Файл: Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов 3.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов
1.2 Определение познавательных процессов
Глава 2. Изучение проблемы взаимодействия и влияния речи на формирование познавательных процессов
2.1 Речь и ее взаимодействие с познавательными процессами
Содержание
Введение 1
Глава 1. Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов 3
1.1 Теория речи в психологии 3
1.2 Определение познавательных процессов 5
Глава 2. Изучение проблемы взаимодействия и влияния речи на формирование познавательных процессов 10
2.1 Речь и ее взаимодействие с познавательными процессами 10
2.2 Влияние речи на формирование познавательных процессов 13
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Человек является частью окружающего мира. Он не существует в изоляции. Всё, что происходит с человеком, напрямую связано с его взаимодействием с миром. Развитие и обучение происходит также во взаимодействии учащегося со средой. Поэтому, говоря об учёбе и общих компетенциях, следует начать с разговора о том, какие процессы играют важную роль в учебной деятельности и почему о них следует знать учителям.
Психические процессы, которые позволяют человеку взаимодействовать с окружающим миром, называются познавательными процессами. Они обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. В познавательные процессы входят: восприятие, внимание, память и мышление. Познавательные процессы являются составляющей частью любой деятельности человека, поэтому о них важно говорить в контексте обучения.
Проблему речи обычно ставя в психологи в контексте:
мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно
тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой
существования понятия, формой существования мысли.
Речь - исторически сложившаяся форм общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имею этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматически и стилистических средств, правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Комплексное развитие познавательных процессов предполагает усвоение и активное использование речи как средства мышления, образования памяти, единство и взаимообогащающее влияние этих познавательных процессов.
Объект: речь и познавательные процессы
Предмет: влияние речи на формирование познавательных процессов
Цель: изучить процесс влияния речи на формирование познавательных процессов
Задачи:
- рассмотреть теорию речи в психологии;
- определить сущность познавательных процессов;
- выявить процесс взаимодействия речи с познавательными процессами;
- изучить и проанализировать влияние речи на формирование познавательных процессов.
Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретический аспект изучения речи в психологии и понятие познавательных процессов
1.1 Теория речи в психологии
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Психология речи — область психологического знания, возникшая в конце XIX века вместе со становлением психологии как самостоятельной науки. Ее предмет составляет одна из важнейших сторон психики человека — способность владения словом, языком, речью. С момента возникновения данной области и до настоящего времени вопрос о ее предмете переживал довольно драматичную историю, главным действующим лицом которой, кроме психологии, была лингвистика. Конкретным проявлением этой драмы был вопрос о том, являются ли предметом психологии речь и язык или только речь [7, с.208].
При целостном рассмотрении речевой способности человека, которое в той или иной мере сохранялось вплоть до XX века, ученые тесно связывали речь и язык, и тогда мы находим употребление понятий психология речи и психология языка как синонимичные, что выражено в сочинениях старых авто ров — В. Гумбольдта, В. Вундта и др. Однако в начале XX столетия авторитетный лингвист Ф. де Соссюр противопоставил понятия речь и язык. Он считал, что речь порождается текущими, преходящими состояниями психики, она — объект психологии; в языке же подчеркивал его устойчивую системную организацию и квалифицировал его как явление социальное
, формируемое социумом и подлежащее изучению со стороны лингвистики.
Эта точка зрения оказала сильное влияние на позиции многих профессиональных психологов, так же как и на характер самих проводимых исследований. Соответственно интересующая нас область стала строго называться психологией речи. Феномен языка был передан в ведение лингвистики. При этом лингвистика отгораживалась от психологических подходов. Последние воспринимались как чуждые ей и недостаточно объективные. Вопреки этой общей позиции в истории лингвистики не раз возникали психологически ориентированные направления, а отдельные весьма авторитетные авторы высказывали ценные суждения о природе и сущности речеязыковой способности, о чем мы будем подробнее говорить ниже.
В области психологии речи размежевание с лингвистикой, отказ от языка как объекта психологического изучения продержались недолго. Установленные рамки оказались, безусловно, тесными для сколько-нибудь полного и непредвзятого психологического исследования вербальной способности человека. Дело в том, что речь и язык теснейшим образом связаны в своем функционировании — человек говорит только на основе языка. При справедливости тезиса, что язык усваивается от окружающих говорящих людей, т.е. как бы социальным путем, после усвоения он принадлежит каждому говорящему субъекту и тем самым становится частью его функционирую щей психики. Исследование речи в искусственном отделении от языка становится, очевидно, неоправданным.
