Файл: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 69 г. Сыктывкара.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69» г. СЫКТЫВКАРА
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы №16
на период с 1 марта 2017 по 31 мая 2017
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим тяжелые нарушения речи
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка С. Иван А. Дата рождения: 03.12.2009г. Группа: №16 Адрес: Краснозатонский, мкр-н Сосновская поляна 3 линия, д.54 Тел. Моб. Моб. | Ф.И.О. родителей: мама – папа – | Ф.И.О. воспитателей: Лыскова В.А., Бычкова Е.Л. | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед- Буркотенко Л.А. Педагог-психолог – Воспитатель по ФИЗО – Музыкальный руководитель - Медсестра – |
Заключение и рекомендации ГПМПК | ТНР (ОНР) Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (подготовительной к школе группы) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и адаптированная основная программа под редакцией Лопатиной «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ТНР». | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков речевой, познавательной и физической деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в ОУ | Режим полного дня: 5 дней в неделю. | ||
Взаимодействие специалистов ОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - III Группа физических занятий – основная, | ||
Противопоказания | нет |
II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальны, групповые | Воспитатели |
Психологическая помощь - коррекционно-развивающая направленность – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы - тренинговые занятия по подготовке к школе | Курсами 1 раз в неделю | Групповые Индивидуальные | Педагог-психолог |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Групповые | Воспитатель по физической культуре |
Логопедические занятия | 4 раза в неделю | Групповые | Учитель-логопед |
3 раза в неделю | Индивидуальные | Учитель-логопед | |
Занятия по краеведению | 1 раз в неделю | Групповые | Педагог по краеведению |
Осмотр врача психотерапевта, невролога | Начало-конец года (по мере необходимости) | Индивидуально | Врач психотерапевт, невролог |
-
Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения |
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. |
Создание сенсорно-обогащенной среды. | - Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала - Изображения преимущественно на белом фоне - Тетрадь в среднюю клетку. - Мягкий простой карандаш |
Создание доступной среды | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра - Таблицы по лексическим темам |
Создание коррекционно-развивающей среды | - Игровые уголки - Условия для индивидуальной и совместной работы - Компьютер Интерактивная доска - Зеркало для занятий с логопедом - Раскраски по лексическим темам; - Лабиринты для развития глазодвигательных функций -Материалы для развития мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса (застежки, шнуровки и др.) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др) - Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Дидактический материал для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец.орг-ция раб. позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | Дозирование времени на групповых занятиях: | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на белом фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов; - Для обследования наглядности предоставлять разное время. - Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной
- Смена позы деятельности - Не переутомлять глаза при рассматривании - Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия. - Не составлять слишком сложные предложения - Артикуляционная гимнастика | Физической - физпаузы |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Показ педагога, совместная деятельность. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ППк Специалисты ППк Председатель ППк - -Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Развитие всех сторон речи. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI. Освоение образовательной программы:От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Мониторинг - показатели Достижений (в терминологии целевых ориентиров) | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформирован- ности целевых ориентиров + сформированно +- в стадии формирования - не сформировано | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | |||||
Познавательное развитие - сенсорное воспитание ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций - развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений | -ребенок знает последовательность дней недели, времен года, ориентируется в них и находит взаимосвязи -составляет группы предметов на основании одного признака(цвета, формы, размера) - устанавливает последовательность серии сюжетных картинок - уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления в пределах возрастной нормы | - формирование временных представлений - установление причинно-следственных связей. - накопление обобщенных представлений о свойствах предметов - коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения - коррекция наглядно-действенного и формирование наглядно-образного мышления | Занятия НОД по сетке занятий | - Дидактические игры: Лото, Домино - Лабиринты - Сюжетные картинки - Математический набор - Времена года -Части суток - Незавершенные изображения -Беседа | Сюжетно-ролевая игра - Подвижная игра с текстом - общение со сверстниками -самостоятельные ответы(анализ, обобщение, синтез) | воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; идентифицировать предметы и движения в окружающей среде; различать разнообразные звуки и шумы, различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет). -Иван стал лучше ориентироваться в днях недели, временах года - повысился уровень сформированности наглядно-образного мышления - стал быстрее и лучше устанавливать причинно-следственные связи, нахождение четвертого лишнего | |
Речевое развитие | | - уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Развитие пассивного словаря:
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
Формирование фонематической системы речи:
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: - закреплять навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения, пересказа сказок, составления рассказов-описаний, умение составлять развернутый рассказ о каком-либо событии, - заучивать стихи, потешки, чистоговорки, - учить составлять рассказ по картине по мнемотаблицам | Логопедические занятия. Групповые Индивидуальные | умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Кто как кричит», - умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; - умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит» (при использовании интерактивных игр «Раз, два, три, говори», «Учимся говорить правильно»), «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки», «Что шумит за окном»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»), «Тихо – громко», «Три медведя». «Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму» «Похлопаем», «Что лишнее», «Повтори слоговой ряд» «Кто это», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук». «Сколько звуков», «Отгадай слово», «Назови, где находится звук» (Интерактивная игра «Учимся говорить правильно»), «Посели в домик картинку» | | | |
Художественно-эстетическое развитие | | | | | | | |
«Социально-коммуникативное развитие» | - Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. - Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения. | - Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. - Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. - формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье. -формировать у ребенка интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым и сверстниками. - формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым и сверстниками. - обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым и сверстником в предметной и предметно-игровой ситуации). - развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики. | - Создание педагогических ситуаций - Беседы социально-нравственного содержания -Специальные рассказы воспитателя проблемного характера; о выходе из трудных житейских ситуаций - Ситуативные разговоры с детьми - Обсуждение, решение проблемных ситуаций -Театрализованные игры - Показ настольного театра - Инсценирование - Игра-драматизация - Игры с правилами - Дидактические игры - Интегративная деятельность | - Ситуация общения в процессе режимных моментов - Создание ситуаций морального выбора - Наблюдение на прогулке за манерой общения, за взаимоотношениями Арсения с другими детьми - Обсуждение с Арсением конфликтных ситуаций - Игры с правилами - Коллективный труд - Разновозрастное общение -Чтение рассказов социально-нравственного характера - Обсуждение после чтения - Дидактические игры - Интегративная деятельность - Подвижная игра с текстом | Сюжетно-ролевая игра - Подвижная игра с текстом - Хороводные игры - Игровое общение - Общение со сверстниками | - Иван стал более организованной, дисциплинированной. - Меньше стало конфликтов с детьми группы. - Реже выкрикивает на занятиях - Старается соблюдать правила и очередность в играх | |