Файл: Банковская система республики казахстан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центральному сельскохозяйственному банку и другим, образованным в 1922-1925 годах.

В результате кредитной реформы в СССР в 1930-1932 годах филиалы банков были организованы по новому принципу. Для финансирования и кредитования капитальных вложений создано 4 специальных банка:

Банк капитального финансирования промышленного строительства и электроэнергетики (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочных кредитов промышленным предприятиям и электроэнергетике. В 1959 году он был преобразован в Стройбанк СССР;

Банк финансирования социалистического сельского хозяйства (Сельскохозяйственный банк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и Республиканского сельскохозяйственного банка (в 1959 году он был упразднен, его функции были распределены между Центральным банком и Строительным банком СССР);

Кооперативный банк финансирования капитального строительства (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1959 году Всекобанк был ликвидирован, а активы и пассивы переданы организованному коммерческому банку СССР, упраздненному в 1959 году);

Банк финансирования муниципального строительства и жилищного фонда (Цекомбанк); был упразднен в 1959 году, и его функции были распределены между Государственным банком и Стройбанком.

Все филиалы банков занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А Центральный банк СССР сконцентрировал краткосрочные кредиты во всех секторах экономики страны. Возросла роль Центрального банка СССР как главного и магистрального звена всей кредитной системы. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций были сосредоточены в Центральном банке СССР.

Республиканские учреждения всех банков были организованы во всех союзных республиках, включая Казахстан. При этом соблюдается принцип банковской централизации, подчинения банковских учреждений вышестоящим органам банков, недопустимо установление местных правил.

Банковская реформа в СССР была проведена в 1987-1988 годах. В результате на базе учреждений Центрального банка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входившей в состав Центрального банка СССР, был образован сберегательный банк, а на базе Внешторгбанка был создан Внешторгбанк. Центральный банк СССР прекратил предоставление расчетно-кассовых услуг предприятиям и организациям. Об этом заявил Центральный банк страны.


Специализированные банковские структуры построены по принципу территориального управления. Были организованы банки республик Союзных республик и управление банками в провинциях и краях. На районном или городском уровне банки имеют свои собственные учреждения. они создаются по принципу: в округе, как правило, есть одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого приходится на данный район. Исключением был Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе или совхозе.

Коммерческие банки, отделенные от государственных банков, обычно функционируют как специализированные, каждый банк обладает монополией в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансируют и кредитуют свои компании в соответствии с указаниями, часто по очень низким процентным ставкам, без учета законности, жизнеспособности и прибыльности этих компаний. В активах этих банков преобладают низкокачественные просроченные кредиты убыточных государственных предприятий.

В целом идея специализации банков вносит путаницу в работу банковской системы, она не освобождает от монополий, не вносит радикальных изменений в механизм кредитования, но становится, возможно, более сложной и характеризуется множеством звеньев, очевидно дорогостоящего, бюрократического аппарата верхнего уровня возрастает по мере ослабления основных звеньев.

После распада СССР и приобретения Казахстаном статуса суверенного государства в 1991 году возникла необходимость реформирования банковской системы республики, создания ее правовой базы и принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Это обстоятельство определило принятие закона Республики Казахстан "О Центральном банке Республики Казахстан" от 13 апреля 1993 года и закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан" от 14 апреля 1993 года. Принятие настоящего положения унифицирует двухуровневую банковскую систему и определяет последовательность взаимоотношений между Центральным банком Республики Казахстан и банками второго уровня. Кроме того, это способствует созданию большого количества (около двухсот) банков второго уровня в Казахстане, которые отвечают потребностям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды на начальном этапе экономических реформ. В дальнейшем, в связи с усилением роли центральных органов исполнительной власти государства в лице президента и правительства, необходимостью вывода страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенитета - введением 15 ноября 1993 года национальная валюта - казахстанский тенге, а также вступление 01 марта 1995 года в силу Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и был принят новый закон о банковской деятельности. 30 марта 1995 года был принят имеющий юридическую силу указ Президента Республики Казахстан "О Центральном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 года - имеющий юридическую силу указ президента Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Республики Казахстан".



Основной целью указа "О Центральном банке Республики Казахстан" является более полное отражение роли Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики и адаптация законодательства к международным стандартам. Отсутствие законодательно закрепленного механизма подотчетности Центрального банка президенту Казахстана и высшим представительным органам Республики вызывает проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем указ "О Центральном банке Республики Казахстан" четко и детально устанавливает порядок взаимодействия Центрального банка с президентом и парламентом. В частности, подотчетность Центрального банка определяется только перед президентом Республики Казахстан, с согласия и от имени которого может быть проверена деятельность Центрального банка.

1.2.Особенности банковской системы Казахстана

Банковская система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система занимает промежуточное положение между старой, жесткой и монополизированной системой (Национальный банк - специализированные филиалы банков) и двухуровневой системой (Национальный банк - Коммерческие банки). В Казахстане, в целом, сформировалась и начала функционировать двухуровневая банковская система. Бывшие специальные банки, как и прежде, предоставляют кредиты своим постоянным клиентам (в основном государственным предприятиям, организациям и отраслям промышленности) и акционерам по льготным ставкам. Такая ситуация вынуждает менее влиятельные коммерческие банки поддерживать довольно льготные кредиты в борьбе за своих вкладчиков. Более 90% вкладов населения находятся на счетах в учреждениях сберегательного банка, что обусловлено высоким доверием к ним (это единственный банк, безопасность вкладов которого гарантирована государством), а также доступностью его учреждений. Сберегательный банк - единственный банк, который занимается кредитованием физических лиц. Новые коммерческие банки, как правило, не заинтересованы в мелких клиентах и не всегда хотят работать с населением самостоятельно. Доля вклада населения в пассивах коммерческих банков на постоянной основе увеличилась не более чем на 0,5%. Однако в последнее время в поисках свободных средств они стали обращаться к новым формам работы, привлекающим частных инвесторов, - срочным вкладам, депозитным и сберегательным сертификатам, простым векселям, акциям, облигациям.


