Файл: Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Способности развиваются на основе врожденных «задатков» в процессе обучения, обогащаясь приемами, необходимыми для выполнения деятельности, которые встраиваются в психологические механизмы, изменяя их структуру. Способности, участвующие в конкретных видах деятельности, называют специальными, а познавательные или интеллектуальные − общими, так как они участвуют в любой деятельности и обеспечивают ее освоение.

Из научных исследований известно, что способности человека к различным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и скорость освоения отличаются у отдельных людей. Эта закономерность проявляется и в познавательных способностях. Практический опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения. Особые успехи получены в процессе работы с дошкольниками по развитию познавательных способностей. Комплекс развивающих приемов позволяет целенаправленно развивать познавательные процессы и их свойства.

Л. С. Выготский считал, что обучение и воспитание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому взрослые (воспитатель, родители) должны уметь управлять ходом психического развития. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные условия для их проявления и развития, особенно в дошкольный период, так как это самый активный период для развития познавательных процессов.

Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга и в процессе функционирования, и в развитии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной информации из внешнего мира, мышление, воображение и память перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уровень второй сигнальной системы, что позволяет ребенку осваивать опыт человечества и общаться. Согласованная работа познавательных процессов влияет на объективное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспечивает адекватное приспособление к нему. Поэтому психологические знания о познавательных процессах занимают особое место в профессиональной подготовке педагогов и психологов, они также важны для родителей, озабоченных развитием своего ребенка.

Все познавательные процессы тесно взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга. При развитии одного познавательного процесса, меняются и другие. Например, когда ученики достигают абстрактного уровня мышления, они начинают обращать внимание на другие детали и запоминают информацию по-другому. Развитие психических процессов основывается на взаимодействии внутренних процессов и внешней среды. Важен баланс созревания и развития ребенка. Результата не будет, если функция не сформировалась, а её пытаются развить (например, бесполезно учить ребёнка кататься на коньках, если он ещё не умеет ходить). Но развития не будет, если организм готов, а среда не предоставляет ему соответствующих возможностей (ребёнок в 10 лет физически развит для катания на коньках, но для этого ему нужны коньки и каток).


Глава 2. Изучение проблемы взаимодействия и влияния речи на формирование познавательных процессов




2.1 Речь и ее взаимодействие с познавательными процессами



Познавательный процесс – это процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).

Сознание человека связано со многими понятиями, определяющими мыслительную деятельность человека, однако наиболее значимой кажется связь речи и мышления. В первую очередь это подтверждается тем, что речь определяет ход мыслей человека, последовательность логических умозаключений, приводящих человека к тем или иным выводам. Мышление и речь – единое целое, понятия, неразрывно связанные друг с другом. Речь является одной из форм выражения мыслей человека, однако в то же время не стоит устанавливать знак равенства между этими составляющими, поскольку они не являются взаимозаменяемыми, хотя и не могут существовать одно без другого. Неоднократно предпринимались попытки доказать равенство речи и мысли, называя мысль лишь результатом деятельности речевого аппарата. Такая гипотеза характерна для поведенческой психологии, представителями которой являются Дж. Уотсон и К.С. Лешли [2, с.64]. В попытках доказать свое предположение проводились многочисленные эксперименты, сводящие речевые процессы к комплексу реакций и рефлексов. Однако ошибочность данного предположения довольно прозрачна и понятна, поскольку совокупность слов еще не является осознанной речью и ни в коем случае не отражает ход мыслей человека.

Главным, что характеризует понятие речи, является тот смысл, который связывает различные слова в единое целое. Наверное, каждый хоть раз сталкивался с ситуацией, когда сложно в письменной или устной форме выразить то, что крутится в голове, либо подобранные слова отражают не в полной форме нужную экспрессию чувств и эмоций. Пытаясь наиболее полно выразить полученные образы, происходит мысленный подбор подходящих слов, их замена, что исключает рефлекторное происхождение звуков [8, с.640].

Речь человека призвана не только выражать его мысли, но и формировать их, оттачивать продукт мыслительной деятельности. Сколько раз можно заметить, что в голове складывается первоначальный план речи, однако при ее воспроизведении может изменяться основная мысль, корректируется ее содержание, а также форма. Устное воспроизведение позволяет запускать процесс мышления еще активнее, упорядочивая информацию, позволяя ей усваиваться. Поэтому считается верным утверждение, что мышление невозможно без речи. В процессе мышления речь как цельные предложения формируется не сразу. Вначале происходит появление образов, которые выполняют на начальном этапе роль речевых словосочетаний, поскольку несут смысловую нагрузку.



