
2.1 Цели, задачи и суть реформирования пенсионной системы 17
2.2 Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Государственное пенсионное страхование 5
1.1Современная пенсионная система России 5
1.2 Содержание государственного пенсионного страхования и принципы его организации 9
Глава 2: Реформа пенсионной системы Российской Федерации проблемы и решения 16
2.1 Цели, задачи и суть реформирования пенсионной системы 16
2.2 Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное страхование - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население.Устойчиво функционирующая пенсионная система является одним из
залогов социальной стабильности общества, и наоборот неудовлетворительное состояние пенсионной системы может породить опасную социальную напряженность.Пенсионная система является одной из важнейших составляющих финансовой системы современного государства. Ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны - около 10% (в 90 годы 20-го столетия в Италии - 14,2%, во Франции - 13,3%, в Германии - 12,3%, в Швеции - 11,3%, в США - 6,9%, в Великобритании - 6,4%, в Канаде - 6%, в Японии - 5,7%, в России - около 6,5% ВВП).В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.Российская пенсионная система в последние годы также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям.
Цель курсовой работы - раскрыть содержание пенсионного страхования граждан в России и охарактеризовать процесс его реформирования.
Задачи курсовой работы:
выявить сущность пенсионного страхования, его назначение, принципы организации и нормативно-правовое обоснование;
определить структуру современной пенсионной системы России;
выявить проблемы функционирования системы пенсионного страхования в России;
охарактеризовать цель и содержание процесса реформирования системы пенсионного страхования граждан в России.
Объект исследования - пенсионная система России, предмет исследования - проблемы функционирования и процесс реформирования системы пенсионного страхования граждан в России.
пенсионное страхование социальная гарантия
Глава 1: Государственное пенсионное страхование
1.1Современная пенсионная система России
Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных финансовых обязательств. Для этого наряду с функцией по оперативному накоплению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд России обеспечивает выполнение функций по регистрации и учету застрахованных, проверке достоверности, накоплению и надежному хранению их пенсионных обязательств от имени государства.Государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, системой экономических и организационных мер, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан.Условия, порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному страхованию устанавливаются Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"О государственном пенсионном обеспечении в РФ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).Правовую основу государственного пенсионного страхования в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 166-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В тех случаях, когда международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.Отношения по пенсионному обеспечению в Российской Федерации на основе государственного пенсионного страхования, а также за счет средств федерального бюджета регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами.Отношения, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, регулируются нормативными правовыми актами, издаваемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.Государственному пенсионному страхованию подлежат проживающие в Российской Федерации граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие право на получение пенсий, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, право на обеспечение по государственному пенсионному страхованию могут иметь члены семьи застрахованного лица.
Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации с соответствующими государствами.Лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.Государственное пенсионное страхование граждан Российской Федерации, направленных в установленном порядке на работу в иностранные государства, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации с соответствующими государствами.
Государственное пенсионное страхование строится ни основе принципов:
-
·единства и федерального характера государственного пенсионного страхования; -
·обязательности уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации; -
·солидарности материальных обязательств между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями, и гражданами; -
·индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в органах, осуществляющих государственное пенсионное страхование: использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения; -
·доступности для каждого застрахованного лица сведений, которые имеются о нем в системе индивидуального (персонифицированного) учета; -
·гарантированности обеспечения застрахованных лиц государственными пенсиями; -
·подконтрольности органов и должностных лиц, осуществляющих государственное пенсионное страхование в Российской Федерации, федеральным законодательным и исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, а также органам государственной законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Хотя реформа пенсионной системы и призвана повысить роль частных финансовых институтов в обслуживании пенсионной системы, но на первом этапе реформы значительная часть пенсионных функций будет по-прежнему выполняться Пенсионным фондом РФ (ПФР).
Причины, по которым роль Пенсионного фонда России в новой накопительно-страховой пенсионной системе будет возрастать:
-
Во-первых, за Пенсионным фондом остается обслуживание распределительной пенсионной системы. -
Во-вторых, у Пенсионного фонда есть несколько важных направлений деятельности в рамках накопительной пенсионной системы, без осуществления которых нынешняя модель реформы просто не сможет работать.
Вот только некоторые из социально значимых функций, выполняемых в настоящее время Пенсионным фондом:
-
·учет страховых средств граждан, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования; -
·назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Пенсионного фонда получают пенсии более 36 млн. российских пенсионеров; -
·назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. -
·персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн. граждан РФ; -
·взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от более чем 6 млн. юридических лиц; -
·выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала; -
·управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
1.2 Содержание государственного пенсионного страхования и принципы его организации
В 2002 г. была предпринята попытка не только создать в стране более понятную и эффективную пенсионную систему, которая впоследствии давала бы определенный инвестиционный ресурс в экономику, но и прежде всего решить главную задачу - увеличить доходы Пенсионного фонда и направить их на повышение пенсий. Основным источником доходов Пенсионного фонда и их увеличения являются отчисления с выплат работникам.С 1 января 2002 г. вступили в силу новые пенсионные законы, в соответствии с которыми устанавливаются пенсии: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Что же было предложено нового в пенсионной системе? Первое, самое главное - снято ограничение по размеру учитываемого заработка для определения размера пенсии. Второе - для этих целей введен учет заработка в течение всей трудовой деятельности человека. Третье - учитывается не заработок и стаж, а фактически перечисленные страховые взносы в Пенсионный фонд, которые связаны с заработком. Сумма средств, которую работодатель перечислит в пенсионную систему за конкретного работника, в эквивалентном размере будет возвращена работнику после выхода на пенсию.Решен вопрос о минимальных социальных гарантиях. Вместо минимальной пенсии, составлявшей накануне реформы 185 рублей, а также системы компенсаций и надбавок введена базовая пенсия (базовая часть трудовой пенсии), размер которой был "привязан" к минимальной заработной плате, к ставке первого разряда единой тарифной сетки (450 рублей). Кроме того, была введена индексация этой выплаты в связи с ростом цен и предусмотрена возможность ее повышения сверх роста цен.
Базовая пенсия является первым кирпичиком трехуровневой системы и финансируется за счет средств федерального бюджета. Введен минимальный страховой стаж - пять лет, дающий право на получение трудовой пенсии по старости. Сняты ограничения по минимальному размеру стажа, кроме пяти лет, и фактически устранены ограничения по максимально учитываемому стажу. В каждый конкретный год можно получить ту заработную плату, которую реально зарабатывает человек, заплатить с нее взносы в пенсионную систему и впоследствии получить пенсию, эквивалентную этим взносам.В пенсионной системе предусмотрен третий, накопительный, элемент. С 2004 г. введено право