1.2 Определение познавательных процессов
С момента рождения ребенок начинает познавать незнакомый для него окружающий мир. Каждый новый предмет, явление или человек начинают выделяться из окружающего фона, если они при взаимодействии с ним вызывали эмоциональные переживания: удовольствие или неудовольствие. Постепенно все больше предметов и явлений попадают в поле зрения ребенка и вызывают врожденный ориентировочный рефлекс, который И. П. Павлов назвал рефлекс «Что такое?». Этот рефлекс есть и у животных, он является важным условием для выживания живого организма и позволяет ему ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней. Рефлекс «Что такое?» − это «зачаток» познавательной потребности, которая проявляется в любопытстве и свойственна даже животным, но у человека она превращается в любознательность и выходит за рамки биологической потребности, которая обеспечивает самосохранение особи [2, с.64].
У человека, в отличие от животных, эта потребность пробуждает особую познавательную активность, которая в процессе развития человечества сформировалась в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на познание окружающего мира. На первых этапах она являлась частью трудовой деятельности, предваряющей практические действия. Как и любая деятельность человека (общение, труд, игра, учеба, художественная, спортивная), она имеет свою структуру: цель, план, исполнительные действия, контроль и оценку результата, если она осуществляется как самостоятельная деятельность, но чаще всего она сопровождает основные виды человеческой деятельности, а также участвует в повседневной жизни человека для ориентировки в любой ситуации.
Познавательная деятельность настолько важна для выживания организма, что для ее осуществления психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых и человек, и животное получают и перерабатывают полученную информацию. Это прежде всего внимание, ощущения, восприятие и память, а у человека дополнительно появились более сложные процессы для переработки информации: мышление, речь и воображение. Кроме познавательных процессов человечество выработало целую систему способов и приемов для получения и переработки информации, которые в высшем своем проявлении применяются в научной деятельности, направленной на познание скрытых законов мироздания
В детском возрасте окружающий мир представляет для ребенка неведомое мироздание, в котором ему предстоит жить, и он открывает этот мир для себя как ученый открывает законы мироздания. Ученый использует для этого специальные приборы и методы получения и переработки информации, а ребенок на первых этапах пользуется только органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, которые доставляют ему первичную информацию о мире. Внимание пробуждается на яркие ощущения, на движущиеся предметы. Образ отдельных предметов выделяется из общего фона постепенно, по мере взаимодействия с этими предметами, то же относится к таким параметрам пространства как глубина, объемность предметов и другие явления окружающего мира. В психологии достаточно подробно изучили закономерности развития познавательных процессов у ребенка и обнаружили, что их механизмы и свойства, закономерности развития отличаются от животных, так как в ходе развития дети осваивают приемы, выработанные человечеством, которые существенно изменяют их природу [14, с.368].
Психологическая наука, начиная с XIX в. уделяла особое внимание изучению познавательных процессов. В последние десятилетия накоплен большой багаж научных и практических знаний по диагностике и развитию этих процессов. Исследования показали, что наиболее значимый период для их развития − дошкольный (с рождения до семи лет). В период с четырех до семи лет пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов, которые позволяют обучать ребенка, ускоряя процесс развития познавательных способностей. Ведущую роль в этом процессе выполняют взрослые, участвующие в воспитании ребенка, особенно родители, чей авторитет для дошкольника определяющий.
В последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли, возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе. Сформировалась целая система ускоренного интеллектуального развития ребенка, включающая развивающие занятия в детском саду, специальных развивающих центрах, появилось новое направление психолого-педагогической литературы с развивающими играми и диагностическими методиками для определения уровня интеллектуального развития дошкольника, а в последние годы появились развивающие и диагностические компьютерные игры.
Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны и развиваются в комплексе как познавательные способности, которые являются сложной, согласованно взаимодействующей системой. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а также свой период для развития отдельных его компонентов. Познавательная деятельность ребенка может развиваться в процессе освоения различных видов деятельности, особенно игровой, затем учебной, художественной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, чтение детской литературы), спортивной и трудовой. Но специально организованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенное влияние на развитие познавательных процессов.
Участие взрослого в развитии познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка познавательным приемам, влияет на формирование познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные переживания, что способствует формированию стойких познавательных потребностей к получению новых знаний, умение их применить в повседневной действительности. Отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, которая влияет на развитие личности: систему ее потребностей и мотивов поведения, эмоциональную и волевую сферу, особенности проявления темперамента и формирование характера.
Способности человека представляют собой сложное психическое образование, которое недостаточно изучено психологической наукой, но определен высокий уровень их организации, обусловленный вхождением в их состав множества различных психических явлений, включая отдельные свойства познавательных процессов и свойства личности, которые образуют динамичную систему в период освоения какой-либо деятельности и проявляются в процессе ее осуществления.