В результате появления нескольких образов, которые можно называть опорными точками, формируется предложение. Иногда этот процесс может занимать довольно много времени, это зависит от сложности самого образа. В процессе речевого воспроизведения происходит двунаправленная работа как на развитие мысли, так и на ее речевое воспроизведение. В тот момент, когда в мозгу индивида происходит зарождение мысли, прежде чем облачиться в словесную форму, происходит ее внутреннее «переваривание», от которого зависит, в каком виде она предстанет, когда станет речью. Форма, которую примет та или иная мысль, зависит от уровня развития личности, уровня образованности и словарного запаса человека. Каждое из рассматриваемых понятий имеет свою структуру и порядок формирования.

Мышление определяется логикой, формирование речи – грамматикой. За историю развития разные этапы характеризуются своими речевыми оборотами, а, соответственно, формами мышления, и представителям разных поколений сложно понимать друг друга ввиду этой разности. Единство, но не равенство понятий можно наглядно увидеть при воспроизведении речи. Так, при правильном усвоении полученной извне мысли или утверждения происходит более скорое запоминание информации. Подобные исследования проводились неоднократно, к подобным выводам пришли в том числе Э.М. Гуревич и А.Г. Комм. В то же время запоминание не всегда влечет за собой последующее легкое произнесение запомнившейся информации

Одновременно с внешней речью есть понятие и внутренней речи. Поскольку мышление и речь имеют различную структуру, последняя определяется грамматическими категориями ее построения, то обозначать внутреннюю речь как мышление не стоит. Внешнюю и внутреннюю речь определяет одинаковая структура, внешнюю дополнительно характеризует ее звуковое облачение. На основе всего вышесказанного можно подвести следующие итоги: Речь и мышление – это взаимосвязанные понятия, однако не равнозначные. Каждое из них имеет свои отличительные особенности, определяющие их индивидуальность. Мышление является ведущим понятием, порождающим формирование речи, а не наоборот, как полагают ошибочно многие. Общественно - трудовая практика является основой формирования как мышления, так и речи. Различные формы речи реализуются в единстве мышления и формирования речевых образов.

2.2 Влияние речи на формирование познавательных процессов


Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык — общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества. Слова,
которыми пользуется человек в своей речи,— это его личное изобретение. Каждый отдельный человек получает слова уже в готовом виде, усваивая язык того народа, к которому он принадлежит. Благодаря этому в своей речи человек опирается на опыт всего человечества, а не только на свой личный опыт.

Развитие познавательные процессов зависит от развития речи. Психические процессы имеют знаковую (главным образом языковую) природу. Слово играет роль посредника между человеком и средой, слова меняют сознание оперирующего ими человека. То есть развитие речи помогает ребенку мыслить по-новому, обращать внимание на другие аспекты предметов и явлений, воспринимать и запоминать их принципиально иначе. Развитие познавательных процессов ребёнка происходит при его взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками. По Выготскому (1934), любой психический процесс проявляется в развитии ребенка два раза: сперва на социальном, внешнем уровне, а затем на индивидуальном, внутреннем уровне [8, с.640]. Это значит, что сначала ребенок действует вместе со взрослым. Взрослый структурирует задания, направляет, руководит, обращает внимание на детали, помогает что-либо Познавательные процессы и общие компетенции 4 вспомнить или решить задание. Тут важно, чтобы взрослый, с одной стороны, помогал и объяснял, как что-то делать и для чего, но с другой стороны, давал ребенку свободу действий, возможность ошибаться и не ограничивал полностью его самостоятельность. Со временем ребёнок берёт управление на себя, освоив средства и стратегии, показанные ему взрослым. При обучении важна активность и интерес ученика.

Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов. Самая элементарная форма психики — ощущение — носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт [14, с.368].


На первый взгляд животное воспринимает предметы окружающей внешней среды как будто бы так же, как и люди. Однако на самом деле для животного эти предметы в основном единичны и имеют лишь ту элементарную степень обобщенности, которая открылась ему в процессе удовлетворения его непосредственных биологических потребностей, в процессе индивидуального потребления. Человек же, благодаря участию речи и связанного с ней мышления, воспринимает в этих вещах то их содержание, смысл и значение, которые открылись людям в процессе их общечеловеческой трудовой практики. Животные воспринимают вещи, пользуясь только первой сигнальной системой, тогда как человек, благодаря участию второй сигнальной системы, воспринимает их обобщенно и в самых широких взаимосвязях.

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Отражательная деятельность у животных осуществляется соответственно степени совершенства их нервной системы, но возникающие при этом психические процессы ими не сознаются, протекают бессознательно: отражательная деятельность животных имеет психический, но не сознательный характер. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях — словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание [11, с.480].

У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.