Сфера расчетных услуг для юридических лиц менее монополизирована. Существует реальная конкуренция за крупных клиентов, которые вносят или переводят через свои счета крупные средства.

Основным видом активных операций коммерческих банков Казахстана является кредитование юридических лиц (35-37% активов). Существует несколько закономерностей, присущих этому виду банковской деятельности. Во-первых, существует очень высокая доля краткосрочных кредитов (95-96%), и существует постоянная тенденция к росту этого показателя. Средний срок кредитования составляет 3-4 месяца, что связано с высоким уровнем риска и неопределенности в кризисных и инфляционных условиях. Во-вторых, ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам альтернативным секторам экономики, а кредиты на расширение и модернизацию производства ниже, чем кредиты на торгово-закупочную деятельность. При кредитовании предприятий различных форм собственности используются различные формы погашения кредита: страхование, перестрахование, гарантия, залог, ипотека. Другие виды операций коммерческих банков включают инвестиции в свободно конвертируемые валюты (40% активов) и выдачу межбанковских кредитов (2% активов). Новые виды банковских операций не получили широкого распространения: вложения в ценные бумаги и акции (0,5-0,6% активов), трастовые операции, лизинг. Помимо кредитов экономическим органам и банкам, значительная часть средств коммерческих банков размещается на корреспондентских и резервных счетах в Центральном банке и в кассовых аппаратах (15-16%). Из источников банковских средств можно выделить в основном средства на текущих и расчетных счетах предприятия, кредиты других банков, в основном Центрального банка, собственные средства банка. Минимальная и максимальная процентные ставки составляют 100 и 180% соответственно по депозитам и кредитам коммерческих банков. На рост процентных ставок по кредитам влияет повышение учетной ставки Центрального банка. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане функционируют как универсальные банки, без относительной специализации.

За прошедшие годы банковское дело во всех странах претерпело глубокие изменения. Экономический кризис, с одной стороны, и технический прогресс, с другой, усиливают влияние конкуренции, которая угнетает банковский мир. Чтобы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, банки должны прибегнуть к беспрецедентной модернизации. Более того, это характерно не только для современных банков, но и для всей банковской истории.


Долгое время, вплоть до 19 века, развитие финансового капитала шло в основном параллельно с развитием промышленного и коммерческого капитала. Банковский кредит является одной из немногих форм денежного капитала и практически единственной его формой, связанной с потребностями производственного и торгового секторов экономики. В то же время банковский кредит, который способствует концентрации и централизации капитала, является мощным фактором экономического развития. Результатом этого развития стал процесс изменения экономической структуры капиталистического общества, начавшийся во второй половине прошлого века. К ним относятся, прежде всего, развитие общей формы долевой собственности и тенденция к монополизации, то есть, по крайней мере, в значительной степени основаны на таких противоречивых явлениях, как социализация и чрезмерная централизация капитала. Из этих взаимосвязанных процессов важнейшим условием является усиление движения денежного капитала, изменение положения денежной формы, выдвижение ее на лидирующие позиции среди всех форм капитала. Под влиянием происходящих изменений позиции банковского сектора в экономической системе общества значительно укрепились. Кроме того, были разработаны новые альтернативы банковскому делу, методы управления денежными потоками. Речь идет о выпуске долевых и долговых ценных бумаг. Создание фондового рынка ознаменовало важный этап в экономическом развитии капиталистического государства. С появлением рынка нового типа банк продвинулся вперед среди его основных участников.

Участие в операциях на фондовом рынке значительно повысило прибыльность банковской деятельности. В то же время дополнительные риски, связанные с новым видом деятельности, являются объективным фактором снижения устойчивости банка. В результате отсутствия дополнительных мер регулирования для обеспечения ликвидности и резервов экономики неблагоприятная конъюнктура, произошедшая на финансовых рынках (в Соединенных Штатах в 1929 году), привела к глубокому общему финансово-экономическому кризису. Это послужило поводом первоначально для штатов, а впоследствии и для законодателей ряда других стран к введению обязательной специализации в финансовом бизнесе и распределению инвестиционной деятельности по независимо регулируемым отраслям, а также законодательному запрету на эту деятельность для банков. Такая специализация, создавая ряд дополнительных возможностей с точки зрения контроля и поддержания ликвидности банков и инвестиционных компаний, препятствует развитию конкуренции и рынка капитала в целом, что объективно замедляет экономическое развитие. Поэтому в Соединенных Штатах, начиная с 80-х годов 20 века, целесообразность сохранения ранее введенных ограничений все чаще ставится под сомнение. Эти сомнения подкрепляются примером стран, банковский сектор которых успешно развивается при отсутствии специализации в области инвестиционной деятельности и при ведущей роли универсальных банков. Таким образом, банковское дело претерпело значительные изменения в своем развитии, что связано с разницей во времени и эпохах.