Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот чистый доход может быть достаточно стабильным или значительно колебаться в разные периоды. Диапазон возможных последствий любого финансового решения может быть как узким, так и широким. (Например, инвестирование в облигации).
Также очень важно проводить различие между ожидаемыми потерями и неожиданными потерями. Со временем банк приобретет достаточный опыт рискованной деятельности и сможет приблизительно определить убытки, связанные с этой деятельностью. Прогноз используется для расчета ожидаемого убытка по данному портфелю. Неожиданный убыток - это любой убыток, понесенный банком сверх ожидаемого. Существует несколько способов защитить банк от ожидаемых убытков. Он может предоставить более высокое вознаграждение (проценты) за кредит, может приобрести страховку или создать резервы для покрытия убытков от кредитной деятельности на основе ожидаемых убытков. Единственный надежный способ защитить банк от неожиданных потерь - это иметь капитал.
Взаимосвязь между капиталом и риском.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К настоящему времени сложилась определенная система регулирования коммерческих банков, которая постоянно совершенствуется с учетом мировой практики. Консолидированный надзор, который регламентируется Проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности» от 12.03.2001г. будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повышению степени доверия иностранных инвесторов к отечественной экономике. Для стран СНГ и Республики Казахстан применение Базельских принципов предполагает реализацию комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование национальных систем банковского надзора, а также развитие контактов, включая информационный обмен с органами надзора стран, в которых банки РК осуществляют свою деятельность, и стран, инвесторы которых вкладывают средства в капитал казахстанских банков.
Со своей стороны НБРК активно занимается проведением указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования БВУ РК к международным стандартам.
Введены новые, более жесткие экономические нормативы для банков, создаются системы раннего регулирования (BOSS) и особого надзора за деятельностью крупнейших банков, имеющих национальное значение, совершенствуется структура управления процессами регулирования и, расширяется практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.
Одной из главных задач является совершенствование нормативных документов, а также их более глубокая разработка с целью избежания практики частого внесения изменений и дополнений, которая является практически обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень интенсивную работу банков.
Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов достаточности капитала, в настоящее время, приближена к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам управлений пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.
Обязательные резервные требования к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева экономики", а также для оживления деловой активности. В нашей республике, в настоящий момент, наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.
Также хотелось бы остановиться на недостаточном обеспечении законодательной базы деятельности небанковских финансовых организаций (кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными активами и т. д.). Это направление финансового рынка в настоящее время развивается очень стремительно, их доля на рынке капитала быстро растет. Это обусловлено различными факторами, например многие кредитные товарищества - это реорганизованные банки, которые предпочли ограничить спектр предоставляемых услуг и выполняемых операций, а также использовать возможность применения к ним более щадящих обязательных нормативов.
Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность территориального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.
Одновременно банки на местах работают над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (введение главной бухгалтерской книги и вспомогательных журналов) для осуществления эффективной оперативной работы.
Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в связи с этим в НБРК работают специалисты проекта банковского надзора финансируемого ЮСАИД, Добровольческого корпуса, которые предоставляют консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэффициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).
В последнее время Департаментом банковского надзора Нацбанка РК были достигнуты значительные успехи в организации системы банковского надзора, применении новых инструментов дистанционного надзора, совершенствовании законодательной базы.
В связи с прохождением практики в НБРК, хотелось бы добавить, что можно внести изменения и дополнения в некоторые документы:
Ужесточить требования по участию нерезидентов РК в уставном капитале банков;
Усовершенствовать процедуры лицензирования банковских операций.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в Республике Казахстан сложилась эффективная система банковского надзора, оформлены условия для осуществления действенного контроля над банковской деятельностью, создана организационная структура, закреплены функции и полномочия. В настоящее время происходит дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы регулирования банковской системы и совершенствования процедур и методов эффективного разумного банковского надзора.
На сегодняшний день сложилась определенная система регулирования деятельности коммерческих банков, которая постоянно совершенствуется с учетом мировой практики. Консолидированный надзор, который регулируется проектом закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по банковским вопросам" от 12.03.2001. Это будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повысит уровень доверия иностранных инвесторов к отечественной экономике. Для стран СНГ и Республики Казахстан применение Базельского принципа предполагает реализацию комплекса организационных и методологических мер, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование системы банковского надзора страны, а также развитие отношений, включая обмен информацией с надзорными органами. Власти стран, в которых осуществляют свою деятельность банки Республики Казахстан, и стран, инвесторы которых вкладывают средства в капитал казахстанских банков.
Со своей стороны, НБК активно участвует в проведении этих мероприятий, принимая во внимание максимальное приближение правил СТБ РК к международным стандартам.
Для банков введены новые и более жесткие экономические правила, создается система предварительного регулирования (BOSS) и специального надзора за деятельностью крупнейших банков национального значения, совершенствуется структура управления процессами регулирования и развивается практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.
Одной из главных задач является совершенствование нормативных документов, а также их более глубокая разработка, чтобы избежать практики частых изменений и дополнений, которая практически распространена и является фактором, усложняющим и без того очень интенсивную работу банков.
Методология расчета собственного капитала, а также коэффициента достаточности капитала в настоящее время близка к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Этот метод расчета (капитал I, II уровней) позволяет сотрудникам департамента пруденциального надзора более реалистично подходить к оценке собственного капитала банка.
Обязательные резервные требования для банков второго уровня действуют во всех развитых странах. Они используются для сокращения деятельности банков, чтобы уменьшить "экономический перегрев", а также для восстановления деловой активности. В нашей Республике в настоящее время наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.
Я также хотел бы остановиться на обеспечении адекватной законодательной базы для деятельности небанковских финансовых организаций (кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными активами и т.д.).). Эти сферы финансового рынка стремительно развиваются, их доля на рынке капитала стремительно растет. Это связано с различными факторами, например, многие кредитные товарищества являются реорганизованными банками, которые решили ограничить спектр предоставляемых услуг и проводимых операций, а также использовать возможность применения к ним более мягких обязательных стандартов.
Одной из проблем банковской системы Республики Казахстан является неравномерное территориальное развитие банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточная сеть по всей стране. На периферии, особенно в определенных районах, есть средства только для создания новых банков, капитал которых будет соответствовать закону. В то время, когда количество банков сокращается, это создает трудности в обслуживании клиентов, приводит к сужению конкуренции. В некоторых регионах есть одно или два банковских учреждения, которые являются своего рода монополистами. Поэтому в этой сфере развитие небанковских кредитных организаций очень важно.
В то же время местный банк работает над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (внедрение главной книги и дополнительных журналов) для осуществления эффективной операционной работы.
Мероприятия по изучению международного опыта продолжаются, в связи с этим в НБК работают специалисты проекта банковского надзора, финансируемого USAID, Волонтерского корпуса, которые оказывают консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Один из результатов работы зарубежных консультантов основан на рекомендациях системы CAMEL (система оценки банков, учитывающая соотношение достаточности капитала, ликвидности, прибыльности, управляемости).
В последнее время Департамент банковского надзора Центрального банка Республики Казахстан добился значительного прогресса в организации системы банковского надзора, использовании новых инструментов дистанционного надзора и совершенствовании нормативно-правовой базы.
В связи с обучением в НБК я хотел бы добавить, что возможно внесение изменений и дополнений в некоторые документы:
Ужесточить требования к участию нерезидентов Республики Казахстан в уставном капитале банков;
Усовершенствовать процедуры лицензирования банковской деятельности.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод