Файл: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 69 г. Сыктывкара.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69» г. СЫКТЫВКАРА
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы №16

на период с 1 марта 2017 по 31 мая 2017

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим тяжелые нарушения речи

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка С. Иван А.

Дата рождения: 03.12.2009г.

Группа: №16

Адрес: Краснозатонский, мкр-н Сосновская поляна 3 линия, д.54

Тел.

Моб.

Моб.

Ф.И.О. родителей:
мама –
папа –


Ф.И.О. воспитателей:
Лыскова В.А., Бычкова Е.Л.

Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед- Буркотенко Л.А.

Педагог-психолог –

Воспитатель по ФИЗО –

Музыкальный руководитель -

Медсестра –



Заключение и рекомендации ГПМПК

ТНР (ОНР)

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР.



Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (подготовительной к школе группы) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и адаптированная основная программа под редакцией Лопатиной «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ТНР».

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков речевой, познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Режим полного дня: 5 дней в неделю.

Взаимодействие специалистов ОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние

Группа здоровья - III

Группа физических занятий – основная,

Противопоказания

нет



II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

Направление работы


Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь


5 дней в неделю

Индивидуальны, групповые

Воспитатели



Психологическая помощь

- коррекционно-развивающая направленность

– игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы

- тренинговые занятия по подготовке к школе

Курсами

1 раз в неделю




Групповые

Индивидуальные

Педагог-психолог


Музыкальные занятия


2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель


Физкультурные занятия


3 раза в неделю

Групповые

Воспитатель по физической культуре

Логопедические занятия

4 раза в неделю

Групповые

Учитель-логопед


3 раза в неделю

Индивидуальные

Учитель-логопед


Занятия по краеведению

1 раз в неделю

Групповые

Педагог по краеведению


Осмотр врача психотерапевта, невролога

Начало-конец года (по мере необходимости)

Индивидуально

Врач психотерапевт, невролог



  1. Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность


- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.


Создание сенсорно-обогащенной среды.



- Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала

- Изображения преимущественно на белом фоне

- Тетрадь в среднюю клетку.

- Мягкий простой карандаш

Создание доступной среды



- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра

- Таблицы по лексическим темам

Создание коррекционно-развивающей среды



- Игровые уголки

- Условия для индивидуальной и совместной работы

- Компьютер Интерактивная доска

- Зеркало для занятий с логопедом

- Раскраски по лексическим темам;

- Лабиринты для развития глазодвигательных функций

-Материалы для развития мелкой моторики, пальцевого гнозопраксиса (застежки, шнуровки и др.)

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)

- Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- Дидактический материал для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности


IV. Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Занятие строить так, чтобы материал был доступным

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

- В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению

Спец.орг-ция раб. позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятельности

Дозирование времени на групповых занятиях:

Правила взаимодействия с отдельными объектами


- Пособия и материалы среднего размера

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на белом фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов;

- Для обследования наглядности предоставлять разное время.

- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности

Специальные дозировки различных видов нагрузки

Умственной

  • Смена видов деятельности

  • Смена места деятельности

- Смена позы деятельности

- Не переутомлять глаза при рассматривании

- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.

- Не составлять слишком сложные предложения

- Артикуляционная гимнастика

Физической

- физпаузы


Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Показ педагога, совместная деятельность. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.



V. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ППк
Специалисты ППк

Председатель ППк -
-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств



- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

-Сенсорное развитие

- Уточнение, обогащение и систематизация словаря

- Стимулирование познавательной активности

- Развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров -

создать ситуацию успеха

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.


Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи


- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Развитие всех сторон речи.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.


- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.




VI. Освоение образовательной программы:От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения

Конкретные задачи для ребенка на период

Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности

Мониторинг - показатели

Достижений

(в терминологии целевых ориентиров)

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка,

Обозначение уровней сформирован-

ности целевых ориентиров

+ сформированно
+- в стадии формирования
- не сформировано

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

(в том числе на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

Познавательное развитие

- сенсорное воспитание

ознакомление с окружающим миром
- развитие психических функций

- развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений


-ребенок знает последовательность дней недели, времен года, ориентируется в них и находит взаимосвязи
-составляет группы предметов на основании одного признака(цвета, формы, размера)
- устанавливает последовательность серии сюжетных картинок
- уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления в пределах возрастной нормы

- формирование временных представлений

- установление причинно-следственных связей.

