Файл: Стрессфакторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 561

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Физическая культура


Группа Ж111
Студент
С.Г. Якимова


МОСКВА 2021/22

Реферат на тему:
«Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений».

Введение……………………...3

Основная часть:

«Теоретические аспекты понятия стресса в жизни студента»………4

Сущность понятия «стресс». Разбор понятий «дистресс» и «эустресс»……………………………………..……4

Виды стресса у студентов и факторы возникновения учебного стресса…………………………………………………………………6

«Методы борьбы со стрессом»……………………………...8

Физические упражнения, как метод борьбы со стрессом……………….8

Примеры видов спорта и физических упражнений, снижающих стресс……………………………………….….9

Заключение………………………………………….....13

Список использованной литературы………………………………………..….14

Введение.

Учебная деятельность студентов высших учебных заведений является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Повышенная мобилизация внутренних ресурсов, их перенапряжение могут приводить к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического и соматического здоровья. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, следовательно, проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.

Исследования наглядно демонстрируют, что систематическое использование дозированных физических упражнений будет содействовать улучшению функционального состояния и позволят снизить стресс у студентов. Таким образом, эффективным средством совершенствования функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов, снижения стресса, выступают регулярные занятия физкультурой и спортом.


Цель реферата - исследовать стресс-факторы в процессе обучения студентов в учебном заведении и средства нейтрализации их при помощи физических упражнений.

В соответствии с выдвинутой целью, в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

1.проанализировать имеющуюся литературу, согласно цели работы;

2.рассмотреть стресс-факторы у студентов;

3.изучить воздействие физических упражнений на нейтрализацию последствий стресса у студентов;

В процессе написания реферата, применялись методы анализа литературных источников, проанализировав которые была определена роль физических упражнений в нейтрализации у студентов стресс-факторов.

Теоретические аспекты понятия стресса в жизни студента.

Сущность понятия «стресс». Разбор понятий «дистресс» и «эустресс».

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Г. Селье рассматривал стресс, как неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или нервной системы в целом. Неспецифическая реакция – всегда определенный, одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на предъявленное ему требование. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом [6].

Под стрессом мы, вслед за В.А. Бодровым, понимаем функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы. Не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида [1].

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. Таким образом, стресс возникает только тогда, когда студент оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.



У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный - эутресс,

б) стресс вредоносный - дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

- Положительный эмоциональный фон;

- Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

- Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

- Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса [6].

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других, как объективного, так и субъективного характера:

Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

Чрезмерная сила стресса, повышающая адаптационные возможности организма;

Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Кроме этого, стресс является важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как он помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Г. Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни" [6].

Виды стресса у студентов и факторы возникновения учебного стресса.

Выявлен целый спектр факторов возникновения учебного стресса у студентов вуза: большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, нежелание учиться, разочарование в профессии, строгие преподаватели и др.

Для студента вуза проблемами и трудностями также могут быть следующие факторы: недостаток сна; несданные вовремя работы; большое количество пропусков; плохая успеваемость по определенной дисциплине; плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум) [2].

Интересные выводы были сделаны Котовой Г.Н. в ходе социально-гигиенического мониторинга влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде (исследование проводилось методом анонимного анкетирования среди молодых людей (1500 человек) в возрасте 16-29 лет, обучающихся в различных типах образовательных учреждений на территории Липецкой области в 2000 и 2010 гг.) [4].


Результаты медико-социального исследования показали, что за последние 10 лет значительно возросла частота учебных стрессов от неудовлетворенности студентов выбранной специальностью.

Котова Г.Н утверждает, что сложившиеся в последние десятилетия факторы «материального» обеспечения обучения и фактор психосоциального благополучия стали более существенными социально-гигиеническими факторами образа жизни молодых людей [4].

Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. В последние годы получены убедительные доказательства того, что он оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, Ю.В. Щербатых выделил три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов [7].

Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма.

На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. Такой уровень его функционирования является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных ресурсов.

Если организму в течение некоторого времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы истощились (например, билет попался очень трудный), то наступает третья стадия – истощения.

Эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке – на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а фаза истощения может развиться к концу сессии [3].

Стресс, связанный с учебой, наиболее выражен у студентов младших курсов, затем его уровень уменьшается, достигая наименьшего значения у выпускников. Наиболее частые проявления учебного стресса – плохой сон, ощущение постоянной нехватки времени, плохое настроение, депрессия, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Наименее частые – затруднение дыхания, проблемы с желудочно-кишечным трактом, головная боль, нарушение социальных контактов, проблемы в общении, напряжение или дрожание мышц.


Методы борьбы со стрессом

Физические упражнения, как метод борьбы со стрессом.

Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса. Как мы выяснили в первой части работы, к числу отрицательных факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс - положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям. "Плохой" стресс - дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение неврозов зависит от того, как стресс-факторы воспринимаются личностью.

Анализ данных о возникновении и течении заболеваний, связанных со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей ситуации. Отрицательное воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на своем напряжении, чем на вопросе - "Что можно сделать со стрессом?". Для снятия стресса большинство людей, в том числе и студенты, чаще всего используют - сон, общение с друзьями или любимым человеком, вкусную еду, поддержку или совет родителей, редко – сигареты, тонизирующие напитки, просмотр фильмов.

Специалисты из разных областей предлагают достаточно много способов борьбы со стрессом: психологических, медикаментозных и многих других. Однако, один из самых эффективных и доступных для студентов способов борьбы со стрессом является спорт и физическая активность. Регулярные физические нагрузки, не только совершенствуют тело, но и улучшают его психологическое состояние, нормализуют эмоциональный фон. Занимаясь спортом, студент повышает выносливость организма, укрепляет его, учится быстро реагировать на изменяющиеся условия. Полученные навыки он может легко переносить и применять в повседневной жизни – на учебе, работе и семье.

На положительное влияние занятиями физической культурой указывают различные эксперименты. Один из таких экспериментов был проведен Ю. Л. Ханиным и Г. В. Булановой. Цель эксперимента заключалась в изучении влияния учебных занятий по физической культуре на эмоциональное состояние студентов. В исследовании приняло участие 229 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Результаты показали, что независимо от вида спорта после учебных занятий происходило снижение уровня тревоги.