Файл: Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов 3.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов
1.2 Определение познавательных процессов
Глава 2. Изучение проблемы взаимодействия и влияния речи на формирование познавательных процессов
2.1 Речь и ее взаимодействие с познавательными процессами
Среди широкого круга когнитивных процессов, обслуживающих познавательную деятельность современного человека (восприятие, мышление, память, эмоции), можно выделить особую сферу, в которой познание осуществляется при посредстве языка и речи. Такие психические явления, как восприятие, память, мышление и др. индивидуализированы, субъектны. Каждый человек видит предметы, слышит звуки, воспринимает запахи, соображает, делает умозаключения, запоминает в соответствии с устройством органов чувств, мозга, со своим личным опытом, индивидуальными особенностями и возможностями, в принципе вне зависимости от того, находится ли он в одиночестве или в общении с другими людьми. В отличие от этого, знания и предписания (информация), передаваемые посредством вербальных сигналов, тесным образом связаны с социумом, ее источником или адресатом являются другие люди. При этом оказывается, что вербальные процессы не столько порождают новое знание, сколько «удерживают» его, и осуществляют функцию транспортировки информации от одного человека к другому. Круг соответствующих ситуаций оказывается исключительно широким: бытовое общение, разного рода личные и служебные контакты, воспитательные и обучающие мероприятия, чтение книг, газет, журналов и других текстов, просмотр телевизионных и театральных постановок и пр.
Сказанное дает основание считать транспортирующую функцию речи ведущей в познавательных процессах современного общества. Другая важная особенность речи и языка в контексте познания состоит в том, что с их помощью передается, условно говоря, «смысловое содержание», «семантически ориентированная» информация. Это утверждение, хотя и понятное интуитивно, обращает нас к таинственной психологической области.
Воспринимая речь или формируя ее, человек всегда ориентируется на смысл: в каждой ситуации жизни требуется понять содержание услышанного или найти такие слова и грамматические формы, при посредстве которых достигается выражение «внутреннего замысла» говорящего. Эти операции рассматриваются обычно в рамках темы, обозначаемой термином семантика речи. Сам этот термин, как и многое другое в данной области, остается недостаточно разработанным. Акт соединения мысли и соответствующего ей слова оказывается загадкой для современной науки, если не принимать всерьез встречающиеся в литературе разного рода метафорические описания этого процесса. Развитие не означает, что новые процессы просто прибавляются к прежним, так как они меняются качественно. При этом изменения опираются на уже сформировавшиеся ранее элементы психических процессов. Как в хорошей книге, каждый новый «абзац» (новые знания, навыки), опираясь на предыдущие «абзацы», качественно изменяет содержание всей «книги» (психических процессов).
Заключение
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, неразрывно связанный с мышлением самостоятельный познавательный психический процесс, имеющий уникальную и сложную мозговую организацию. Речь является показателем уровня развития мышления, его качества и продуктивности. Речь выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества, она детерминирует развитие ряда коммуникативных черт характера и служит показателем устойчивых свойств личности. В речи отражается уровень образованности и воспитанности, умение использовать свои знания, эрудиция и способность передавать информацию.
Речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.
Список литературы
1. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. – М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264 с.
2. Белых, В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 64 с.
3. Белых, В.А. Внимание, память, сенсорика, мышление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 64 с.
4. Борщева, С.Е. Познание в процессе обучения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.
5. Водолагина, Л.Ю. Шевцова, И.А. Раннее стимулирующее развитие детей. Комплексное сопровождение. – М.: Учитель, 2012. – 80 с.
6. Высоков, И.Е. Психология познания. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 400 с.
7. Гуревич, П.С. Психология. Конспект лекций. – М.: КноРус, 2015. – 208 с.
8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. – М.: Инфра-М, Норма, 2010. – 640 с.
9. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2010. – 687 с.
10. Немов, Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2011. – 1008 с.
11. Островская, И.В. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
12. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
13. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
14. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
15. Фокина, И.Р. Психология познавательной деятельности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 148 с.
16. Цветков, А.В. Практическая психология пола. – М.: Спорт и культура-2000, 2013. – 296 с.