- накопление обобщенных представлений о свойствах предметов

- коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения

- коррекция наглядно-действенного и формирование наглядно-образного мышления

Занятия НОД по сетке занятий

- Дидактические игры: Лото, Домино

- Лабиринты

- Сюжетные картинки

- Математический набор

- Времена года

-Части суток

- Незавершенные изображения

-Беседа


Сюжетно-ролевая игра

- Подвижная игра с текстом

- общение со сверстниками

-самостоятельные ответы(анализ, обобщение, синтез)


воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

идентифицировать предметы и движения в окружающей среде;

различать разнообразные звуки и шумы, различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет).
-Иван стал лучше ориентироваться в днях недели, временах года

- повысился уровень сформированности наглядно-образного мышления

- стал быстрее и лучше устанавливать причинно-следственные связи, нахождение четвертого лишнего




Речевое развитие





- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Развитие пассивного словаря:

  • работать над накоплением пассивного и активного словаря,

  • закреплять употребление обобщенных понятий на основе дифференциаций (цветы: полевые, луговые, садовые, лесные), по темам «Дом, квартира, Мебель», «Весна», «Цветы», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Космос», «Лето».

  • Учить классифицировать предметы (мебель, времена года, птицы, растения, насекомые);


Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов, умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный)

  • учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (птица-птицы, дом-дома, стена-стены, стол-столы...);

  • работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).


Формирование фонематической системы речи:

  • Учить различать на слух длинные и короткие слова;

  • воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

  • учить дифференцировать согласные, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах с-ш, з-ж, и др.;

  • формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, дом-ком, миска-киска);

  • развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

  • воспитывать правильный умеренный темп речи;

  • развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- закреплять навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения, пересказа сказок, составления рассказов-описаний, умение составлять развернутый рассказ о каком-либо событии,

- заучивать стихи, потешки, чистоговорки,

- учить составлять рассказ по картине по мнемотаблицам


Логопедические занятия.

Групповые

Индивидуальные



умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Кто как кричит»,

- умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»;

- умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит» (при использовании интерактивных игр «Раз, два, три, говори», «Учимся говорить правильно»), «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки», «Что шумит за окном»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»), «Тихо – громко», «Три медведя».

«Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму»

«Похлопаем», «Что лишнее», «Повтори слоговой ряд»

«Кто это», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

«Сколько звуков»,  «Отгадай слово», «Назови, где находится звук» (Интерактивная игра «Учимся говорить правильно»), «Посели в домик картинку»










Художественно-эстетическое развитие






















«Социально-коммуникативное развитие»


- Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.


- Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения.


- Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.

- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

- формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.

-формировать у ребенка интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым и сверстниками.

- формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым и сверстниками.

- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым и сверстником в предметной и предметно-игровой ситуации).

- развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

- Создание педагогических ситуаций

- Беседы социально-нравственного содержания

-Специальные рассказы воспитателя проблемного характера; о выходе из трудных житейских ситуаций

- Ситуативные разговоры

с детьми

- Обсуждение, решение проблемных ситуаций

-Театрализованные игры

- Показ настольного театра

- Инсценирование

- Игра-драматизация

- Игры с правилами

- Дидактические игры

- Интегративная деятельность

- Ситуация общения в процессе режимных моментов

- Создание ситуаций морального выбора

- Наблюдение на прогулке за манерой общения, за взаимоотношениями Арсения с другими детьми

- Обсуждение с Арсением конфликтных ситуаций

- Игры с правилами

- Коллективный труд

- Разновозрастное общение

-Чтение рассказов социально-нравственного характера

- Обсуждение после чтения

- Дидактические игры

- Интегративная деятельность

- Подвижная игра с текстом

Сюжетно-ролевая игра

- Подвижная игра с текстом

- Хороводные игры

- Игровое общение

- Общение со сверстниками


- Иван стал более организованной, дисциплинированной.

- Меньше стало конфликтов с детьми группы.

- Реже выкрикивает на занятиях

- Старается соблюдать правила и очередность в играх